Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада

Ангелина Мягкова
Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Цель занятия. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Расширять словарный запас детей.Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Развивать творческое воображение. Вызывать положительные эмоции.

Задачи:

Образовательная:

- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;

- продолжать учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

- продолжать формировать умение делить слова на слоги;

- познакомить детей с особенностями жизни пауков, рассказать об их пользе.

Развивающие:

- развивать связную речь;

- совершенствовать умение определять количество слогов в слове;

- закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением;

- развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, словесно- логическое мышление;

- развивать умение называть слова на заданный звук.

Воспитательная:

- формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми;

- развивать умение слушать сверстников;

- воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Нравственные воспитательные задачи:

- учить сопереживать другому человеку и поддерживать в трудной ситуации;

- воспитывать чувство взаимопомощи;

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру;

- прививать любовь к природе.

Материалы к занятию: игрушки бибабо Красная Шапочка, Бабушка, Волк; мягкая игрушка паучок; фонограмма «Песенка Красной Шапочки»; «Стишок про паука» С. А. Антонюк; «Обучение дошкольников грамоте»: Методическое пособие/ Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. / Под ред. Н. В. Дуровой. – М.: Школа-Пресс, 1998, Занятие № 22; «От слова – к звуку»: Альбом-пособие/ Н. В. Дурова, Л. Н. Невская. / М.: Школа-Пресс, 2000, Занятие № 16; картина-схема слова паук; красные, синие, зеленые фишки, указка.

Методы и приемы:

игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, закрепление, поощрение, итог.

Задачи интегрированных образовательных областей:

«Познание». Рассказать детям о пользе пауков, об их роли в природе.

«Коммуникация». Развивать свободное общение со взрослыми и детьми. Развивать умение слушать друг друга.

«Социализация». Формировать умение соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения в процессе совместной образовательной деятельности. Воспитывать стремление согласовывать свои действия с действиями окружающих. Учить сопереживать.

«Чтение художественной литературы». Побуждать к внимательному прослушиванию стихотворных текстов. Развивать умение отвечать на вопросы по тексту и давать развернутые ответы.

«Музыка». Содействовать восприятию музыкальных образов, вызывать эмоциональный отклик, создавать веселое настроение.

Ход занятия.

Дети играют,я обращаюсь к ним: - «Ой, ребятки, слышите? Кто-то к нам в двери стучит, давайте я схожу посмотрю» Выхожу за дверь, беру игрушку Красной Шапочки, захожу в группу: - «Посмотрите, кто в гости к нам пришел! Узнаете, кто это!»

Ответы детей.

Красная Шапочка (в дальнейшем К. Ш.): Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно, что вы меня узнали. Вы знаете, куда я иду?

Ответы детей.

К. Ш. Да, вы правы, я иду к своей бабушке, только вот я заблудилась в лесу. Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к моей бабушке.

Я: Ну что, поможем, ребята?

Ответы детей.

Я: Отлично. Но вы помните, что дорога наша лежит через лес, а кто водится в лесу?

Ответы детей.

Я: Я знаю, что вы смелые ребята и не боитесь волков. И, если мы возьмемся за руки, нам будет дружнее, и веселее.Беремся за руки и повторяем все вместе за мной: «Дружно, весело шагаем и друг другу помогаем!». (Дети повторяют). Замечательно! Теперь можно отправляться в путешествие.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

К. Ш. Ой, ребятки, как-то скучно мы идем. Чего-то нам не хватает. Чего?

Ответы детей.

К. Ш. Правильно, песни. Я спою вам свою любимую песню, а вы мне подпевайте.

Включаю фонограмму «Песенка Красной Шапочки». Дети идут вприпрыжку, на припеве останавливаются и делают движения руками в соответствии с текстом. Исполняется вся песня.

Я: Так веселее, ребята. Правда? Ребята, смотрите, мы шли-шли и пришли к болоту. Как же нам теперь здесь пройти? Придется прыгать по кочкам. Но не просто так прыгать. Будем с вами называть добрых братцев (термин по методическому пособию). Каких добрых братцев вы знаете? Поднимайте руку. (Спрашиваю одного ребенка). Правильно. Давайте вместе повторим. (Дети повторяют звук все вместе). Делаем один шаг вперед. Кто еще знает? (Спрашиваю ребенка). Теперь вместе. Делаем еще шаг (Таким образом назвать 5-6 мягких согласных звуков) Ну, вот мы и выбрались из болота. Можно и передохнуть. (Неожиданно достаю из-за спины куклу волка бибабо).

Волк: (рычит) Кто это тут расшумелся и не дает мне спать? Я сейчас вас всех съем.

Я: Здравствуй, волк. Пожалуйста, не ешь нас. Мы должны помочь Красной Шапочке найти дорогу к бабушке.

Волк: Хорошо, не съем. Только вам придется немножко потрудиться. Согласны?

Ответы детей.

Волк: Скажите мне, сколько слогов в слове «волк»?

Ответы детей.

Правильно! Назовите еще слова с одним слогом. (Дети называют)

Волк: Измените слово «волк» так, чтобы стало 2 слога.

Ответы детей.

Волк: Правильно, «волчок». Слышите, как сразу ласково стал я называться. Придумайте слова с двумя слогами.

Ответы детей.

Волк: А теперь самое сложное задание. Измените слово «волк» так, чтобы стало 3 слога.

Ответы детей.

Волк: Правильно, «волчище». Вот, какой я теперь стал сердитый. Назовите слова с тремя слогами.

Ответы детей.

Волк: Я смотрю, вы умные ребята, и мне очень понравились. А раз вы помогаете другим людям, значит вы еще добрые и отзывчивые. Поэтому я вас есть не буду. До свидания, ребята, может, еще увидимся. (Ребята прощаются с волком).

К. Ш.: Какой необыкновенный волк нам встретился. Ребята, если бы не вы, я бы не смогла ответить на вопросы волка. Спасибо вам. Ой, смотрите, речка, а мостик узенький-узенький. Как же мы пройдем?

Физкультурная минутка

Я: Ребята, давайте поставим руки на пояс и повернемся правым боком. Идем приставным шагом и повторяем за мной (Идем вокруг столов):

Раз, два, три, четыре -

По мосточку мы идем.

Раз, два, три, четыре –

Через речку перейдем.

Раз, два, три, четыре –

На полянке посидим.

Раз, два, три, четыре –

По душам поговорим.

Я: А вот и поляна, можно присесть и отдохнуть. (Дети садятся за столы на свои места).

К. Ш.: Ой, боюсь, боюсь!

Я: Кого ты боишься, Красная Шапочка?

(Из-за доски появляется игрушечный паучок.)

К. Ш.: Смотрите, паук?

Паук: Извините, я не хотел вас напугать.

Я: Действительно, ребята, пауков не стоит бояться, так как, почти все пауки безвредны для людей и большинство из них не пытаются укусить человека.Паук: Мы, пауки, очень полезные животные. Мы истребляем вредных насекомых как на полях, так и в садах и виноградниках. Мы находим вредителей не только на земле, но и в растительном ярусе.

Я: Пауки поедают лишних насекомых, устанавливая равновесие в природе, поэтому, ребята, ни к воем случае нельзя уничтожать пауков и вредить им.

Вы запомнили это? Про паучков есть много стихотворений и загадок, я прочту вам свое любимое стихотворение.

Про паука

Заплетает паутинку

На деревьях паучок.

Словно осени снежинки,

Он развесил на сучок.

Кружевных узоров мастер,

Он работает весь день,

Все в лесу уже украсил,

Даже старый дряхлый пень!

Я: Понравилось вам стихотворение?

Ответы детей.

Я: С чем сравнивает автор паутину? (Со снежинкой) А как называет он паука? (Кружевных дел мастер)

Я: Да, ребятки, паутина похожа на кружево и очень красиво выглядит. А теперь, детки, посмотрите на доску. Что вы видите?

Ответы детей.

Я: Правильно, плакат с изображение паука, а внизу квадратики. Вы, наверное, уже догадались, что нам нужно разобрать слово паук.

У доски слово разбирает один ребенок по желанию. Дети на местах разбирают слово в альбомах-пособиях и расставляют цветные фишки на свои места.Вопросы и задания: «Сколько звуков в слове паук? Сколько гласных звуков? Сколько слогов? Какой первый гласный звук? Назовите первый слог. Какой второй гласный? Второй слог. Сколько согласных звуков в слове? Какой первый? Назовите второй.

Паук: Ребята, как у вас замечательно получилось. А мне пора домой, до свидания.

Я: Ребята, давайте попрощаемся с паучком. (Дети прощаются) но, чтобы нам было не так грустно, я вам расскажу еще одно стихотворение про паучков, а вы приготовьте свои ручки и повторяйте за мной.

Пальчиковая гимнастика.

Паучок

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Действия аналогичны первоначальным.

Я: Ребята, отправляемся дальше. Я думаю, что бабушкин домик уже совсем недалеко.

(Снова неожиданно появляется волк)

Волк: А-а-а, старые знакомые. Хорошо, что вас встретил. Помогите мне, пожалуйста, назвать слова на звук «в».

Ответы детей.

Волк: Теперь на «о».

Ответы детей.

Волк: Теперь на «л».

Ответы детей.

Волк: Теперь на «к».

Ответы детей.

Волк: Спасибо, ребята. Я еще раз убедился, что вы умные детишки. Пойдемте, я вас провожу к домику бабушки. Только здесь река.

Я: Ребята, давайте возьмемся за руки и повернемся левым боком, идем приставным шагом.

Волк: А вот и домик бабушки. До свидания, ребята. (Дети прощаются)

Итог и рефлексия.

(Достаю куклу бабушки)

Я: Ребята, ну вот мы и помогли Красной Шапочке дойти до бабушки, давайте поздороваемся. (Дети здороваются)

Бабушка: Здравствуйте, дорогие ребята. Спасибо, что вы помогли моей внучке найти дорогу ко мне.

Я: Ребята, как вам показалось, трудный был путь?

Ответы детей.

Я: Расскажите бабушке, какие приключения нас ожидали в пути, что вам было трудно, а что легко.

Ответы детей.

Я: А что нового вы узнали из нашего путешествия?

Ответы детей.

Я: Я хочу сказать, что мне было очень приятно с вами путешествовать, потому что вы были дружны, помогали друг другу и показали в пути свои хорошие знания. Спасибо

Публикации по теме:

Активные методы и приемы подготовки детей к обучению грамоте Основные задачи подготовки к обучению грамоте в старшей группе: Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;.

Дидактическая игра «Дифференциация гласных и согласных звуков»Дидактическая игра «Дифференциация гласных и согласных звуков» Цель: - учить детей определять первый звук в слове; - дифференцировать гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки; - развивать фонематические.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Домашние животные
Автор публикации:
Конспект комплексного занятия по обучению грамоте в старшей группе детского сада
Опубликовано: 23 апреля 2014 в 17:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...

10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...


Горячие темочки