Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе

Юлия Мамайчук
Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе

Конспект логопедического занятия для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа.

Тема: Звуки [M], [М’]. Буква М.

Коррекционно-развивающие цели:

Учить детей определять направление звука в пространстве.

Подготавливать детей к усвоению звуко- слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

Научить детей четко произносить звуки [M] и [М’]. Дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Ввести в пассивный и активный словарь детей понятия: «согласный звук», «твердый/мягкий согласный звук».

Учить определять место звуков [M] и [М’] в начале, середине и конце слов.

Учить анализировать слоги типа АМ, МА.

Оборудование: синим и зеленый кружок с колокольчиком для обозначения звуков [M] и [М’], картинки со звуками [M] и [М’], буквы из разрезной азбуки, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Педагог завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

2. Дидактическое упражнение «Перед-между-после»

Педагог предлагает детям вспомнить, какие осенние месяцы они помнят. Просит произнести их по порядку. Затем педагог задает вопросы: какой первый осенний месяц? Последний? Перед ноябрем? После октября? Между сентябрем и ноябрем?

3. Знакомство со звуком [M].

Педагог предлагает детям отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная - мычит, сытая – жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

- Как мычит корова? (Ммм)

Педагог показывает перед зеркалом и объясняет детям артикуляцию звука [M]: когда мы произносим звук [M]:

• губки сомкнуты без напряжения;

• воздух выходит через ном;

• горлышко «работает».

Педагог показывает детям символ звука [M]: корова мычит: МММ. Затем объясняет, что звук [M] нельзя петь, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук – согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает», поэтому мы обозначаем звук [M] синим кружком с колокольчиком. Таким образом, ребенок усваивает характеристику звука [M].

4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: МММММММ… (вслед за взрослым произносить звук [M] длительно).

5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши».

Педагог произносит ряд звуков, слогов и слов и просит детей хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [M] (изолировано, в слогах, в словах):

М, а, у, м, м, и; ар, ам, ом, ор, ма, му, ка, са, мы; мак, суп, муха, сын, мука.

Педагог предлагает детям внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [M]:

Ма, мо, му, мы; ам, ом, им, ум.

Педагог предлагает ребенку повторить слоговой ряд:

Ма-мо, ма-мы, му-ма, мы-му; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Педагог произносит слова, голосом выделяя в них звук [M], а дети называют одинаковый первый (последний) звук в словах:

Мак, машина, муха, мыло; дом, сом, ком, лом.

6. Задание «Выбери предмет»

Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [M] стоит:

В начале слов: мак, муха, маска, марка;

В конце слов: дом, сом, альбом;

В середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [M] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

7. Вспомнить вместе с детьми:

Месяцы года, в названии которых есть звук [M] (март, май)

Время года, в названии которого есть звук [M] (зима)

8. «Закончи предложение» (согласование местоимений с существительными):

Это моя … (шапка). Это мой … (дом). Это моё … (пальто). Это мои … (книги).

9. Знакомство со звуком [М’].

Педагог задает детям вопрос: «Как называется детеныш коровы (Телёнок).

Педагог обращает внимание детей на то, что телёнок маленький и мычит: Мьмь…

Затем знакомит детей с символом звука [М’]: телёнок мычит мьмь, характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий и обозначаем зелёным кружком с колокольчиком.

10. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М’]»:

Мь, а, у, п, мь: мя, ка, са, ми;

Мяч, суп, миска, Миша, кот.

11. «Повтори серию слогов»

Педагог предлагает детям внимательно прослушать и посторить слоговые ряды:

Мя-ме, ми-мю; амь-омь, умь-имь.

12. «Выбери картинки»

Педагог просит детей перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М’]:

Мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

13. Игры с картинками «Чего не стало?»

Дети закрывают глаза, педагог убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.

14. «Что изменилось?»

Дети закрывают глаза, педагог меняет местами картинки. Ребенок должен вспомнить и восстановить первоначальный ряд картинок.

15. Дифференциация звуков [М] - [М’]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [М]»:

М, мь, мь, м…; ма, мя, ми, му…; мяч, муха, Миша.

16. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

Игра с мячом: педагог произносит слог с твердым согласным звуком [М], при этом бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [М’], возвращая мяч педагогу и т. д.

Ма-мя, мо -, му-, мы-…; мя-ма, ми-,мю-, ме-…

17. «Выбери имя».

Детям предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [М]/ [М’]:

Миша, Марк, Марина, Мирон, Мила…

18. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке, серая малышка.

Кто это? (Мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (Медведь)

19. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой – спит,

Летом – ульи ворошит. (Медведь)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха)

20. Выучить чистоговорки.

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – мы едим эскимо.

Мы-мы-мы – прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми – поем ноту ми.

Ме-ме-ме – дай-ка травки мне.

21. «Определи звук»

Педагог произносит пару слов и просит детей определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

Мышка – мишка; мыла – Мила; мал – мял.

22. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, (ритмично сжимать пальцы в кулачки)

А теперь все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали. (Выполнять соответствующие движения)

Мы писали, мы писали, (ритмично сжимать пальцы в кулачки)

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем –

И опять писать начнем.

23. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд – смотрите сами! (О, Гофман)

- На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз со средними пальцами, а остальные – сжать в кулачок.

Игры с буквой.

24. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков.

Согласный звук – синий кружок с колокольчиками, гласный звук – красный кружок.

Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА.

Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Публикации по теме:

Инсценировка русской народной сказки «Алёнушка и лиса».Инсценировка русской народной сказки «Алёнушка и лиса». Как один из приёмов в своей работе на логопункте я использую инсценировки небольших сказок. Дети старшей группы с фонетико-фонематическим.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе
Опубликовано: 19 апреля 2014 в 01:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий приема учащихся 5 класса в школьную детскую организацию
ПРИНЯТИЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ В ДОО «РАССВЕТ» фанфары Вед. 1:Здравствуйте мальчишки и девчонки! Вед. 2:Добрый день уважаемые классные руководители. Вед. 1:...
Видеоотчёт об участии учениц 1 класса в фестивале художественной самодеятельности с...
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию видеоотчет участия учениц 1 класса в районном этапе Республиканского фестиваля художественной...
«Тюльпаны — весенние цветы»
Конспект НОД по художественному творчеству ( аппликация) в средней группе Тема: «Тюльпаны – весенние цветы» Цель: формирование экологического восприятие...
Конспект занятия по лепке «Тигрёнок»
Программные задачи:продолжать учить детей изображать фигуру животного ( тигра, используя знакомые приемы лепки- "сплющивание", "прищипывание", соединять...
Поделки из бросового материала
В нашем детском саду прошел конкурс на тему " Поделки из бросового материала". Дети подготовительной группы т совместно с родителями приняли активное...