Екатерина Васильевна Цыганок
Конспект логопедического занятия «Звук [У], буква «У»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Дать детям понятие о гласном звуке «У». Уточнить его артикуляцию. Закрепить навыки четкого произношения звука «У». учить выделять звук «У» из ряда гласных. Познакомить с графическим обозначением звука «У».Познакомить с буквой У. научить соотносить звук и букву. Развивать устойчивое внимание на занятии.
ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные зеркала, предметные картинки со звуком «У», касса букв.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Оргмомент. Скажу детям:
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук [У], буква „У“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Станьте красиво и послушайте, кто может сесть (инструкцию даю вполголоса, от детей требуется максимальное внимание).
- Саша, сядь. Максим, сядь. Все мальчики, сядьте. Все девочки, сядьте.
2. Сообщить детям: Сегодня вы будете учиться хорошо произносить звук «У» и познакомитесь с буквой «У».
Произношение звука «У». предложить произнести звук «У» тихо и голосом нормальной громкости. В зеркальца рассмотреть и рассказать артикуляцию звука.
Губы трубочкой, зубы не смыкаются, закрыты губами.
Дети произносят звук хорошо и по одному.
- Посмотрите, воздушная струя выходит через «Трубочку» свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук «У» голосом долго тянуть, петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный.
- Его обозначим красным квадратиком.
3. Игра «Волшебная палочка».
- Повторяй за мной тот, до кого дотронусь указкой. Дети четко повторяют слоги.
ту му ух ну уф ук ус
лу ут ру ум чу су ку и т. д.
4. А теперь проверим, кто самый внимательный – игра «Телеграф». Я произнесу текст. Его следует запомнить по телеграфу. Кто самый способный? Слушайте:
Му – ту ум – ус гу – ну
Ут – ук су – фу ус – ут
5. Игра «Сигнальщики».
У детей на руках звуковые сигнальные фонарики красного цвета. Услышав звук «У», дети поднимают фонарики. Выделение звука :
а) из ряда гласных звуков : а, о, у, и, у…;
б) из слогов : ух, ап, ос, ум… .
6. Произношение слов со звуком «У». Выделение «У» из начала слов.
а) Показать картинку «Утка» - дети называют, определяют звук «У».
назову ещё три слова: ухо, Уля, уши – определим первый звук «У», все вместе повторим слова, интонационно выделяя звук «У».
затем дети самостоятельно называют картинки со звуком «У» в начале слова. (они выставлены вместе с другими на доске).
- Какой первый звук мы произносим в этих словах? Звук «У» стоит в начале слова, обозначим его место на схеме слова:
утка ужи улица
улитка утюг утенок
уши усы учитель
б) Произнесение слов со звуком «У» в середине слова: произнесу название картинок, оставшихся на доске:
паук петух суп буквы кухня туфли
зубы кубики муха сук бублик губы
катушка бабушка пушка
Скажу, что в этих словах «У» - тоже есть. Предложу детям по цепочке назвать эти слова.
А может, кто сам вспомнит слово со звуком «У», а мы его не называли.
7. Физминутка.
Утки стайкою летели,
На полянку тихо сели.
Походили, походили,
Поклевали, поклевали,
К речке быстро побежали,
Плавали, ныряли,
Корм себе искали.
8. Дидактическая игра «Один – много».
Я буду говорить про один предмет, а вы про много:
Улитка – улитки утюг – утюги
Утка – утки ухо – уши
Уж – ужи ус – усы
Улыбка – улыбки улица – улицы
9. Знакомство с буквой «У».
Познакомить детей с кассой букв (буквы располагаются в алфавитном порядке).
Показ буквы. Выкладывание букв из палочек. Прописывание букв в воздухе.
10. Возьмите в руки буквы У.
Я буду называть гласные звуки, а вы услышите звук «У» - поднимите букву У :
А, У, О, Ы, У, И, А, У, А, О, Э, Ы….
На доске картинки со звуком «У» - будем хором называть и если услышите слово со звуком «У» вначале слова – поднимите букву :
Паук зубы учитель утка пуговица
Лук туфли уши улитка
Суп буквы усы ужи
11. Итог занятия.
С каким звуком мы познакомились?
Что мы со звуком делаем? (произносим)
Какой звук «У» и почему?
Если «У» напишем, то что это будет? (буква)
Расскажите о букве «У».