Надежда Лукьяненко
Конспект логопедического занятия по развитию речи «Поможем Буратино заговорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Поможем Буратино заговорить»
Цель: расширять знания детей о понятии «слово», познакомить со словами- действиями; увеличивать словарный запас за счет существительных «ноги», «руки», «туловище», глаголов – «смотреть», «слушать», «ходить», наречий «вверху», «внизу»; учить делить слова на слоги; развивать зрительное внимание и мышление, пространственную ориентацию в собственном теле. Совершенствовать артикуляционную и пальчиковую моторику. Воспитывать умение уступать и оказывать помощь другу.
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию речи „Поможем Буратино заговорить“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Буратино»
- Темочки
Материалы и оборудование: волшебный мешочек, мелкие пластмассовые игрушки, сборник стихотворений И. Токмаковой, игрушка Буратино, разноцветные крышечки от пластиковых бутылок.
Ход занятия
Оргмомент
Приветствие в кругу. На занятие к детям пришел Буратино и принес волшебный мешочек. А что в волшебном мешочке?
Логопед читает стихотворение:
Угадай, Фатимушка,
Что в мешке у бабушки,
Луковицы? Пуговицы? Рис? Или мука?
Если догадаешься,
Бабушка даст яблочко
Красное, щекастое,
Из полного мешка.
Дети по очереди ощупывают мелкие игрушки, узнают их на ощупь, достают и называют. Логопед постепенно подводит детей к мысли, что каждый из них сказал слово.
Основная часть
1. Логопед : - Слова делятся на части. Они называются слоги. Давайте разделим слова-названия игрушек на части сначала хлопками, затем каждое слово прошагаем.
2. – Повернитесь попарно друг к другу: поиграем в «зеркало». Давайте вспомним скороговорку, которую учили на прошлом занятии :
Бык тупогуб,
Тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Повторяем скороговорку выразительно, смотрим на губы «зеркала».
Первый раз говорим, как рыбка, шевелятся только губы.
Второй раз – скажите по секрету, сложите ладони рупором, говорим шепотом.
Третий раз - подразните, с характером, распевая.
3. – Нас птицы услыхали, с нами тоже петь хотят.
Пальчиковые упражнения (идет поочередное поглаживание всех десяти пальчиков – «птичек»).
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек - стайка.
Эта птица – воробей,
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко,
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж,
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички, по домам!
И. Токмакова
4. Игра на внимание: «Голова, пол, потолок».
- Голова – смотрим перед собой;
пол – смотрим вниз, голова опущена;
потолок – смотрим вверх, голова поднята.
5. - Из какой сказки пришел Буратино?
- Из сказки «Золотой ключик».
- Давайте вспомним, как начиналась сказка…
- Папа Карло был стареньким и у него не было детей. Решил он смастерить для себя сыночка. Взял деревянное полено и начал вырезать из него руки, ноги, голову, туловище. (Показываю части тела на кукле и на себе).
- Назовите нужную часть тела и где она находится?
- Что можно делать руками, ногами, головой, туловищем?
3. Продолжение сказки. Сыночек получился веселым, а веселые люди часто улыбаются. Вот так. Улыбнитесь, как показываю я. Давайте поучим Буратино улыбаться и говорить.
Тянуть губы прямо к ушкам,
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, -
А глаза у них, как блюдца.
(Упражнения «Улыбочка», «Улыбочка – трубочка», «Улыбочка – поцелуйчик»).
4. - Папа Карло очень обрадовался, что у него получился такой красивый и веселый сыночек. Буратино получился очень шустрым мальчиком. Он начал сразу прыгать, бегать, скакать. Поиграем вместе с ним.
5. Речевая физминутка. Движения выполняются по усмотрению логопеда.
Покачаемся на ножках,
Покачаемся немножко,
Ножку папе мы покажем,
И вторую ножку также.
Ручки деревянные -
Пляска получается.
Ножками топочем,
Весело хохочем.
6. – Буратино поплясал и куда-то спрятался. Давайте его поищем. (Дети находят Буратино под столом.)
- Порадуемся вместе с Буратино, наконец – то нашелся проказник, вот он, под столом. Похлопаем в ладоши.
7. Релаксационное упражнение для мышц рук, ног, корпуса: «Буратино».
Был когда – то мальчик странный,
Был тот мальчик деревянный.
(Дети, слегка наклонившись вперед и подняв руки в стороны, напрягают мышцы рук, сжав пальцы в кулак, так, чтобы они стали «деревянными»).
Деревянным быть устал
Как веревочка он стал.
(Дети роняют расслабленные руки. Обратить внимание детей на то, как руки пассивно покачиваются сами собой, словно веревочки).
7. – Покажите мне правую руку, левую. Покажите правой рукой левое ухо, левой рукой правый глаз.
8. Речь с движениями:
Это правая рука,
Это правая нога,
Ухо правое у нас,
А вот это правый глаз.
9. Дети произносят слова и показывают части тела.
Игра «Шепталки». Дети придумывают слова и шепотом говорят логопеду на ухо.
10. – А сейчас мы будем придумывать слова и бросать фишки в волшебный мешочек.
Сейчас я буду показывать действия, а вы должны догадаться и сказать, что я делаю: кушаю, умываюсь, прыгаю, иду, улыбаюсь, бегу.
11. – Это что мы с вами называли? (Слова – действия).
12. Показываю картинки из серии «Транспорт».
- Что делает машина? (Стоит, едет, сигналит, тормозит).
- Что делают машины? (стоят, едут, сигналят, тормозят).
13. Голосовые и дыхательные упражнения.
Далеко едет машина, еле слышно она сигналит. Произнесите звук «у» тихо. Сделайте вдох, произнесите звук «у» чуть громче, машина приближается. Опять сделаем вдох и произнесем звук «у» громко. Машина удаляется. Звук «у» произносится с затуханием голоса.
14. Выполнение поручений логопеда из двух – трех действий. Усвоение глаголов прошедшего времени.
Логопед дает поручение одному ребенку шепотом. Он выполняет два – три действия. Дети наблюдают, затем отвечают на вопрос: что делала Таня?
Задание всем детям.
- Встаньте, сделайте шаг вперед, поднимите правую руку, наклонитесь влево.
- Что вы сделали? (Наклонились, шагнули, подняли правую руку).
- Какие слова вы называли? (Слова – действия).
15. Обозначение глаголами работы отдельных органов человека:
- Что мы делаем руками?
- Что мы делаем ногами?
-Что делает наше сердце?
- Что делает наша голова?
- Каждый человек должен заботиться о своем теле. Что нужно делать, чтобы иметь здоровое тело?
(Рассуждения детей. Обобщение логопеда).
17. Закрепление понятий «слова – действия».
- Положите в «Волшебный мешочек» слова – названия предметов.
Дети придумывают названия предметов и кладут фишки – крышечки от пластиковых бутылок – в «волшебный мешочек».
- А сейчас положите сюда же слова – действия предметов, животных, людей.
- Очень много в моем «волшебном мешочке» оказалось слов. Спасибо вам за это!
18. Итог занятия.
.