Юлия Эктова
Конспект логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии у детей с ОНР 3–4 уровней (2-ой период обучения)
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 161» г. Рязани
Учитель-логопед Эктова Ю. Е.
2013-2014 у. г.
Конспект открытого логопедического занятия
в подготовительной логопедической группе
для детей с ОНР 3-4 уровней
2-ой период обучения
Тема работы:
Публикация «Конспект логопедического занятия по профилактике оптической дисграфии у детей с ОНР 3–4 уровней (2-ой период обучения)» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Профилактика оптической дисграфии у детей
6-летнего возраста с общим недоразвитием речи 3-4 уровней путем использования различных приемов запоминания букв в процессе логопедической работы.
Тема занятия : Звуки В-Вь. Буква В.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков В, Вь в сравнительном плане;
-учить детей определять лево и право (при рассмотрении буквы, профилактика дисграфии.
Коррекционно-развивающие:
-учить дифференцировать звуки В, Вь в слогах, словах, предложениях и тексте;
-развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
- развивать голос;
-развивать мыслительную деятельность;
-развивать фонематический слух и восприятие.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать.
Оборудование:
Кораблики, островки нарисованные, зеркала детские маленькие, домики для звуков, текст со сказкой о букве В «Буква В и двугорбые верблюды», картинки со звуками В и ВЬ, гномики Вим и Вом, цветные карандаши детям, картинка верблюда, картинка много верблюдов, картинка жука – слогоеда, слова коро, во, дро, крапи,. тер,. нок, …точка. Слоги Ва, Ви; домики с кармашками, зеленые и синие квадратики-звуки, бархатная бумага и ниточки цветные.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуйте!
Логопед. Сегодня мы оправимся с вами в необычное путешествие.
2. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну островов улетаем.
1,2,3.4,5- смотрим глазками опять.
Дети открывают глаза.
Логопед. Путешествовать мы будем на…. корабликах, которые находятся около вас. А путешествовать мы будем по островам знаний. Итак, поплыли…
Дети. Дети волнообразными движениями рук изображают, как они плывут по волнам (развитие мелкой моторики рук).
3. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1 остров
Логопед : Кто же живет на этом острове?Загадка. Буква В спряталась за окошком.
Как вы думаете? Какая буква спряталась за окошком?
Дети. Думаем, что…. перечисляют свои варианты.
Объявление темы.
Логопед. Оказывается, что на первом острове живет буква В. Сегодня мы познакомимся с буквой В.
Сказка про букву В.
«Буква В и двугорбые верблюды».
Вы слышали? Вы видели? В городе появились верблюды. Не может быть! Что они тут делают?
Они пришли в гости.
-Невероятно! Но кто же их пригласил?
-Кто? Кто? Буква В. Она давно увлекается Востоком. Начиталась сказок и решила, что верблюдам непременно надо побывать в нашем городе.
-Но как они узнали, что их пригласили?
-Буква В сама им сказала. Правда, для этого ей понадобилось отправиться за тридевять земель, в далекую восточную страну. Зато обратно она прибыла с восточным караваном. Услышав такую новость, все выбежали на улицу. Видят- по бульвару шествуют верблюды. Верблюды лохматые, двугорбые, идут, будто плывут. А на самом первом верблюде лежит буква В, словно восточная принцесса и обмахивается веером.
-Зачем вам веер, принцесса?-спрашивают зеваки. Ведь на улице довольно-таки прохладно.
-Он навевает приятные воспоминания,-отвечает буква В. Кроме того, не будь у меня веера, разве стали бы вы называть меня принцессой? И это прозвучало так убедительно, что никто больше не стал задавать букве неуместных вопросов.
Логопед. Понравилась вам сказка?
О какой она букве?
Дети: О букве В.
Логопед :
• Раз вам понравилась сказка о букве В, то вам понравится и стихотворение о букве В. Послушайте и постарайтесь запомнить:
Связь звуков и букв.
У буквы В, ну прямо смехота,
На удивление 2 живота!
Дети. Повторяют маленький стихотворный текст после логопеда.
Логопед : В какую сторону смотрит буква В?
Дети. В правую.
• Логопед : Чтобы лучше запомнить букву В, давайте ее раскрасим. Задание из пособия Е. В. Колесникова «Запоминаю буквы» (профилактика дисграфии).
Дети раскрашивают букву, предварительно рисуют ее в воздухе.
• Логопед : выложите у себя на столах букву В из ниточек на бархатной бумаге (профилактика дисграфии) или задание (обведи по точкам букву В указательным пальчиком).
Логопед поощряет детей.
2 остров Акустико-артикуляционный образ звуков.
Логопед : Молодцы. Пора нам продолжать путешествие. Отправляемся на следующий остров.
На доске 2 домика.
Логопед : Чьи это домики, ребята?
Логопед : Это домики Гномов Вима и Вома. Они ждут нас в гости.
Логопед : Вы любите ходить в гости?
Давайте сделаем пальчиковую гимнастику про дом и гостей.
• Пальчиковая гимнастика «На горе мы видим дом».
Логопед. А мы пришли в гости к звукам.
Звуки: Здравствуйте, ребята. Я гном ВОМ. А я гном Вим. Я дружу со звуком В, а я со звуком Вь.
Звук В: согласный, твердый, звонкий, не умеет петь, живет в синем домике.
Логопед : Давайте проверим, ребята, так ли это.
Дети. Проверяют звонкость, приставляют пальчики к шее.
Звук ВЬ: звук Вь мягкий, звонкий, не умеет петь, живет в зеленом доме.
Логопед : Давайте проверим. Как мы произносим звук Вь?
Дети. Мягко.
Логопед : Правда ли то, что этот звук не поется.
Дети. Да, он не тянется.
Логопед :Когда произносят эти звуки, то нижняя губа касается верхних зубов (губно-зубные). Давайте посмотрим в зеркала.
Дети смотрят в зеркала.
Гномики: Вы знаете, мы очень любим играть.
Логопед : А мы тоже любим с детьми играть.
Игра называется «Гномы ВИМ и ВОМ».
Логопед раздает детям картинки. Дети поочереди произносят слова и на магнитик прикрепляют их либо к синему, либо к зеленому домику. Около домиков гномики.
Логопед. Молодцы, ребята! Пора нам дальше отравляться в путь, на 3-ий остров. Давайте прощаться с гномиками.
Дети прощаются.
Физминутка.
От зеленого причала оттолкнулся пароход
встать
Он шагнул назад вперед
шаг назад
А потом шагнул вперед
шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке
движения руками
Набирая полный ход
ходьба на месте
ИЛИ
Физминутка “Кораблик”
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем, ноги поочереди сгибаем)
И кораблик подгоняет (Дуем)
Он бежит себе в волнах (Руки на пояс и легким бегом)
на раздутых парусах.
Начался вдруг сильный шторм, (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые
Прогремел на небе гром. движения с поднятыми руками)
Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся, будто
сейчас упадем)
Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)
А потом упал он вниз. (Сели)
Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)
Логопед предлагает детям встать, взять в руки кораблики и отправиться в путь.
Дети отправляются снова на остров, плавательными движениями рук, стоя,изображают как они плывут по морю.
3 остров
Игра «Домик»
Дети определяют, где находятся звуки В и Вь в словах (в начале, середине, конце слов).
Логопед :
Перед вами домики с окошками. На доске слова:вата, коро…со, вермишель, Вова. Дети определяют позицию звуков в словах.
4 остров
Логопед. Вот мы и на 3 острове. Это остров слов.
Но что это? Слова неполные. Наверное, жук - слогоед съел некоторые слоги. Надо дополнить слова, добавить в них слоги ВА или Ви, Во.
Слова на доске:
СО….ВА
ВА….ТА
ВИ….ЛКА
ВО…. ВА
КОРО….ВА
РУКА….ВА
ВА…. ЗА
ВИ…. ЛКА
ВИ…. НТИК
ВО…ва
Крапи…ва
Давайте добавим слоги. Что получилось?
Давайте составим предложения с этими словами.
Графические схемы предложений мы составим на фланелеграфе.
Дети. Составляют схемы предложений.
Логопед. Мы много путешествовали. Пора возвращаться в детский сад.
Реснички опускаем,
Глазки закрываем,
В детский сад уплываем!
Логопед. Вот мы и в детском саду. Путешествие наше закончилось. Пора отдыхать. До свидания. В память о путешествии, возьмите с собой кораблики.
СКАЗКА
«Буква В и двугорбые верблюды».
Вы слышали? Вы видели? В городе появились верблюды. Не может быть! Что они тут делают?
Они пришли в гости.
-Невероятно! Но кто же их пригласил?
-Кто? Кто? Буква В. Она давно увлекается Востоком. Начиталась сказок и решила, что верблюдам непременно надо побывать в нашем городе.
-Но как они узнали, что их пригласили?
-Буква В сама им сказала. Правда, для этого ей понадобилось отправиться за тридевять земель, в далекую восточную страну. Зато обратно она прибыла с восточным караваном. Услышав такую новость, все выбежали на улицу. Видят- по бульвару шествуют верблюды. Верблюды лохматые, двугорбые, идут, будто плывут. А на самом первом верблюде лежит буква В, словно восточная принцесса и обмахивается веером.
-Зачем вам веер, принцесса?-спрашивают зеваки. Ведь на улице довольно-таки прохладно.
-Он навевает приятные воспоминания,-отвечает буква В. Кроме того, не будь у меня веера, разве стали бы вы называть меня принцессой? И это прозвучало так убедительно, что никто больше не стал задавать букве неуместных вопросов.