Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе

Надежда Баранова
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе.

Баранова Н. В. учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 4" г. Великие Луки.

Цель: закрепление представлений об овощах.

Задачи:

1. Образовательные:

- закрепление представлений об овощах (где растут? как за ними ухаживают? что из них готовят)

Темочки:

- уточнение, расширение, активизация словаря по теме (название овощей; огород, корни, листья, кожура, картофелечистка, картофелекопалка, овощерезка, картофелесажалка, овощехранилище, копать, сажать, сеять, поливать, рыхлить, полоть, расти, цвести, выкапывать, срывать, варить, сушить, солить, есть; спелый, зрелый, свежий, консервированный, вареный).

- обогащение словаря синонимами (на материале русской народной сказке «Мужик и Медведь»; крупный, большой, огромный; рассердился, разозлился, разъярился).

- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе; образование относительных прилагательных от названий овощей).

2. Коррекционные:

- развитие мелкой моторики

- развитие зрительного внимания и восприятия

- развитие связной речи

3. Воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия

- воспитание уважительного отношения к труду взрослых

Оборудование: картинки с изображением овощей, муляжи овощей, корзинка, цветные карандаши.

Предварительная работа: экскурсия в овощной магазин, беседа о пользе овощей, чтение русской народной сказки «Мужик и Медведь», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному произведению.

Ход занятия.

I Организационный момент:

Приветствие детей. Объявление темы занятия.

Логопед:

- Подойдите ко мне и достаньте из «чудесного мешочка» то, что там спрятано (дети достают муляжи овощей и кладут их на стол). Каждый из детей называет то, что он достал.

Логопед:

- Как можно назвать их одним словом? (овощи)

- Где растут овощи? (овощи растут на грядке или в парниках).

- Сегодня мы с вами поговорим об уборке урожая овощей осенью, «отправимся» в гости к героям одной известной сказки.

II Основная часть

Рассматривание картины «Уборка овощей»

Логопед задает вопросы:

- Какое время года изображено на картине?

- Как вы догадались, что на картине осень? (На деревьях желтые листья, птицы улетают на юг, люди убирают урожай.)

- Как называется профессия людей, которые выращивают и убирают урожай? (Овощевод.)

- Что убирают люди на поле? (Выкапывают картошку, грузовые машины везут капусту.)

- Какая техника помогает людям убирать картофель? (Картофелекопалка.)

- Из каких двух слов образовалось такое длинное слово? (Картофель, копать.)

- Какие новые слова получаться, если соединим два слова: картофель, чистить (картофелечистка); картофель, сажать (картофелесажалка.)

-Как называют место, где хранятся овощи? (Овощехранилище.)

Игра «Подскажи словечко»

Логопед:

- Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто. Летом выросла. (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел. (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную. (картошку).

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка. (свекла).

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную. (морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить. (редиску).

Помогает деду внук — собирает с грядок. (лук).

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще. (петрушку)».

Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий. (кабачок).

И красавец-великан темно-синий. (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Физминутка «Заготовка капусты».

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трём, трём

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмём, жмём

Сок капустный пьём, пьём

(Дети выполняют действия в соответствии с текстом)

Игра «Приготовим сок»:

Из моркови – морковный

Из картофеля – картофельный

Из капусты – капустный

Из свеклы – свекольный

Из тыквы – тыквенный и т. д.

Игра «Узнай и назови»

(Согласование существительного с прилагательным).

Логопед:

Пошла гулять,

Зеленое собирать,

Кому не жалко - отдавай

Цвет правильно называй.

(У детей на столах картинки с изображением овощей.)

Логопеду на поднос кладут картинку и отвечают:

- У меня зеленый огурец

- У меня зеленое яблоко и т. д.

Далее выделяются следующие цвета (красный, желтый, фиолетовый).

Логопед:

Пошла гулять,

Красное (желтое, фиолетовое) собирать.

Кому не жалко – отдавай,

Цвет правильно называй.

Дети:

- У меня красный помидор

- У меня желтый перец

- У меня фиолетовый баклажан и т. д.

Логопед выставляет картинку из сказки «Мужик и Медведь».

- А сейчас я предлагаю отправиться в одну русскую народную сказку.

- Посмотрите на картинку и скажите, как она называется? («Мужик и Медведь»)

- Какое еще есть название у этой сказки? («Вершки и корешки»)

- Какой овощ посеял мужик в сказке?

- Какая выросла репа? (крупная)

Упражнения с синонимами.

«Третий лишний».

Логопед предлагает выбрать из трех слов два «слова – приятеля» к слову «крупная»(большая, душистая, огромная)

«перехитрил»(обманул, провел, объехал)

«рассердился»(разозлился, разъярился, раскрылся)

«Скажи иначе».

Мужик вырастил крупную репу (огромную).

Мужик перехитрил медведя (обманул).

Медведь рассердился на мужика (разозлился).

Логопед:

- В сказке мужик и медведь не могли поделить вершки и корешки. Вам сейчас нужно будет на карточках найти у овощей «вершки» и «корешки», их дорисовать и закрасить. Девочки будут закрашивать и дорисовывать «вершки», а мальчики «корешки».

А в конце занятия мы узнаем, кто был внимательнее.

III. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

Литература:

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2006.- 128 с.

2. Бобылева З. Т. - Игры с парными карточками. Настольные логопедические игры для детей 5-7 лет. – М. : «ГНОМ и Д», 2007. – 40 с.

Публикации по теме:

Коррекционные занятия с детьми по заданию логопеда во второй половине дня. Методическое пособие 01 октября 2012 год 1. Артикуляц. гимнастика (обшая) (см. тетрадь 1 стр.) 2. Гимнастика для рук (общая) (см. тетрадь 2 стр.) 3. Развитие.

Виды консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями Виды консультативно-просветительской работы учителя-логопеда с родителями: 1. анкетирование родителей; 2. проведение индивидуальных бесед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе
Опубликовано: 3 ноября 2014 в 18:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Баранова (УИ 260929) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 марта 2025 понедельник
Сегодня дошкольник — завтра избиратель!
Выбираем спортивные дисциплины!
Праздник знатоков дикой природы!
Слушаем во все уши!
ВСЕ писатели на МААМ по фамилиям
04 марта 2025 вторник
Растим будущих инженеров!
Безопасная весна!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД