Бигаева Оксана
Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу развития речевой деятельности воспитанников посредством использования дидактических игр.
Задачи:
- познакомить педагогов с вариантами дидактических игр для речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Развитие речи детей дошкольного возраста через дидактические игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике дидактических игр по развитию речи;
- способствовать сплочению коллектива педагогов.
Оборудование: картинки с изображением фруктов и овощей, стакан.
Участники мастер-класса :
Педагоги, администрация ДОУ.
Ход мастер-класса
Теоретическая часть.
Слайд 3
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс. Речь пойдет о развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Средств для этой цели найдется немало, но мы сегодня затронем дидактические игры.
Для начала, немного теории….
Слайд 3
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Значение дидактических игр для развития речи детей невозможно преувеличить! С их помощью:
• пополняется и активизируется словарь;
• формируется правильное звукопроизношение;
• развивается связная речь;
• развивается умение правильно выражать свои мысли.
Помимо этого, дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни.
Рассмотрим на конкретных примерах варианты дидактических игр для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 4
Огромный блок по развитию устной речи детей дошкольного возраста подразделяется на 4 составляющие:
1. Развитие лексической стороны речи.
2. Формирование грамматического строя речи.
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
4. Развитие связной речи детей.
Практическая часть
Слайд 5
Рассмотрим каждую категорию в отдельности.
1. Развитие лексической стороны речи рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
(показать стакан)
У меня в руках стакан. Кто скажет, как и для чего его можно использовать?
( участники отвечают: пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши и т. д.).
Правильно! А теперь давайте поиграем!
Д / и «Кто больше знает»
Я буду называть различные предметы, а вы вспомните и назовите, что с ними можно делать. Постарайтесь сказать как можно больше.
Варианты слов:
Карандаш
Подушка
Лист бумаги
Нитки и т. д.
Слайд 6
2. Формирование грамматического строя речи – довольно сложное направление, но с помощью игр дети прекрасно усваивают все нормы русского языка. Следующая игра ставит перед собой цель научить детей составлять предложения с союзом "А", активизировать в речи слова -определения.
Д / и «Спорщики»
(раздать картинки с изображением овощей)
Представьте, что вы – овощи и фрукты, и каждый из вас хочет продемонстрировать свои качества и выделиться среди других, используя при этом любые определения.
(например «Я сладкое яблоко» - «А я кислый лимон» и т. д.)
Слайд 7
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи - многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение). Она предполагает:
- развитие речевого слуха;
- обучение правильному звукопроизношению;
- овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);
- выработку четкой дикции.
Предлагаю немного размяться и поиграть в следующую игру!
Д / и «Лодочки и пароходы»
( предложить участникам разделиться на две группы: одна группа — лодочки, другая – пароходы)
Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух», когда плывет пароход, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (участники повторяют звукосочетание).По сигналу «Плывут лодочки» первая группа идет по группе ипроизносит звукосочетания: «Шух, шух, шух». По сигналу «Плывутпароходы» упражнения выполняет вторая группа. Затем участники меняются ролями, и игра повторяется.
Слайд 8
4. Развитие связной речи детей.
Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи и активизируют коммуникативные навыки дошкольников.
Д / и «Отгадай-ка»
Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате.
После небольшой паузы (участники должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Участник встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, другой участник описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.
Примерный план описания предмета: «Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло».
Слайд 9
Вот мы и познакомились с вариантами дидактических игр по развитию речи, которые можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста.
И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую - то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое, я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился.
А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за работу.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы
1. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.
2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.
3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.
4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
6. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 5-7 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
7. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -М:Школьная Пресса. 2013г