Получи документы

Конспект музыкального досуга «Знакомство с оперой «Снегурочка»

Светлана Ковалева
Конспект музыкального досуга «Знакомство с оперой «Снегурочка»

Конспект музыкального досуга

для детей подготовительной к школе группы

на тему: «Знакомство с оперой

«Снегурочка» Н. А. Римского - Корсакова»

Цель: познакомить детей с образом Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского - Корсакова

Задачи: - углубить знания детей в области классической и народной музыки;

Публикация «Конспект музыкального досуга „Знакомство с оперой „Снегурочка“» размещена в разделах

-приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности;

-развивать музыкальные и творческие способности у детей;

-развивать у детей музыкально исполнительские способности;

-обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями;

-воспитывать любовь к музыке;

-создать теплую, дружескую атмосферу.

Интеграция образовательных областей:

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-физическое развитие;

-социально – коммуникативное развитие;

-художественно – эстетическое развитие.

Примечание: Для знакомства с этой оперой дети могут выучить песню – игру «а мы просо сеяли», которую исполняют при знакомстве с одноименным хором.

Взрослые (родители кружковцев) : Царь Берендей, Мороз – отец, Весна – мать

Дети: Снегурочка, Старик, Старуха, Лель, Леший, Птички, Зайчик и Белочка, дети в русских костюмах, снежинки.

Под арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» Н. А. Римского - Корсакова, дети входят в музыкальный зал и присаживаются на стульчики

Ход досуга

Видеоклип «Снегурочка» Н. А. Римский - Корсаков»

На пеньке, укрытый покрывалом из листьев, спит Леший.

Звучит музыка вступления из оперы Римского – Корсакова «Снегурочка».

На полянку выскакивают Зайчик, и Белочка. Они резвятся, танцуют.

1реб. Еще совсем недавно на улице шумели февральские метели.

2 реб. Ну, а теперь со всех сторон мы слышим звон капели,

Цветут кругом подснежники и птицы вновь запели.

Леший: Ну и чего вы тут расшумелись, старику Лешему спать мешаете?

Заяц: Дядя Леший, хватит спать, так весну можно проспать.

Вся природа просыпается, всё в природе обновляется.

Заяц Расскажи нам, дядя Леший, про былые времена.

Про то, как древняя природа пробуждалась ото сна.

Леший: Что ж, зверята, так и быть. Не буду долго вас томить.

Расскажу вам про времена давние, старину древнюю.

Приглашу я вас сегодня в царство Берендеево…

Слушание начала «Вступления» к опере

Музыкальный руководитель : Однажды Н. А. Римский-Корсаков прочитал «весеннюю сказку» А. Н. Островского «Снегурочка». Эта сказка ему так понравилась, что он захотел на сюжет этой сказки сочинить оперу. «…Не было для меня лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна» - писал композитор.

Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал целых 15 опер, и многие из них - на сказочные сюжеты. Давайте вспомним, что такое опера? Опера - это музыкальный спектакль, в котором все герои не говорят, а поют под музыку. Самым любимым произведением композитора была его опера "Снегурочка" - весенняя сказка.

Музыкальный руководитель : События этой сказки происходят в стране берендеев. Там в глухом лесу стоит хрустальный терем, в котором живет Снегурочка - дочь Деда Мороза и красавицы Весны. В ней участвуют сказочные персонажи - Дед Мороз, Весна-Красна и Леший. Это Леший в самом начале вылезает из берлоги и провозглашает: "Конец зиме, пропели петухи! Весна-Красна, спускается на землю!"

Входит Весна:

Весна: Здравствуй, дремучий лес! Поскорее просыпайся, в зеленые одежды одевайся.

Тебе дарю свое тепло, чтобы все кругом цвело, чтоб листочки распускались, птицы пеньем заливались. Слетайтесь птицы, ко мне летите, меня порадуйте, повеселите

(Звучит тема «пляски и песни птиц»)

Музыкальный руководитель Музыка здесь резвая, бойкая, даже скачущая. Кажется, будто птицы озябли, возвращаясь, домой с юга, и теперь приплясывают возле Весны, желая согреться. А еще музыка в этом хоре радостная, счастливая, потому что птицы рады возвращению домой, в родные края

Музыкальный руководитель Давайте послушаем "Хор птиц". А в том месте, где к хору присоединится со своим пением Весна-Красна, я попрошу вас слегка покачать головой из стороны в сторону в такт ее пению.

"Хор птиц" из оперы "Снегурочка"

Музыкальный руководитель Всё здесь обычно и необычно. Берендеи совершают свои весенние и бытовые обряды, поют народные песни. Музыка оперы словно напоена ароматами весеннего воздуха, расцвечена красками ранней весны, что придаёт этому произведению особенную прелесть. Начинается опера небольшим оркестровым вступлением, где рисуется образ властного, сурового Деда Мороза, олицетворяющего безмолвие, зимнее оцепенение природы. В этот застывший, сумрачный мир врывается петушиный крик, и голос проснувшегося Лешего возвещает конец зиме.

Давайте послушаем "Хор птиц". А в том месте, где к хору присоединится со своим пением Весна-Красна, я попрошу вас слегка покачать головой из стороны в сторону в такт ее пению.

Прослушивание "Хора птиц" с метроритмической поддержкой детей)

Музыкальный руководитель Мать Снегурочки Весна-Красна, а отец - суровый и лютый Дед Мороз. Снегурочка говорит о том, что ей одной тоскливо сидеть в ледяном тереме, где ей служат жители лесные, а хочется на волю. А еще ей полюбились людские песни, песни пастушка, которого зовут Лель. В своей арии Снегурочка называет его "ладо Лель". Чтобы дочке не было скучно, отец и мать решили отпустить ее пожить у простых людей-берендеев.

Снегурочка исполняет арию, которая называется "С подружками по ягоду ходить". Я напомню, что ария - это большая песня главного героя. Композитор Н. А. Римский-Корсаков свою главную героиню Снегурочку наделил голосом высоким и звонким, а в оркестре ей помогает петь такой же звонкий инструмент - флейта.

Послушайте, какой нежный, серебристый голос у Снегурочки, как легко, с какими переливами он звучит.

(Идет прослушивание "Арии Снегурочки")

Весна: Умницы птицы, так душевно пели и плясали, сердцу теплее стало.

Но что это? Откуда набежали тучи? Дует ветер и поет, сам Мороз сюда идет. Прячьтесь.

Входит Мороз.

Мороз: По над полем, по над лесом, летите, снежинки, рассыпайтесь! Звери лесные по норам разбегайтесь, птицы певчие по гнездам разлетайтесь!

Весна: Полно, Морозушко. Пора бы и в путь тебе на Север.

Мороз: Не гони, сам скоро уйду, вижу не рады мне здесь, старику.

Весна: А на кого ты дочку нашу, Снегурочку, оставишь? Не лучше ли будет отдать ее людям на воспитание? Снегурочка-а, скорее отзовись, перед отцом – Морозом появи-ись!

(Тема Снегурочки) Вбегает Снегурочка.

Мороз: Снегурочка, дитя мое, подойди ближе, не бойся. Не хочешь ли на волю, с людьми пожить?

Снегурочка : Хочу!

Мороз: А что манит тебя покинуть терем родительский, и что у берендеев завидного нашла?

Снегурочка : Людские песни, пляски, игры, хороводы. У Леля перейму я песни, тебе спою их, когда вернешься с Севера холодного.

Мороз: Про Леля узнала ты откуда?

Снегурочка : От листочка ракитового. По лесу девицы ходят, а он поет им песни свои. День и ночь готова я слушать песни его, слушаешь их и таешь….

Мороз: Ужасный смысл таиться в слове этом для тебя, дитя мое.

Весна: Растопила я снега белые, собрала цветы подснежники, сплела из них венок на голову своей Снегурочке. Защитит он ее от лучей Ярилы – солнца, не погубит он ее теплом своим жарким.

Мороз: Прощай, дочка наша, Снегурочка. Посмотрите, народ уж собирается, будут зиму провожать, да Масленицу встречать.

Весна: Прощай, дочь наша, Снегурочка, живи и твори добро на радость людям. А трудно будет, позови меня, и я приду на помощь.

Снегурочка : Прощайте, отец и матушка- а-а!

.

Музыкальный руководитель Жители Берендеева царства - берендеи - тоже радуются приходу весны и справляют свой нехитрый праздник, который называется "Проводы Масленицы".

Входят дети, одетые в русские народные костюмы.

Впереди несут чучело Масленицы, устанавливают по центру.

Дети встают хороводом вокруг Масленицы.

1 ребё нок: Дорогая, гостья Масленица, по тебе мы так соскучились.

Знаем, коль приходишь, то зиме конец.

2 ребё нок: Дорогая Масленица, приехала ты на широкий двор

На горах покататься, да в блинах поваляться.

Выходят мальчик и девочка:

Мальчик: Будем с блином ходить, будем солнышко просить.

Девочка: Свети, Солнце, посветлее, грей, Ярило, потеплее.

Музыкальный руководитель Давайте послушаем хор

"Прощай, Масленица".

Музыка в этом хоре яркая, громкая. В конце зимы берендеи с шумом тащат чучело масленицы на опушку леса. Далеко разносится веселая плясовая песня, шуточное прощание с долгими, надоевшими всем холодами. После того, как завершается прощанье с зимой, берендеи замечают Снегурочку и приглашают ее к себе в деревню.

(Идет прослушивание "Хора берендеев "Прощай, Масленица")

Входит царь Берендей.

Леший: Царь у терема сидит, да на свой народ глядит.

И всему честному люду такие речи говорит.

Берендей: Полна чудес могучая природа! Дары свои, обильно рассыпая,

Причудливо она играет, но люди этого не замечают.

За это сердится на нас Ярило – солнце.

Не хочет посылать лучи свои на землю.

А потому я всем повелеваю:

Изгоним стужи след из наших душ,

И обратимся к солнцу, призывая,

Его теплом лучей своих, природу согревать

Музыкальный руководитель Вся музыка оперы "Снегурочка" пронизана народными напевами, мелодиями танцев и игр. Одну из таких песен поет пастух по имени Лель. Он поет да играет, девушек забавляет. Но вот какая особенность. Партию пастуха Леля в опере Н. А. Римского-Корсакова поет женщина. Такова оперная традиция. Сейчас мы послушаем песню Леля из оперы "Снегурочка". Она называется "Туча с громом сговаривалась".

Вступление к этой песне напоминает наигрыш пастушьей дудочки, словно бы пастух сам аккомпанирует своему исполнению. Сначала ритм песенки кажется несколько суровым, даже грозным - ведь в ее начале рассказывается о разговоре тучи и грома. Но потом идет рассказ о том, как ходили девушки в лес по ягоды.

(Идет прослушивание "песни Леля "Туча с громом сговаривалась"

(На танцевальных моментах песни - проигрышах - дети могут исполнять танцевальные элементы, водить хороводы)

1 ребё нок: Солнышко, выгляни, ясное высвети.

На холодную водицу, на шелковую травицу.

На аленький цветочек, на кругленький лужочек.

2 ребё нок: Ясное солнце наше, нет тебя в мире краше.

Солнышко, покажись, красное, снарядись.

Чтобы щеки берендеев заалели,

А сердца у них подобрели.

Бабка: Хватит тебе, внученька, с нами-то скучать.

Шла бы лучше к девушкам песни петь, плясать.

1 девочка: Пойдем, пойдем, Снегурочка, веночки заплетем.

2 девочка: Через костер попрыгаем и песенки споем.

Снегурочка : Нет, подружки, я растаю от горячего огня.

Песен ваших я не знаю – веселитесь без меня.

Лель (обращается к царю) : Премудрый царь! Дозволь мне слово молвить.

Берендей: Что ж, говори веселый Лель, что хочешь ты поведать нам?

Лель: Снегурка сможет нам помочь сменить Ярилин гнев на милость.

Берендей: Как Снегурка! Ведь она, очень грустная всегда,

А ее сердечко, как кусочек льда.

Никогда от счастья громко не стучит,

От печали даже вовсе не болит.

Лель: Снегурочка, в лес беги, чудо – озеро найди.

Ты покличь Весну, быть может, твоя мать тебе поможет.

Снегурочка подбегает

Снегурочка (зовёт) : Матушка, Весна, отзовись. Дочке своей покажись.

Весна: Здравствуй, моя доченька!

Как живешь, Снегурочка, ты среди людей,

Расскажи, поведай всё матушке своей.

Снегурочка : Мама, людям весело всюду и всегда,

А мое сердечко, как кусочек льда.

Помоги мне матушка, я хочу любить!

Песни петь, смеяться, хоровод водить.

Дай другое сердце дочери своей,

Пусть оно пылает, словно у людей.

Весна: Чтобы в твоем сердце вдруг растаял лед –

Выкликай Ярилу, как и весь народ.

Теплый луч коснется сердца, и тогда

Девушкой земною станешь навсегда.

Весна надевает Снегурочке волшебный венок.

Снегурочка : Матушка, спасибо!

Весна: Доченька, прощай! Нас с отцом Морозом ты не забывай.

Весна обнимает Снегурочку и уходит.

Снегурочка : Выйди, солнышко, выйди, красное!

Полно спать тебе в мягком облаке.

Не к лицу тебе лежебокой быть.

Не к лицу прослыть привередою.

Поднимись скорей в небо чистое,

Освети скорей землю – матушку!

Музыкальное приложение. Восходит солнце.

Берендей: Да, свершилось это чудо. Нам без солнца было худо.

Берендеи, выходите, хороводы заводите.

Лель, (обращаясь к Снегурочке) : Здравствуй, девица. Здравствуй красная!

Месяца прекрасней, краше зорьки ясной.

Дай мне руку, выходи, да со мною в пляс иди.

Снегурочка : Веселиться от души теперь могу и я.

Выходите поплясать вы со мной, друзья.

Берендей: Красное солнышко приветливо взглянуло.

Сразу во все стороны руки протянуло.

Люди добрые, призадумайтесь, добротой своей, поделитеся!

Леший: Вот так все и было. Взошло над землей Ярило – солнце, согрело людей. Ведь без солнышка нет ни радости, ни счастья. Но главное, чтобы солнышко было не только на небе, но и в каждом сердце. Ведь только горячее сердце может любить и дарить радость людям.

Музыкальный руководитель В своей опере композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков показывает народные гулянья. Вот и сейчас прозвучит хор "А мы просо сеяли". Для его темы композитор использовал подлинную народную мелодию, под которую обычно проводилась игра.

(Идет слушание "хора "А мы просо сеяли")

Музыкальный руководитель :Вот и заканчивается наш рассказ об опере Снегурочка", весенней сказке.

Публикации по теме:

Конспект музыкального досуга «День рождения Деда Мороза»Конспект музыкального досуга «День рождения Деда Мороза» Конспект музыкального досуга «День рождения Деда Мороза» Цель: Познакомить детей с новым праздником, закреплять знания о Дедушке Морозе,.

Конспект музыкального досуга для старшей и подготовительной групп «Сказки новогодней ёлочки»Конспект музыкального досуга для старшей и подготовительной групп «Сказки новогодней ёлочки» Конспект музыкального досуга для старшей и подготовительной групп «Сказки новогодней ёлочки» Цель: Развитие творческого воображение и образного.

Конспект музыкального занятия для старшей группы «К нам Снегурочка пришла»Конспект музыкального занятия для старшей группы «К нам Снегурочка пришла» Конспект музыкального занятия для старшей группы «К нам Снегурочка пришла» Тема: «Сказка в музыке» Цель: Развитие музыкальных способностей.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «Знакомство с роялем — королём всех музыкальных инструментов»Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «Знакомство с роялем — королём всех музыкальных инструментов» -Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам, что же это за инструмент – фортепиано. Давайте сейчас послушаем сказку, как же появился на.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «Знакомство со скрипкой — королевой музыкальных инструментов» Дети заходят под музыку скрипки (в записи) и садятся на стульчики, музыкальный руководитель приглушает звук звучащей пьесы и начинает читать.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» (вторая младшая группа) Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» Вторая младшая группа Программное содержание • Обучающие задачи:.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями»Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями» Задачи: 1. Формировать у детей систему опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающую дальнейшее полномасштабное.

Конспект театрализованного музыкального досуга «Рукавичка» для первой младшей группыКонспект театрализованного музыкального досуга «Рукавичка» для первой младшей группы Конспект театрализованного музыкального досуга «Рукавичка» для первой младшей группы Тема: Сказка в музыке Цель: Развитие эмоциональной.

Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность»Мини-проект «Знакомство со сказкой «Снегурочка» через творческую и исследовательскую деятельность» Выполнила воспитатель Волкова Ольга Юрьевна. Цель:Познакомить детей с волшебным миром сказки через творческую и исследовательскую деятельность.

Новогоднее оформление музыкального зала «Снегурочка»Новогоднее оформление музыкального зала «Снегурочка» Оформление музыкального зала создаёт настроение любого мероприятия в детском саду, тем более самого яркого, эмоционально насыщенного Новогоднего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального досуга «Знакомство с оперой «Снегурочка»
Опубликовано: 23 марта 2020 в 14:16
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД