Папки-передвижки

Конспект мастер-класса «Тестопластика»

Александра Долина
Конспект мастер-класса «Тестопластика»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №37

КОНСПЕКТ

масстер-класса по изготовлению изделий

из соленного теста «Крендельки-ватрушки»

предназначен как вид совместной

деятельности воспитателя с родителями

выполнил воспитатель: Долина А. А.

Новочеркасск

2016

КОНСПЕКТ

по масстер-классу «Крендельки-ватрушки»

Цели:

Способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного искусства – тестопластика. Ознакомить родителей с техникой тестопластики.

Публикация «Конспект мастер-класса „Тестопластика“» размещена в разделах

Задачи:

• Познакомить участников мастер-класса с историей возникновения соленого теста, технологическими возможностями этого материала и его использованием в процессе художественного творчества (лепка

• Создать условия для обретения большинством участников своего собственного стиля, который позволил бы родителям реализовать творческие способности при работе с солёным тестом.

Оборудование и инструменты:

Образец работы педагога «Крендельки-ватрушки», макеты хлебобулочных изделий, цветное соленое тесто, стек, доска для лепки, заготовка (макет для преклеивания готовых фигурок, музыкальная композиция, мячики.

Актуальность темы.

Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

Лепка – это удивительная возможность для ребё нка: создавать, трогать, играть, дополнять, преобразовывать. Лепка имеет большое развивающее значение. Она влияет на все психические процессы – внимание, мышление, восприятие, воображение, обогащает знания детей о самих себе, о том, что окружает. Лепка помогает развивать творчество. Создавая работу из пластичного материала, у ребёнка развивается мелкая моторика рук, накапливается сенсорный опыт тактильных ощущений.

Влияние занятий лепкой (в моём случае – тестопластикой) на развитие ребёнка широко. Оно отражается на особенностях развития личности ребёнка, его познавательные сферы деятельности: - расширение кругозора; - развитие мелкой моторики; - создание целостного образа; - расширение словарнрго запаса; - развитие познавательного интереса; - позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.

Предпологаемый результат:

Дети должны получать радость от достигнутых результатов, своей полезности другим. Для этого их работами можно украсить комнаты квартиры (дома). Свои поделки дошкольники могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх. Максимум внимания и уважения к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещений помогают сформировать обстановку эмоционального благополучия, вызвать чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками. Одним из важных способов поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе родственикам, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, они могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда. Не стоит забывать также, что ценность детского творчества не в результате и не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки и детского экспериментирования с инструментами и материалами, в тех чудесных превращениях, которые обеспечивает столь универсальный пластический материал, как соленое тесто. Опыт работы с детьми в технике тестопластики показал, что в процессе деятельности у них развиваются эстетический вкус, умственные способности, формируются творческое начало, умение выполнять любое дело аккуратно. Дошкольники начинают ответственно относиться к работе, видеть в ней радость, что является необходимым условием для проявления творчества личности, ее талантов.

1. Теоретическая часть

Ход мастер – класса :

«Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие», - так говорили в праздники в северных русских деревнях, даря произведения из солёного теста.

Мукосол - это не только забавные фигурки из соленого теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с дохристианских времен. Считалось, что любая такая поделка, находящаяся в доме - символ богатства, благополучия и достатка в семье.

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.

В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.

Мукосол - старинный архангельский промысел, которому как минимум четыре сотни лет. Он, то угасал, то возрождался в новых традициях. Иногда его называют тестопластикой, архангельской керамикой или биокерамикой, поскольку все фигурки изготавливаются из натуральных материалов. Это со временем фигурки из соленого теста стали раскрашивать и даже покрывать лаком, а много лет назад они были практически съедобными. Жены поморов давали фигурки из соленого теста своим мужьям, отправлявшимся рыбачить. Эти забавные игрушки согревали душу морякам, да и спасали не раз от голода. Бывали неудачные походы, когда кончалась еда, и тогда на помощь приходили фигурки из соленого теста.

Солнце и соль - однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища - пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль - солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю.

Подарок, сделанный собственными руками, имеет особую энергетику и силу воздействия. Вещь, изготовленная своими руками, принесет радость, чувство восторга и удивления. Поверьте, ваш подарок оценят по достоинству, ведь он сделан специально для того, кому подарен, и эта работа, не важно, насколько умело она слеплена, всегда будет единственной и неповторимой. Ведь на этой поделке остались следы ваших пальцев, тепло вашего сердца.

А теперь, попробуйте отгадать загадки:

1. Из меня пекут ватрушки,

И оладьи и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (мука)

2. Отдельно - я не так вкусна,

Но в пище-каждому нужна. (соль)

3. Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли-

Жить нельзя на без (воды)

4. Разноцветные девицы

Заскучали без водицы.

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой. (кисть и краски)

Существует множество книг по тестопластике, все они интересны. В рамках данного мастер-класса для нас особенный интерес вызывают книги по авторскому курсу «цветные ладошки» Лыковой. Лыкова Ирина Александровна извесный специалист в области художественного воспитания детей в своей программе «Цветные ладошки» включила также занятия по тестопластике.

Соль, вода и мука-все, что нужно для изготовления соленого теста. Его можно заготовить впрок, хранить в холодильнике несколько дней. Тесто можно сделать цветным, добавляя гуашь при замешивании или покрасить уже готовое высохшее изделие.

Основным материалом для работы служит соленое тесто. Долгое время придерживались традиционного рецепта, но с растущей популярностью этого вида деятельности появилось и множество рецептов. Соленое тесто несложно приготовить в домашних условиях. При этом есть очень много рецептов. При работе с тестом, приготовленным по конкретному рецепту, возможны изменения его состава. Каждый может выбрать тот рецепт, который больше нравится ему по составу (например, я не рискую делать тесто с добавлением обойного клея или ПВА, чтобы работать с ребенком) или свойствам (для плоских или объемных фигур, более эластичное, более прочное). Далее рецепты, которые я находила на просторах интернета и в книгах с рекомендациями или мнениями авторов.

1) Взять в равных количествах соль и муку. Добавить немного воды, чтобы тесто получилось эластичным.

2) — 1 ст. муки,

— 0,5 ст. соли,

— немного холодной воды.

3) — 1 ст. соли,

— 0,8 ст. воды,

— 0,5 ст. крахмала,

— 1,5 ст. муки.

4) — 0,5 ст. соли,

— 0,5 ст. воды,

— 1 ст. муки.

5) — 1 ст. муки,

— ст. соли,

— 5 ст. л. раст. масла,

— чуть-чуть теплой воды.

Соль растворить в минимальном количестве воды. Замесить все вместе.

6) Заварное крахмальное тесто :

— часть крахмала

— 2 части соды

— 1,5 части воды.

Смешать, варить на медленном огне, помешивая, пока консистенция не поменяется, около 10 минут. Остудить, вымесить и лепить. Засыхает на воздухе, выглядит, как фарфор. Консистенция легкая, воздушная.

7) — 1 ст. мелкой соли («Экстра»)

— 1 ст. воды

— 1 ст. л. сухого обойного клея для прочности (можно и без него, но изделия получаются более хрупкие изделия)

— мука.

По ощущениям тесто получается между песочным и пельменным. После хранения в холодильнике нужно немного посыпать мукой, т. к. оно становится немного влажным и липнет к рукам. Толщина теста не более 5-7 мм.

8)- 300 гр. муки

— 300 гр. соли

— 1 ст. л. раст. масла

— 200 мл. воды.

Ножом смешать ингридиенты. Если тесто плохо лепится, добавить немного воды. Тесто месить до тех пор, пока оно не станет мягким и эластичным. Качетсва соленого теста улучшаются при хранении. Лучше его использовать на другой день после приготовления. (Хранить в холодильнике в плотно закрытой посуде — банке, контейнере или пакете).

9) — 300 гр. муки

— 1 ст. л. раст. масла

— 200 гр. воды

Постепенно добавляя воду и масло в муку, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить. Получается мягкое тесто.

10) — 4 ст. муки

— 4 ст. воды

— 1 ст. крахмала

— 4 ст. л. подсолнечного масла

— 2 ст. л. лимонной кислоты (чтобы изделия не плесневели)

— 1 ст. соли «Экстра».

Смешать все компоненты, варить, помешивая до загустения (нельзя провернуть ложку, вымесить. Сохнет на воздухе без запекания. Хранить в пакете в холодильнике можно месяца 4.

11) - 2 ст. муки

— 1 ст. мелкой соли

— 1 стакан воды (можно сразу покрасить красителем)

— 2 ст. л. раст. масла.

Смешать соль и муку и, постепенно добавляя воду и масло в полученную смесь, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить.

12) - 2 стакана муки;

— 1 стакан мелкой соли;

— 2 столовых ложки лимонной кислоты;

— 1,5 столовой ложки растительного масла;

— 2 стакана крутого кипятка.

Все тщательно перемешивается.

13) -200 гр. (1 ст.) муки

— 200 гр. (0,5 ст.) соли

— 125 мл. воды.

Соль тяжелее муки, поэтому по весу они одинаковы. Подходит для простых моделей.

Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:

— 15-20г. (столовую ложку) клея ПВА или

— крахмала (столовую ложку)

— клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)

НАПРИМЕР:

Крепкое тесто для крупных изделий :

200 гр. муки

400 гр. соли

125 мл воды

Тесто для тонких работ :

300 гр. муки

200 гр. соли

4 ст. л. глицерина (можно приобрести в аптеке)

2 ст. л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать

1. Учимся делить на части.

Из какого бы материала не лепили, всегда встает необходимость деления единого куска на части. Существуют несколько способов:

• Откручивание

• Отщипывание

• Разрезание стекой

• Формование

2. Учимся придавать форму.

Форма изделия при лепке играет основную роль. Как придать форму?

• Раскатать в ладонях или на столе

• Сплющивать

• Вдавить

• Вытянуть

• Согнуть

3. Учимся соединять детали

• Прижимать

• Примазать

• Загладить

4. Учимся оформлять изделие.

Это наиболее ответственный момент в работе

• Дополнение изделия мелкими деталями (налепами)

• Процарапывание различными инструментами

• Оформление рельефом (оттиском) .

2. Физминутка

Перед работой проведем пальчиковую гимнастику с мячиком.

Колобок рукой катаю (правой рукой катаю мячик по левой руке)

Взад, вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошки. (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну (и лепить теперь начну)

Разминка с соленым тестом.

Катание колобка в ладошках.

Пришли «мышки», стали норки рыть;

Налетели «гуси» стали тесто щипать;

Пришел «мишка косолапый» стал топать по тесту;

Скатывание лепешки в колбаску;

Заворачиваем колбаску в «улитку»

«улитка» спряталась в домик-получился колобок.

Практическое задание по тестопластике «Крендельки-ватрушки».

3 Практическая часть

Тесто получается равномерным и эластичным когда все ингридиенты нагреты, для этого тесто удобно замешивать прямо в кастрюле находящийся на плите. Поэтому сегодня мы будем работать уже с готовым тестом.

- Отделите небольшую часть от куска и скатайте с него колбаску

- сформируйте из колбаски крендель, бублик или ватрушку, по вашему желанию (макет хлебобулочного изделия вы увидети у вас на рабочем месте)

- по желанию вы можете оформить вашу работу: маком, кунжутом, кондитерской посыпкой

- выложите готовое изделия на салфетку, дайте ему просохнуть

- при желании можно добавить темного колера и окрасить изделия в «поджаристых местах»

- приклеить изделия на панно

4. Рефлексия

- Какие творческие способности вы можете развивать у детей в процессе изготовления именно вашей работы?

- Где вы можете применить полученные знания, умения?

Используемая литература :

1. Лыкова И. А. "Цветные ладошки" - М. ,2013.

2. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР. -М. ,2004.

3. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почему

Публикации по теме:

Конспект мастер-класса для педагогов «Рисуем дерево и куст в пейзаже» МАСТЕР – КЛАСС «Рисуем дерево и куст в пейзаже» Цель: повысить профессиональную компетентность педагогов по проведению художественно-продуктивной.

Конспект мастер-класса для родителей «Лоскутная мозаика дома» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области.

Конспект мастер-класса для учащихся 5 и 6 класса «Поделки своими руками» Конспект мастер-класса на тему «Поделки своими руками». Подготовила : Надеина Светлана Викторовна учитель технологии высшей категории.

Конспект мастер-класса по РЭМП «Многофункциональное пособие по математике «Книжка-малышка для детей 2–4 лет»Конспект мастер-класса по РЭМП «Многофункциональное пособие по математике «Книжка-малышка для детей 2–4 лет» «Использование нетрадиционного игрового оборудования для развития элементарных математических представлений детей» Тема: «Многофункциональное.

Конспект мастер-класса по трудовой терапии «Карнавальная маска» Пояснительная записка Трудотерапия- это возможность расширить кругозор, открыть в себе скрытый потенциал и способности. Труд отвлекает от.

Конспект мастер-класса с родителями и детьми «Удивительный мир насекомых»Конспект мастер-класса с родителями и детьми «Удивительный мир насекомых» Участники мастер - класса: дети 2-3 летнего возраста, родители воспитанников, воспитатели группы. Цели: - Получить удовольствие от совместного.

Конспект мастер-класса с родителями «Семь правил Радуги» Цель: 1. Повышение уровня педагогической культуры родителей. 2. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через.

Конспект мастер-класса с родителями на тему «Семейный досуг» Применяемая технология: мастер-класс. Цель: установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком; развитие.

Конспект мастер-класса с участием родителей «Это чудо скорлупа» Участники: Воспитатели, родители, дети Цель: познакомить детей с новым видом ДПИ – Кракле -Кракелюр (мозаика) Задачи: Образовательные:.

Конспект мастер-класса «Сердце группы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Тополек» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Тестопластика»
Опубликовано: 8 марта 2017 в 15:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД