Светлана Каверина
Конспект мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Блокадный хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знания детей о Великой Отечественной войне;
Публикация «Конспект мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию „Блокадный хлеб“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Сценарии
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
- формировать представления о блокаде, о тяжелых и трудных днях жителей
- обогатить знания детей о героической обороне города Ленинграда;
-дать представления о составе и нормах хлеба в блокадном городе.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей дошкольного возраста;
- развивать устную речь;
-активизировать словарь детей: блокада, «буржуйка», полынья, город-герой.
Воспитательные :
- воспитывать патриотизм, уважение к истории родной страны;
- воспитывать любовь и гордость, чувство благодарности и уважения
к защитникам Отечества;
- воспитывать умение сочувствовать и сопереживать людям, попавшим в
беду;
-прививать уважительное отношение к пожилым людям;
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа: оформление макета «Блокада Ленинграда», рассматривание иллюстраций, изображающих монументы и памятники защитникам города, чтение стихов и рассказов о блокадном городе, прослушивание песен военных лет.
Материалы и оборудование: ноутбук, слайдовая презентация «Блокадный Ленинград»; макет «Блокада Ленинграда»; коллаж «900 дней и ночей»; карточка «Блокадный хлеб», кусочки ржаного хлеба 125 гр. (по количеству детей, ингредиенты для выпекания ржаного и «блокадного» хлеба; запись метроном, воздушная сирена, песни военных лет.
Ход.
Круг радости.
- Доброе утро, ребята! Давайте сделаем большой круг, представим, что мы одна большая и дружная семья. Вместе скажем:
Мир, мир, мир везде. (разводят руки в стороны)
Мир в тебе и мир во мне. (руки вперед, затем к груди)
Мир, мир, мир везде. (разводят руки в стороны)
Мир всегда в моей семье! (руки к груди)
-Ребята, сегодня мы собрались на мероприятие, посвященное Дню снятия блокады. 76 лет прошло с тех пор, это очень важная памятная дата не только для жителей города Санкт-Петербурга, но и для всех жителей России.
Сегодня я расскажу вам о тяжелых, трудных днях, которые пришлось пережить жителям блокадного города Ленинграда, который сейчас называется Санкт-Петербургом и стоит на берегах реки Невы. Вот он красивый город нашей великой страны (показ иллюстрации).
До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в детские сады и школы. Фашистская Германия напала на нашу страну и очень скоро оказалась около города Ленинграда. Враг хотел завоевать город. Фашисты окружили город Ленинград со всех сторон. Город оказался в кольце.
(Показ иллюстрации, экспозиции «Блокадный город»)
- Ребята, а как вы понимаете кольцо блокады? (ответы детей)
Блокада – это, когда враги окружают город со всех сторон, т. е. город попадает в кольцо. В город и из города нельзя ни въехать, ни выехать.
- Ребята, подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и подойдите близко друг к другу. У нас получилось кольцо, через него нельзя выйти и зайти.
Посмотрите на экспозицию «Блокадный город» или город в кольце. Со всех сторон окружен город фашистскими танками, солдатами на мотоциклах, в воздухе пролетают вражеские самолеты.
В блокаде оказалось много жителей города Ленинграда - это женщины, старики и дети. Для жителей, а особенно для детей Ленинграда, блокада означала смерть. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы и от этого некуда бело бежать.
(звучит запись воздушной сирены, выстрелы орудий, взрыв снарядов)
Враги не только лишили Ленинградцев пропитания, но еще обстреливали и бомбили город. Не было воды, отопления, электричества. Но Ленинградцы боролись за свою свободу всеми силами. За водой приходилось ходить к Неве, к специальным полыньям. Пытаясь как -то согреться, люди затапливали в домах «буржуйки»- небольшие, дымящие железные печки, в них жгли мебель, книги, чтобы согреться, но тепла не хватало. Было очень холодно. Стены домов покрывались инеем, а в разбитые бомбежкой окна, задувал холодный ветер, снег.
Но главным врагом Ленинграда был голод. Больших запасов продовольствия в городе не было, а фашистам удалось разбомбить продовольственные склады и связи. Еды не хватало. Были введены продовольственные карточки.
(показ продовольственных карточек на продукты, хлеб)
Карточки - это бумажные талоны, на которых указывалось положенное количество продуктов каждому человеку. При утере, карточка обычно не возобновлялась. Поэтому потерять карточку, значит остаться без продуктов и хлеба.
Ребята, посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба. Вот такой кусочек хлеба получали Ленинградцы по карточкам на целый день. Хлебу цену знает каждый Ленинградец, маленький кусочек 125 грамм.
Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки, добавляли траву лебеду и даже бумагу и опилки.
-Давайте сравним продукты для изготовления хлеба в годы войны и сейчас.
(Дети рассматривают ингредиенты, высказывают свое мнение)
Говорят, что блокадный хлеб был без запаха и вкуса. Но вот что об этом говорит жительница Ленинграда, пережившая блокаду, Зинаида Павловна Овчаренко: «До сих пор помню этот маленький, толщиной не более 3 см., черный липкий кусочек. С удивительным запахом, от которого не оторваться и очень вкусный! Хотя знаю, муки в нем было мало, в основном разные примеси. Мне и сегодня не забыть тот волнующий запах»…
Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, он был слаще и вкуснее любой конфеты. Норма на человека на целый день 125 грамм. Только вода и хлеб, и все….
- Ребята, а вы знаете, как едят блокадный хлеб? Я раньше тоже не знала…
Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки, прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Этот кусочек, кружка кипятка, ложка жиденькой каши - вот и весь обед блокадного жителя. Этого не хватало, люди ослабевали. Они умирали от голода. Другие замерзала на улицах, потому что не было сил дойти до дома.
Цифра «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам» навсегда останется одним из символов блокады.
Город жил и сражался 900 страшных голодных блокадных дней и ночей.
- Ребята, давайте и мы поможем жителям.
Физкультминутка «Будем мир мы защищать»
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно соединяют пальцы обеих рук)
Будем мир мы защищать (жмут руки друг другу)
На границе встанем (прямые руки вытянуть вверх)
Всех врагов достанем (шаг вперед, выпад)
Будем чаще улыбаться (повороты в сторону, улыбаются друг другу)
А не ссориться и драться! (обнимают друг друга)
- За время блокады от голода погибло очень много взрослых и особенно
детей.
Воспитатель : Чтоб жизнь спасти Ленинградцам
Зимой в 41 году
С хлебом шли в город машины
По Ладоге, прямо по льду.
Уходят машины под лед,
Но каждый шофер твердо верил,
Что город любимый спасет.
Во время блокады, вся страна сочувствовала жителям Ленинграда. Но помочь им не было возможности. Фашисты не давали приблизиться к городу, Единственная лазейка была у наших солдат – это Ладожское озеро. Враги не смогли полностью захватить озеро. Узкая полоска воды осталась. Как только лед на озере окреп, была проложена трасса-дорога, по которой на санях, на грузовиках доставляли жителям голодающего города мешки с мукой. Так появилась «Дорога жизни», так как доставленная по этой дороге мука, спасла многим Ленинградцам жизнь.
27 января в 1944 году блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал свое освобождение. Над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
За мужество и героизм город Ленинград получил звание – «Город-герой». На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник «Разорванное кольцо». На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи Ленинградцев, погибших в годы блокады, возвышается скорбная фигура Матери-родины. Детям блокадного города, которые жили и боролись за город вместе со взрослыми установлен памятник «Цветок жизни».
Рефлексия: О какой памятной дате мы говорили сегодня?
Как вы понимаете слово блокада?
Чем питались жители во время блокады?
Как назывался этот хлеб?
Можно ли было насытиться этим хлебом?
Что такое «Дорога жизни» для Ленинградцев?
Ребята, почтим память умерших в годы блокады Ленинграда минутой молчания.
Минута молчания (звучит Ленинградский метроном)
В память о блокадном Ленинграде, о тяжелых, голодных днях войны, мне хочется вручить вам кусочек хлеба, весом 125 граммов. Цените хлеб, берегите каждую его крошку.
Воспитатель : Пусть будет мир на планете и войны не знают дети,
Пусть дети учатся, мечтают ни горя, ни беды не знают!