МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему: «Овощи».

Гульназ
Конспект логопедического занятия в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему: «Овощи».
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя языка и развитию связной речи в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему : "Овощи"

Цель:формирование лексико-грамматического строя речи и развитие связной речи.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- познакомить детей с тем, как растут овощи;

- учить детей составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану;

Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему: „Овощи“,» размещена в разделах

- закрепить в речи детей уменьшительно- ласкательные формы существительных;

- продолжать учить детей делить слова на слоги;

2. Коррекционно-развивающие:

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать мышление;

- развивать внимание и память;

- развивать кинестетическую чувствительность пальцев рук;

3. Воспитательные:

- воспитание умения работать в коллективе и индивидуально;

- воспитание умения слушать педагога;

- воспитание умения действовать по инструкции педагога.

Оборудование:

- картинки овощей (лук, картофель, чеснок, морковь, капуста, помидор, огурец, баклажан,свекла, репа, горох, редис, перец, тыква, кабачок);

- доска;

- проектор;

- экран;

- натуральные овощи (лук, картофель, чеснок, морковь, капуста, помидор, огурец, баклажан, свекла, репа, горох, редис, перец, тыква, кабачок)и "чудесный мешочек";

- картинно-графический план для составления описательного рассказа;

- индивидуальные карточки для самостоятельной работа детей;

- карандаши;

- массажный мячик;

- фишки.

Предварительная работа: разучивание физкультурной минутки; рассматривание овощей в натуральном виде, беседа об их пользе; работа по картинно-графическому плану; работа с фишками.

Структура занятия :

Вводная часть

1. Организационный момент.

2. Беседа по теме занятия.

Основная часть

1. Объяснение нового материала.

2. Развитие связной речи. Составление описательного рассказа, с использованием муляжей, по картинно-графическому плану.

3. Развитие общей и мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Собираем урожай».

4. Самостоятельная работа детей по индивидуальным карточкам.

5. Закрепление в речи детей существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково».

Заключительная часть

Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

Вводная часть (7 минут)

1. Организационный момент.

Стульчики и столы стоят полукругом перед логопедом. Дети стоят возле стульчиков.

- Здравствуйте, ребята (- Здравствуйте, Гульназ Ришатовна).

- Садитесь.

Дети садятся на свои места.

- Ребята, сегодня я вам приготовила загадки. Давайте их отгадывать. Слушайте внимательно. Первая загадка:

Сто одежек –

И все без застежек. /Капуста/

Дети поднимают руки.

- Кто догадался? Вика, что это? (Капуста)

- Конечно, это капуста. Молодец! (ребенку дается фишка и выставляется картинка капусты)

- Вторая загадка:

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят. /Помидор/

Дети тянут руки.

- Дима, что это? (- Помидор) (дается фишка и выставляется картинка помидора)

- Верно! Следующая загадка:

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые, и дети? /Лук/ ( Дети хором отвечают: - Это лук! От него плакать хочется, когда режешь его)

Выставляется картинка лука.

2. Беседа по теме занятия

- Какие вы молодцы! Все загадки правильно отгадали! Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( Дети хором отвечают: - О овощах)

- Об овощах, вы правильно догадались. А какие овощи мы еще не назвали? Дети называют овощи (картофель, огурец, баклажан, морковь, свекла, чеснок, репа, горох, редис). Логопед выставляет картинки овощей, в соответствии с названными детьми (от детей требуется четкое произношение поставленных звуков).

- Ребята, как называется то место, где растут овощи?

- Овощи растут в огороде на грядке.

- Правильно.

- Ребята скажите, а когда люди собирают урожай овощей?

- Осенью.

- Мы отвечаем полным предложением. Ваня, ответь.

- Люди собирают урожай осенью.

- Молодец. Скажем все вместе.

- Люди собирают урожай осенью.

- А почему именно осенью собирают урожай?

- Осенью овощи созревают, поэтому люди собирают урожай овощей.

- Молодцы, правильно ответили. Ребята, а в чем польза овощей?

- В них много витаминов.

- Правильно. А это что значит?

- Помогают быть здоровыми.

- Верно. Витамины делают нас здоровыми и сильными.

3. Игра «Спрячь слоги в ладошки»

- А теперь, давайте поиграем в игру «Спрячь слоги в ладошки». Я буду показывать овощ, а вы все вместе будете его произносить и одновременно хлопать. Сколько слогом – столько и хлопков.

Логопед указывает на овощи, изображенные на картинке (по одному, а дети хлопками разделяют их на слоги. После выполнения упражнения, картинки убираются.

Основная часть (16 минут)

1. Объяснение нового материала.

- Ребята, овощи на огороде растут по-разному.

Логопед включает проектор.

-У моркови, свеклы, картофеля, репы, чеснока, редиса, свеклы – плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли у них над землей (появляется слайд с изображением тех же овощей и схематичным расположением их относительно земли).

- У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле (следующий слайд с изображением этих овощей и схематичным расположением их относительно земли).

- У помидора, гороха, перца, баклажанов – плоды растут на веточках (следующий слайд с изображением этих овощей и схематичным расположением их относительно земли).

Проектор выключается.

- Ребята, есть один овощ, у которого мы можно съесть и ту часть, которая растет на земле, и ту, которая растет в земле Как вы думаете, что это? (- Лук). – Правильно! Молодцы! Давайте еще раз назовем овощи, которые растут на земле (огурец, кабачок, капуста). А какие овощи растут в земле? (морковь, свекла, картофель, репа, чеснок, редис, свекла). У каких овощей плоды растут на веточках? (у помидора, у гороха, у перца, у баклажанов) Хорошо, молодцы.

2. Составление описательного рассказа, с использованием муляжей по картинно-графическому плану

В руках у логопеда мешочек с муляжами овощей (огурец, помидор, капуста, репа, редис, картофель, свекла, горох, баклажан, чеснок, кабачок, тыква). На доске вывешивается план-схема, для составления описательного рассказа, со следующими пунктами: цвет, форма, величина, жесткость/мягкость, место, где растет (дерево или грядка, что можно приготовить из овоща.

- Посмотрите, у меня есть «чудесный мешочек», туда спрятались овощи. Сейчас каждый достанет из «мешочка» овощ и расскажет о нем, по схеме. Кто смелый? Кто первым хочет рассказать? Артур хочет.

Ребенок выходит к доске, достает из мешочка один овощ (огурец) и рассказывает о нем:

- Это огурец. Огурец – зеленого цвета. Огурец имеет овальную форму. Огурец большого размера.

Из огурцов делаем салат, сок.

- Молодец, Артур. Держи фишку. Садись.

Так составляют рассказ еще 2-3 ребенка, от детей требуется четкое произношение поставленных звуков (на следующем занятии игра повторяется – рассказ составляют оставшиеся дети).

- Давайте отдохнем (дети встают). Выходите на коврик, будем делать зарядку (дети строятся на коврике).

3. Физкультурная минутка «Собираем урожай» :

В огород пойдем, (Дети маршируют на месте)

Урожай соберем. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем (“Таскают”)

И картошки накопаем. (“Копают”)

Срежем мы кочан капусты (“Срезают”)

Круглый, сочный, очень вкусный. (Показывают)

Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)

И вернемся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Логопед выполняет вместе с детьми. Дети проговаривают текст.

- Ну что, отдохнули? (- Да)

- Садитесь на свои места (дети рассаживаются).

4. Работа по индивидуальным карточкам.

Логопед раздает каждому ребенку по карточке. На карточках изображены силуэты овощей и, схематично, места, где могут расти овощи – на земле или в земле.

- Сейчас посмотрите на свои карточки. На них изображены силуэты овощей, а в нижней части, посмотрите, нарисованы грядки. В левом углу грядка, на которой овощи растут на земле, а в правом грядка, на которой овощи растут в земле. Вам нужно стрелочками соединить овощ и ту грядку, которую вы выбрали для этого овоща.

После выполнения детьми задания, логопед на экране демонстрирует карточку, с правильно выполненным заданием. Дети сравнивают свою работу с эталоном. После чего карточки собираются логопедом. Проектор выключается.

5. Игра «Назови слово».

-У меня есть еще одна игра для вас, ребята – «Назови ласково». Я буду бросать вам мяч и называть овощ, а вы будете называть его ласково и бросать мяч мне обратно. Например, огурец – огурчик. Понятно? (- Да) (От детей требуется четкое произношение звуков. За каждый правильный ответ дается фишка).

- Помидор. (- Помидорчик).

- Огурец (- Огурчик)

- Картошка (- Картошечка)

- Хорошо. Репа (- Репочка)

- Разве мы так говорим – репочка? (- Я не знаю, как сказать.)

- Ребята, помогайте. (- Ласково будет репка!)

- Правильно! Молодец!

Такая же работа проводится с другими названиями овощей :

Лук – лучок

Чеснок – чесночок

Горох – горошек

Морковь – морковка

Тыква – тыковка

Свекла – свеколка

Капуста- капустка

Заключительная часть (2 минуты)

- Молодцы, дети! Скажите, о чем мы сегодня с вами говорили?

- Об овощах.

- Правильно.

- Загадки загадывали.

- Только не загадывали, а отгадывали. Я вам загадывала загадки, а вы отгадывали их.

- Да.

- Когда собирают урожай?

- Осенью.

- Осенью овощи созревают.

- Правильно, урожай собирают осенью, когда созревает урожай. Где растут овощи?

- В огороде на грядке.

- На грядке.

- Да, правильно. Молодцы! Вам понравилось занятие?

- Да.

- Очень.

- А что вам понравилось больше всего на занятии? Какая игра? Что было интересно?

- Было интересно отгадывать загадки.

- А мне понравилось зарядку делать.

- А мне ласково называть….

- Мне тоже это все понравилось с вами выполнять. Вы хорошо занимались на занятии. А для того, чтобы узнать, кто лучше всех занимался сегодня, посчитаем ваши фишки (дети хором, вместе с логопедом считают фишки каждого ребенка). Итак, у кого больше всего получилось?

- У Саши и Вики.

- Да, у них больше всего фишек. У Саши 5 фишек, а у Вики 6, у остальных ребят по 4 фишки. Значит, на занятии они Саша и Вика старались больше других ребят. Молодцы! Вы получаете сюрприз – наклейки с вашими любимыми героями мультфильмов (логопед вручает победителям наклейки) Ребята, давайте им похлопаем (дети вместе с логопедом хлопают ребятам). Ну, а пока, я с вами прощаюсь. Спасибо всем за участие. До свидания. Можете отдыхать.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему: «Овощи».
Опубликовано: 19 февраля 2013 в 23:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему: «Овощи».» (включая файлы) размещена пользователем Гульназ (УИ 76002) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД