Гульназ
Конспект логопедического занятия в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему: «Овощи».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя языка и развитию связной речи в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему : "Овощи"
Цель:формирование лексико-грамматического строя речи и развитие связной речи.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей с тем, как растут овощи;
- учить детей составлять описательный рассказ по картинно-графическому плану;
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи на тему: „Овощи“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
- закрепить в речи детей уменьшительно- ласкательные формы существительных;
- продолжать учить детей делить слова на слоги;
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать мышление;
- развивать внимание и память;
- развивать кинестетическую чувствительность пальцев рук;
3. Воспитательные:
- воспитание умения работать в коллективе и индивидуально;
- воспитание умения слушать педагога;
- воспитание умения действовать по инструкции педагога.
Оборудование:
- картинки овощей (лук, картофель, чеснок, морковь, капуста, помидор, огурец, баклажан,свекла, репа, горох, редис, перец, тыква, кабачок);
- доска;
- проектор;
- экран;
- натуральные овощи (лук, картофель, чеснок, морковь, капуста, помидор, огурец, баклажан, свекла, репа, горох, редис, перец, тыква, кабачок)и "чудесный мешочек";
- картинно-графический план для составления описательного рассказа;
- индивидуальные карточки для самостоятельной работа детей;
- карандаши;
- массажный мячик;
- фишки.
Предварительная работа: разучивание физкультурной минутки; рассматривание овощей в натуральном виде, беседа об их пользе; работа по картинно-графическому плану; работа с фишками.
Структура занятия :
Вводная часть
1. Организационный момент.
2. Беседа по теме занятия.
Основная часть
1. Объяснение нового материала.
2. Развитие связной речи. Составление описательного рассказа, с использованием муляжей, по картинно-графическому плану.
3. Развитие общей и мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Собираем урожай».
4. Самостоятельная работа детей по индивидуальным карточкам.
5. Закрепление в речи детей существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково».
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
Вводная часть (7 минут)
1. Организационный момент.
Стульчики и столы стоят полукругом перед логопедом. Дети стоят возле стульчиков.
- Здравствуйте, ребята (- Здравствуйте, Гульназ Ришатовна).
- Садитесь.
Дети садятся на свои места.
- Ребята, сегодня я вам приготовила загадки. Давайте их отгадывать. Слушайте внимательно. Первая загадка:
Сто одежек –
И все без застежек. /Капуста/
Дети поднимают руки.
- Кто догадался? Вика, что это? (Капуста)
- Конечно, это капуста. Молодец! (ребенку дается фишка и выставляется картинка капусты)
- Вторая загадка:
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. /Помидор/
Дети тянут руки.
- Дима, что это? (- Помидор) (дается фишка и выставляется картинка помидора)
- Верно! Следующая загадка:
Он никогда и никого
Не обижал на свете.
Чего же плачут от него
И взрослые, и дети? /Лук/ ( Дети хором отвечают: - Это лук! От него плакать хочется, когда режешь его)
Выставляется картинка лука.
2. Беседа по теме занятия
- Какие вы молодцы! Все загадки правильно отгадали! Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? ( Дети хором отвечают: - О овощах)
- Об овощах, вы правильно догадались. А какие овощи мы еще не назвали? Дети называют овощи (картофель, огурец, баклажан, морковь, свекла, чеснок, репа, горох, редис). Логопед выставляет картинки овощей, в соответствии с названными детьми (от детей требуется четкое произношение поставленных звуков).
- Ребята, как называется то место, где растут овощи?
- Овощи растут в огороде на грядке.
- Правильно.
- Ребята скажите, а когда люди собирают урожай овощей?
- Осенью.
- Мы отвечаем полным предложением. Ваня, ответь.
- Люди собирают урожай осенью.
- Молодец. Скажем все вместе.
- Люди собирают урожай осенью.
- А почему именно осенью собирают урожай?
- Осенью овощи созревают, поэтому люди собирают урожай овощей.
- Молодцы, правильно ответили. Ребята, а в чем польза овощей?
- В них много витаминов.
- Правильно. А это что значит?
- Помогают быть здоровыми.
- Верно. Витамины делают нас здоровыми и сильными.
3. Игра «Спрячь слоги в ладошки»
- А теперь, давайте поиграем в игру «Спрячь слоги в ладошки». Я буду показывать овощ, а вы все вместе будете его произносить и одновременно хлопать. Сколько слогом – столько и хлопков.
Логопед указывает на овощи, изображенные на картинке (по одному, а дети хлопками разделяют их на слоги. После выполнения упражнения, картинки убираются.
Основная часть (16 минут)
1. Объяснение нового материала.
- Ребята, овощи на огороде растут по-разному.
Логопед включает проектор.
-У моркови, свеклы, картофеля, репы, чеснока, редиса, свеклы – плоды растут в земле, мы их не видим. А стебли у них над землей (появляется слайд с изображением тех же овощей и схематичным расположением их относительно земли).
- У огурца, капусты, кабачка – плоды растут на земле (следующий слайд с изображением этих овощей и схематичным расположением их относительно земли).
- У помидора, гороха, перца, баклажанов – плоды растут на веточках (следующий слайд с изображением этих овощей и схематичным расположением их относительно земли).
Проектор выключается.
- Ребята, есть один овощ, у которого мы можно съесть и ту часть, которая растет на земле, и ту, которая растет в земле Как вы думаете, что это? (- Лук). – Правильно! Молодцы! Давайте еще раз назовем овощи, которые растут на земле (огурец, кабачок, капуста). А какие овощи растут в земле? (морковь, свекла, картофель, репа, чеснок, редис, свекла). У каких овощей плоды растут на веточках? (у помидора, у гороха, у перца, у баклажанов) Хорошо, молодцы.
2. Составление описательного рассказа, с использованием муляжей по картинно-графическому плану
В руках у логопеда мешочек с муляжами овощей (огурец, помидор, капуста, репа, редис, картофель, свекла, горох, баклажан, чеснок, кабачок, тыква). На доске вывешивается план-схема, для составления описательного рассказа, со следующими пунктами: цвет, форма, величина, жесткость/мягкость, место, где растет (дерево или грядка, что можно приготовить из овоща.
- Посмотрите, у меня есть «чудесный мешочек», туда спрятались овощи. Сейчас каждый достанет из «мешочка» овощ и расскажет о нем, по схеме. Кто смелый? Кто первым хочет рассказать? Артур хочет.
Ребенок выходит к доске, достает из мешочка один овощ (огурец) и рассказывает о нем:
- Это огурец. Огурец – зеленого цвета. Огурец имеет овальную форму. Огурец большого размера.
Из огурцов делаем салат, сок.
- Молодец, Артур. Держи фишку. Садись.
Так составляют рассказ еще 2-3 ребенка, от детей требуется четкое произношение поставленных звуков (на следующем занятии игра повторяется – рассказ составляют оставшиеся дети).
- Давайте отдохнем (дети встают). Выходите на коврик, будем делать зарядку (дети строятся на коврике).
3. Физкультурная минутка «Собираем урожай» :
В огород пойдем, (Дети маршируют на месте)
Урожай соберем. (Идут по кругу, взявшись за руки)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный. (Показывают)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернемся по дорожке. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Логопед выполняет вместе с детьми. Дети проговаривают текст.
- Ну что, отдохнули? (- Да)
- Садитесь на свои места (дети рассаживаются).
4. Работа по индивидуальным карточкам.
Логопед раздает каждому ребенку по карточке. На карточках изображены силуэты овощей и, схематично, места, где могут расти овощи – на земле или в земле.
- Сейчас посмотрите на свои карточки. На них изображены силуэты овощей, а в нижней части, посмотрите, нарисованы грядки. В левом углу грядка, на которой овощи растут на земле, а в правом грядка, на которой овощи растут в земле. Вам нужно стрелочками соединить овощ и ту грядку, которую вы выбрали для этого овоща.
После выполнения детьми задания, логопед на экране демонстрирует карточку, с правильно выполненным заданием. Дети сравнивают свою работу с эталоном. После чего карточки собираются логопедом. Проектор выключается.
5. Игра «Назови слово».
-У меня есть еще одна игра для вас, ребята – «Назови ласково». Я буду бросать вам мяч и называть овощ, а вы будете называть его ласково и бросать мяч мне обратно. Например, огурец – огурчик. Понятно? (- Да) (От детей требуется четкое произношение звуков. За каждый правильный ответ дается фишка).
- Помидор. (- Помидорчик).
- Огурец (- Огурчик)
- Картошка (- Картошечка)
- Хорошо. Репа (- Репочка)
- Разве мы так говорим – репочка? (- Я не знаю, как сказать.)
- Ребята, помогайте. (- Ласково будет репка!)
- Правильно! Молодец!
Такая же работа проводится с другими названиями овощей :
Лук – лучок
Чеснок – чесночок
Горох – горошек
Морковь – морковка
Тыква – тыковка
Свекла – свеколка
Капуста- капустка
Заключительная часть (2 минуты)
- Молодцы, дети! Скажите, о чем мы сегодня с вами говорили?
- Об овощах.
- Правильно.
- Загадки загадывали.
- Только не загадывали, а отгадывали. Я вам загадывала загадки, а вы отгадывали их.
- Да.
- Когда собирают урожай?
- Осенью.
- Осенью овощи созревают.
- Правильно, урожай собирают осенью, когда созревает урожай. Где растут овощи?
- В огороде на грядке.
- На грядке.
- Да, правильно. Молодцы! Вам понравилось занятие?
- Да.
- Очень.
- А что вам понравилось больше всего на занятии? Какая игра? Что было интересно?
- Было интересно отгадывать загадки.
- А мне понравилось зарядку делать.
- А мне ласково называть….
- Мне тоже это все понравилось с вами выполнять. Вы хорошо занимались на занятии. А для того, чтобы узнать, кто лучше всех занимался сегодня, посчитаем ваши фишки (дети хором, вместе с логопедом считают фишки каждого ребенка). Итак, у кого больше всего получилось?
- У Саши и Вики.
- Да, у них больше всего фишек. У Саши 5 фишек, а у Вики 6, у остальных ребят по 4 фишки. Значит, на занятии они Саша и Вика старались больше других ребят. Молодцы! Вы получаете сюрприз – наклейки с вашими любимыми героями мультфильмов (логопед вручает победителям наклейки) Ребята, давайте им похлопаем (дети вместе с логопедом хлопают ребятам). Ну, а пока, я с вами прощаюсь. Спасибо всем за участие. До свидания. Можете отдыхать.