Получи документы

Конспект культурной практики с детьми подготовительной группы «Картина Федора Алексеева «Вид Казанского собора в Петербурге»

Савченко Валентина Ивановна
Конспект культурной практики с детьми подготовительной группы «Картина Федора Алексеева «Вид Казанского собора в Петербурге»

Конспект культурной практики с детьми подготовительной группы.

Картина Федора Алексеева

«Вид Казанского собора в Петербурге»

Публикация «Конспект культурной практики с детьми подготовительной группы „Картина Федора Алексеева „Вид Казанского собора в Петербурге“» размещена в разделах

Комментарий для воспитателя. В данной культурной практике познавательная и культурологическая части переплетены и даются в ходе процесса знакомства с репродукцией. С помощью вопросов рефлексивного характера предпринимается попытка формирования у каждого ребенка стремления к эмоционально-личной осознанности эстетического воздействия на него произведения живописи, отображающего достопримечательности Петербурга.

Задачи

Развивающие:

• продолжать развивать интерес к произведениям архитектуры и живописи, умение рассуждать о прекрасном;

• развивать рефлексивные качества в ходе культурологического воспитания.

Образовательные:

• продолжить знакомство детей с жанром архитектурно-городского пейзажа;

• познакомить с сооружением церковной архитектуры.

Воспитательные:

• воспитывать чувство уважения и сопричастности к памяти о героях государства Российского;

• воспитывать умение формулировать личные оценочные суждения о произведениях искусства.

Предварительная работа. Вовлечение родителей в образовательную деятельность: предложить посетить с ребенком Казанский собор либо познакомиться с ним путем просмотра видеофильмов и иллюстраций. Рассмотреть фотографии с изображениями собора Святого Петра в Риме и его колоннады, «всевидящего ока в лучах» на фронтоне портика Казанского собора.

Словарная работа. Пояснить значение слов: аттик – декоративная стенка, возведенная над венчающим сооружение карнизом; портик– крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны; пилястры – вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну; балюстрада – невысокое ограждение террасы, состоящее из балясин (столбиков, соединенных сверху перилами; каннелированныеколонны имеют желобок на стволе; обелиск– памятникв виде сужающегося кверху граненого каменного столба; антаблемент– балочное перекрытие пролета или завершения стены; барабан– элемент архитектуры храма, который венчается куполом; круглая скульптура – обозримая со всех сторон, существует три ее типа: бюст, статуя и скульптурная группа; бронзовая скульптура – отлита из бронзы, наиболее дорогостоящая и роскошная среди других скульптур.

Материал и оборудование: репродукция картины Ф Алексеева «Вид Казанского собора в Петербурге»; фотографии собора Святого Петра в Римме и фронтон портика Казанского собора.

Ход культурной практики

В о с п и т а т е л ь. Ребята, продолжим знакомство с репродукциями картин живописцев, которые с большой любовью отобразили прекрасные архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

(Прием краткой информации об изображенном на картине архитектурном шедевре.) Посмотрите на репродукцию картины художника Федора Алексеева «Вид Казанского собора в Петербурге». Он был построен по проекту русского зодчего Андрея Воронихина для хранения чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Казанский собор стал украшением Невского проспекта. До возведения Исаакиевского собора, в течение почти полувека он был самым крупным собором Санкт-Петербурга и придворным храмом царствующего дома Романовых.

Построили собор за одиннадцать лет по соизволению Павла I и при попечении Александра I. Император Павел I пожелал, чтобы храм напоминал собор Святого Петра в Риме. Добиваясьсходства, архитектор создал перед северным фасадом Казанского собора грандиозного вида колоннадуиз 96 каннелюрованныхколон высотойдо 13 м. Вспомните, мы рассматривали фотоизображения собора Святого Петра и его колоннаду. Взгляните на картину и оцените вид этой колоннады. Согласитесь, она как бы раскрывает объятия, которые обращены к Невскому проспекту.

(Прием поэтического сравнения.)

А Казанский собор, как ангел,

Распластав свои два крыла,

Беспокоясь о нашем благе,

Дарит каждому часть тепла.

А. Дмитриева-Костина

Колоннада придала собору парадный вид. Художник очень точно передал архитектуру северной стороны храма. На картине видно, что здание собора и колоннада поставлены на высокий цоколь, облицованный гранитом. Рядом с цоколем изображены фигуры людей, и заметно, что цокольвыше человеческого роста.

(Прием, побуждающий к внимательному рассматриванию главной архитектурной особенности собора.) Рассмотрите середину колоннады. Художник достаточно четко прорисовал шесть колонн и высокие ступени лестницы, хотя мы видим это как бы издали, в самой глубине картины. Средняя часть колоннады выделена портиком, слегка выступающим вперед. Над колоннами портика –мощный аттик. На фронтоне портика изображено «всевидящее око» с лучами. Даже на картине заметны золотые краски, которыми художник выделил эту часть в общем теплом колорите стен и колоннады. «Всевидящее око» использовалось в храмовой архитектуре, оно символизирует Всевидящего Бога и Троицу – в соответствии с углами треугольника. Сияние вокруг означает великую святость. Мы рассматривали такое изображение. Вспомнили? «Всевидящее око» используется и в качестве символа Божественной защиты и процветания.

(Прием краткого пояснения, обуславливающий правильное восприятие детьми целостности архитектурной композиции собора.) Издали аттик воспринимается как основание купола, а портик – как его пьедестал. Купол входит в композицию колоннады как ее часть, венчающая центр. Так зодчий продемонстрировалархитектурное единство колоннады со зданием собора. Художник этуважную особенность сумел очень точно передать в картине.

(Прием,обращающий внимание на отображение в картине архитектурных особенностей собора с помощью изобразительных приемов.) Купол Казанского собора стал первым крупнымкуполом из кованого железа, а собор – одним из самых высоких купольных зданий Петербурга. Взгляните, на картине онизображен нежно-зеленым цветом. Живописец сумел так тщательно написать купол, что видны не только прямоугольные окна на его высоком цилиндрическом барабане, но различимы даже пилястрымежду окнами. На вершине купола– золоченое «яблоко» с крестом. На площади перед храмом– обелиск, на вершине которого тоже золоченый крест. Они как бы перекликаются, что создает колористическоеи архитектурное созвучие.

(Прием, обучающий умению определять композиционный центр картины.) Ребята, вы заметили, что именно колоннада и купол как бы доминируютнад всем изображенным в картине и сразу притягивают взор зрителя. Это один из композиционных центровкартины.

(Прием сообщения познавательной информации из области архитектуры.) Посмотрите,портиксоединяется с проездами с помощьюотходящих в обе стороны от него ажурныхполукружий колоннады. Их концы закреплены монументальными портикамии придают всей колоннаде законченность. Художник мастерски сумел передать не только ажурность колоннады, но и воздушность балясинбалюстрады, устроенной на колоннаде.

На картине видно, что в архитектурномансамбле собораколоннада главенствует. Но собор стоит на таком расстоянии от Невского проспекта, что колоннада, широко раскрытая в его сторону, совсем не препятствует проходу к городским кварталам. При этом Невский проспект активно включен в пространство соборной площади, увеличивая его. И на картине передана эта архитектурная особенность. Смотрите, как много простора для людей, они свободно перемещаются пешком и в экипажах.

(Прием, раскрывающий отличительные особенности архитектуры собора.) Казанский собор особенный, его архитектура отличается от других храмов. Часто собор называют музеем российского природного камня. Для облицовки стен, создания капителей, фризов был использован туф, во внутреннем убранстве храма – карельский мрамор, порфир и яшма. А 56 колонн внутри храма созданы из розового гранита.

Обратите внимание, левое крыло колоннады находится практически у самой воды канала, что что придает легкость всему архитектурному ансамблю.

Выглядит собор очень величественно, но его не подавляюще. Казанский собор сочетаетв себе монументальность и легкость. Монументальность достигнута благодаря мощному цоколю, крупному объемувсего сооружения,проездам и аттику. А легкость придаютстройный купол, многочисленные окна на барабане,плавные полукружия колоннады с ритмично и широко расставленными колоннами, а также нежная, приятная цветовая гамма собора. Светло-желтый камень, из которого сделаны колонны, на картине гармонирует со светло-зеленым, устремленнымв небесную синеву куполом.

Самая интересная особенность собора в том, что в его композиции главная не купольная часть, как в традиционных православных храмах, а колоннада. Полностью прикрывая здание со стороны Невского проспекта, она, прежде всего, привлекает внимание, способствует тому, что собор сразу воспринимается как сооружение не церковной, а светской архитектуры. В соборе нет колокольни. Слева от его западных дверей, в аттике бокового проезда расположена звонница, где установлено восемь колоколов. Таким образом, Андрей Воронихин отошел от традиционных принципов церковного строительства и создал здание, художественный образ которого напоминает сооружение светского типа.

(Прием краткого пояснения использованных в архитектуре собора стилей.) Казанский собор сочетает архитектурные стили ампир и классицизм. Русский классицизм– это портики, треугольные фронтоны,круглая мраморная и бронзовая скульптура в декоративном оформлении храмов. Казанский собор – один из самых ярких православных храмов в России. Наружные бронзовые скульптуры, выполненные лучшими скульпторами России, представляют святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Предтечу и Александра Невского. Всего снаружи размещены 14 больших и малых барельефных панно, поэтому можно сказать, что здание Казанского собора представляет собой синтез архитектуры и скульптуры.

Украшающиехрам колонны, орнаменты, пилястры, карнизы, над которыми размещен аттик и балюстрада, а также гигантские размеры экстерьера храма– все это характерно для стиля ампир.

(Прием, способствующий формированию чувства гордости за достижения соотечественников.)Казанский собор стал первым в России храмом, построенным русским архитектором, а не иностранцем, но уже в чисто европейском стиле. За создание проекта Андрей Воронихин был награжден орденом Святого Владимира 4 степени.

После Отечественной войны 1812 г. Казанский собор стал памятником русской воинской славы. В 1813 г. здесь был похоронен великий русский полководец фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов и помещены различные военные трофеи. В храме и сейчас хранится икона Казанской Божьей Матери, перед которой молились Кутузов и русские солдаты.

Такова история возведенного в самом центре Санкт-Петербурга на Невском проспектеКазанского собора, который стал одним из выдающихся памятников архитектуры не только в России, но и в мире.

(Приемы, обучающиепониманию языка живописи.)Своей картиной Федор Алексеев подчеркиваетзначимость Казанского собора. Посмотрите, высокое, почти безоблачное небо художник изобразил светлыми и радостными красками. Золоченый крест на куполе собора как бы растворяется в небесах, а молитвы людей в храме возносятся к Богу. Этот изобразительный прием помог художнику раскрыть один из замыслов картины– показать возвышенную цель Казанского собора как здания церковной архитектуры. Но в картине не один замысел. Подумайте, ведь собор и колоннада хотя и являются композиционным центром, но изображены на втором плане картины. На переднем и центральном планах мы видим Казанский мост через Екатерининский канал, набережную, несколько домов рядом с соборной площадью и довольно много людей. Вторым замыслом художника было желание создать живой образ большого многолюдного города.

Площадь перед собором всегда привлекала жителей. Это полотно соединяет в себе жанрыгородского пейзажа, экстерьера и жанровой живописи. Художник показал собор изысканной возвышенной архитектуры, которая гармонично сочетается с жизнью простых горожан. Мы видим лодку с людьми, выплывающую из-под моста. Справа у самой воды – группа прачек, стирающих белье в водах Екатерининского канала. Сейчас он называется канал Грибоедова. Слева, внизу полотна изображена группа оживленно беседующих петербуржцев. По брусчатке Невского проспекта в разных направлениях едут экипажи, запряженные лошадьми. У людей, сидящие в них, свои неотложные дела.

Справа, на углу дома – торговые палатки, возле них остановились прохожие. На балконе углового здания сидят две женщины, которые внимательно смотрят на площадь. За их спинами – мужчина, который рассматривает что-то в подзорную трубу. Может быть, его заинтересовал строй солдат, показавшихся из-за собора? За военными видна небольшая кучка людей, видимо, спускающаяся к маленькой лодочной пристани.

Художник изобразил родной Петербург. Но его интерес вызвала не только прекрасная архитектура собора на Невском проспекте, но и мир людей, их повседневные дела. Именно они занимают весь передний планполотна. На картине словно слышится шум города.

(Прием определения типа композиции картины.)Композиция картинымногоплановая. Сюжет отображает разнообразную городскую жизнь, протекающую рядом с колоннадой Казанского собора. Все изображено очень подробно, формы отчетливо и тщательно прорисованы и поэтому легко узнаваемы: и фигуры людей, и упряжки с лошадьми, и черепица на крыше, и кроны деревьев, и люди в окнах домов. Композиция картиныуравновешенная, но имеет открытый тип. Зрителю так и хочется увидеть, что же происходит ее за пределами. В формат картины угловые здания вместились не полностью. Только слева, в глубине картины художник представил перспективу: от Казанского моста вдаль уходит, изгибаясь вправо, канал, вдали видны здания, за ними высокие купола со шпилями.

(Прием, обращающий внимание на значение колористических особенностей картины.) Картина выдержана в теплой цветовой гамме. Все здания светлого тона, приближенного к светло-желтому цвету колоннады. Различные оттенки окраски отдельных строений не нарушают общей цветовой гаммы, а содействуют радостному звучанию всего архитектурного ансамбля. Колористический контраст художник создает с помощью густой тени, которую отбрасывает здание, расположенное слева от моста через Екатерининский канал, и тени, падающей на воду от каменного ограждения самого моста. Этим художественным приемом подчеркивается залитый солнечным цветом собор и колоннада. Посмотрите, игрой света и тенихудожник обозначает два композиционных центра картины : колоннаду и людей у моста.

(Прием, акцентирующий внимание на особенностях рассматриваемого городского пейзажа.) Эта картина –пример нового подхода к изображению города. Художника привлекает не только величественность столицы, а повседневные бытовые заботы простых петербуржцев. Посмотрите, фигурки людей не просто оживляют городской пейзаж, а имеют самостоятельное значение. Они сгруппированы в незатейливые жанровые сцены. Они живут, действуют, помогают друг другу. Художник воссоздал на холсте документально точный вид города, передал эмоциональный образ горожан и художественный стиль архитектуры.

(Прием, акцентирующий внимание на особых смысловых ценностях художника, отображенных на картине). Рассматривая картину, мы понимаем, что художниксмотрит на город глазами горожанина. Видно, что город дорог и интересен ему не только великолепием архитектуры, но и людьми.

Ребята, помните, мыусловилисьв каждом произведении художников, изобразивших Санкт-Петербург, находить проявление любви к этому городу?

Детямпредлагаются вопросы рефлексивного характера.

• Как вы думаете, в чем проявилась любовь к Санкт-Петербургу в картине Федора Алексеева?

• Какие чувства вызвал у вас мой рассказ о Казанском соборе и его необычной колоннаде?

• Какие впечатления произвела на васкартина?

• Какие мысли появились у вас, когда вы узнали о том, что Казанский собор – это еще и символ воинской славы?

• Что вас особенно заинтересовало в ходе рассматривания картины :сюжет, замысел, композиция, ее колористические особенности?

• Хотите ли вы и дальше учиться понимать язык живописи?

• Что вас особенно заинтересовало сегодня и о чем бывы хотели дополнительно узнать от меня или с помощью родителей?

В о с п и т а т е л ь. Ребята,все, что вы рассказали, отвечая на вопросы, было очень интересно: ваши мысли, рассуждения, возникшие чувства. Надеюсь, что это в дальнейшем поможет вам замечать красоту в архитектуре города и его людях.

Публикации по теме:

Конспект беседы «Кто кем работает?» с детьми подготовительной группыКонспект беседы «Кто кем работает?» с детьми подготовительной группы Беседа на тему «Кто, кем работает?» с детьми подготовительной группы Каждый из ребят мечтает кем-то стать, получить в будущем профессию.

Беседа с детьми о Санкт-Петербурге с ИКТБеседа с детьми о Санкт-Петербурге с ИКТ Работая по проекту "Посткроссинг" и обмениваясь с участниками переписки сведениями о их городах и поселках, у меня назрел план подготовить.

Фототчет «Весна идет!» (весенняя картина в рамочке) с детьми старшей группыФототчет «Весна идет!» (весенняя картина в рамочке) с детьми старшей группы Цель: привлечь детей к созданию картины на весеннюю тематику. Задачи: вызвать интерес к оформлению картин в рамочке, создать условия для.

Коллективная работа с детьми «Военно-морской парад ко Дню ВМФ в Петербурге» с использованием техники оригамиКоллективная работа с детьми «Военно-морской парад ко Дню ВМФ в Петербурге» с использованием техники оригами Коллективная работа с детьми «Военно-морской парад ко Дню ВМФ в Петербурге» с использованием технике оригами. В этом году это 26 июля ВМФ.

Конспект образовательной практики для детей 6–7 лет «Ботанический гербарий в технике «барельеф» (в рамках кружковой работы)Конспект образовательной практики для детей 6–7 лет «Ботанический гербарий в технике «барельеф» (в рамках кружковой работы) Возраст : 6 -7 лет. Подготовительная к школе группа. Задачи: 1. Создавать условия для реализации творческой продуктивной деятельности в.

Конспект ОД по лепке «Черепаха» с детьми подготовительной группыКонспект ОД по лепке «Черепаха» с детьми подготовительной группы Цель:Закрепить умение лепить черепаху, передавая его характерные особенности, пользуясь усвоенными ранее приемами лепки Задачи: Образовательные:.

Конспект ООД «Мы — модельеры и дизайнеры» с детьми подготовительной группыКонспект ООД «Мы — модельеры и дизайнеры» с детьми подготовительной группы Конспект Тема: «Мы модельеры и дизайнеры.» с детьми подготовительной группы (6-7 лет) Задачи: 1. Познакомить детей с историей возникновения.

Проект «История Богородицерождественского собора в истории моей семьи»Проект «История Богородицерождественского собора в истории моей семьи» Два столетия назад деревня Зуево входила в приход Воздвиженской церкви на реке Вырке, рядом с которой в 1849 г. был возведен каменный храм.

В доме у Федора ШаляпинаВ доме у Федора Шаляпина сегодня совершила замечательную прогулку по красивым местам Санкт-Петербурга вместе со Светланой Большаковой,и пообещала ей,что она тоже.

Музыкальные игры с правилами как средство реализации правовой культурной практики в детском саду «Музыкальные игры с правилами как средство реализации правовой культурной практики в детском саду». «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок-музыкантом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект культурной практики с детьми подготовительной группы «Картина Федора Алексеева «Вид Казанского собора в Петербурге»
Опубликовано: 23 апреля 2022 в 21:30
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД