Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе

Юлия Мамайчук
Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе

Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Подготовительная группа.

Тема: Звуки [M], [М’]. Буква М.

Коррекционно-развивающие цели:

Учить детей определять направление звука в пространстве.

Подготавливать детей к усвоению звуко-слогового ряда путем формирования пространственно-временных представлений.

Научить детей четко произносить звуки [M] и [М’]. Дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Публикация «Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе» размещена в разделах

Ввести в пассивный и активный словарь детей понятия : «согласный звук», «твердый/мягкий согласный звук».

Учить определять место звуков [M] и [М’] в начале, середине и конце слов.

Учить анализировать слоги типа АМ, МА.

Оборудование: синим и зеленый кружок с колокольчиком для обозначения звуков [M] и [М’], картинки со звуками [M] и [М’], буквы из разрезной азбуки, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дидактическое упражнение «Иди на звук» (развитие слухового внимания).

Педагог завязывает ребенку глаза, а сам звонит в колокольчик. Ребенок должен идти на звук колокольчика.

2. Дидактическое упражнение «Перед-между-после»

Педагог предлагает детям вспомнить, какие осенние месяцы они помнят. Просит произнести их по порядку. Затем педагог задает вопросы: какой первый осенний месяц? Последний? Перед ноябрем? После октября? Между сентябрем и ноябрем?

3. Знакомство со звуком [M].

Педагог предлагает детям отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная - мычит, сытая – жует,

Всем детям молоко дает. (Корова)

- Как мычит корова? (Ммм)

Педагог показывает перед зеркалом и объясняет детям артикуляцию звука [M] : когда мы произносим звук [M] :

• губки сомкнуты без напряжения;

• воздух выходит через ном;

• горлышко «работает».

Педагог показывает детям символ звука [M] : корова мычит: МММ. Затем объясняет, что звук [M] нельзя петь, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук – согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает», поэтому мы обозначаем звук [M] синим кружком с колокольчиком. Таким образом, ребенок усваивает характеристику звука [M].

4. Фонетическое упражнение.

Корова мычит: МММММММ… (вслед за взрослым произносить звук [M] длительно).

5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши».

Педагог произносит ряд звуков, слогов и слов и просит детей хлопнуть в ладошки в том случае, если он услышит звук [M] (изолировано, в слогах, в словах) :

М, а, у, м, м, и; ар, ам, ом, ор, ма, му, ка, са, мы; мак, суп, муха, сын, мука.

Педагог предлагает детям внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [M] :

Ма, мо, му, мы; ам, ом, им, ум.

Педагог предлагает ребенку повторить слоговой ряд :

Ма-мо, ма-мы, му-ма, мы-му; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Педагог произносит слова, голосом выделяя в них звук [M], а дети называют одинаковый первый (последний) звук в словах:

Мак, машина, муха, мыло; дом, сом, ком, лом.

6. Задание «Выбери предмет»

Ребенку предлагается выбрать из ряда нарисованных предметов те, в названии которых звук [M] стоит:

В начале слов: мак, муха, маска, марка;

В конце слов: дом, сом, альбом;

В середине слов: сумка, самолет, лампа.

Для определения места звука [M] в слове рекомендуется использовать карточку и синий кружок с колокольчиком.

7. Вспомнить вместе с детьми:

Месяцы года, в названии которых есть звук [M] (март, май)

Время года, в названии которого есть звук [M] (зима)

8. «Закончи предложение» (согласование местоимений с существительными) :

Это моя … (шапка). Это мой … (дом). Это моё … (пальто). Это мои … (книги).

9. Знакомство со звуком [М’].

Педагог задает детям вопрос: «Как называется детеныш коровы (Телёнок).

Педагог обращает внимание детей на то, что телё нок маленький и мычит: Мьмь…

Затем знакомит детей с символом звука [М’] : телёнок мычит мьмь, характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий и обозначаем зелёным кружком с колокольчиком.

10. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [М’]» :

Мь, а, у, п, мь: мя, ка, са, ми;

Мяч, суп, миска, Миша, кот.

11. «Повтори серию слогов»

Педагог предлагает детям внимательно прослушать и посторить слоговые ряды :

Мя-ме, ми-мю; амь-омь, умь-имь.

12. «Выбери картинки»

Педагог просит детей перечислить картинки, названия которых начинаются на звук [М’] :

Мяч, миска, мишка, мел, метро, месяц.

13. Игры с картинками «Чего не стало?»

Дети закрывают глаза, педагог убирает картинку. Ребенок должен вспомнить название картинки, которую убрали.

14. «Что изменилось?»

Дети закрывают глаза, педагог меняет местами картинки. Ребенок должен вспомнить и восстановить первоначальный ряд картинок.

15. Дифференциация звуков [М] - [М’]. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [М]» :

М, мь, мь, м…; ма, мя, ми, му…; мяч, муха, Миша.

16. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот».

Игра с мячом: педагог произносит слог с твердым согласным звуком [М], при этом бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, произносит слог с мягким согласным звуком [М’], возвращая мяч педагогу и т. д.

Ма-мя, мо -, му-, мы-…; мя-ма, ми-,мю-, ме-…

17. «Выбери имя».

Детям предлагается среди имен выбрать те, которые начинаются на звук [М]/ [М’] :

Миша, Марк, Марина, Мирон, Мила…

18. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке, серая малышка.

Кто это? (Мышка)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной … (Медведь)

19. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой – спит,

Летом – ульи ворошит. (Медведь)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха)

20. Выучить чистоговорки.

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – мы едим эскимо.

Мы-мы-мы – прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми – поем ноту ми.

Ме-ме-ме – дай-ка травки мне.

21. «Определи звук»

Педагог произносит пару слов и просит детей определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

Мышка – мишка; мыла – Мила; мал – мял.

22. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями :

Мы писали, мы писали, (ритмично сжимать пальцы в кулачки)

А теперь все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали. (Выполнять соответствующие движения)

Мы писали, мы писали, (ритмично сжимать пальцы в кулачки)

Наши пальчики устали.

Мы немножко отдохнем –

И опять писать начнем.

23. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд – смотрите сами! (О, Гофман)

- На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз со средними пальцами, а остальные – сжать в кулачок.

Игры с буквой.

24. Анализ слогов : АМ, МА. Составление схем из кружков.

Согласный звук – синий кружок с колокольчиками, гласный звук – красный кружок.

Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА.

Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Публикации по теме:

Инсценировка русской народной сказки «Алёнушка и лиса».Инсценировка русской народной сказки «Алёнушка и лиса». Как один из приёмов в своей работе на логопункте я использую инсценировки небольших сказок. Дети старшей группы с фонетико-фонематическим.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в подготовительной группе
Опубликовано: 19 апреля 2014 в 01:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД