Елизавета Монахова
Конспект музыкального развлечения «В гости к Бабе-Яге»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального развлечения
«В гости к Бабе-Яге»
в подготовительной группе.
Цель:
1. Формировать положительное отношение к русскому народному творчеству. 2. Развитие речи, воображения, музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект музыкального развлечения „В гости к Бабе-Яге“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
3. Воспитание любви к музыке, формирование музыкальных способностей в доступных видах музыкальной деятельности.
Задачи:
1. Продолжить знакомство с героиней русских сказок Бабой-Ягой;
2. Познакомить детей с классической музыкой русских композиторов: П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, А. К. Лядова;
3. Учить различать характер музыки, понимать содержание пьес, побуждать детей к активному восприятию музыки;
4. Продолжить знакомство детей с жанрами музыки (песня, танец, марш, музыкальными инструментами симфонического оркестра;
5. Формировать элементарные представления о средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, регистр);
6. Расширять кругозор детей, способствовать обогащению словарного запаса детей;
7. Развивать музыкальное мышление, воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности).
Интеграция образовательных областей:
художественно-эстетическое развитие : Развивать творческое воображение, умение передавать музыкальный образ художественными средствами.
речевое развитие : содействовать правильному восприятию содержания стихотворений, песен.
познавательное развитие : расширять кругозор детей, любознательность.
социально-коммуникативное развитие : расширять умение свободно и доброжелательно общаться с взрослыми и друг с другом.
физическое развитие : совершенствовать артикуляционный аппарат, формировать физиологическое дыхание.
Оборудование и наглядный, методический материал:
1. ноутбук;
2. мультимедийная установка;
3. фортепиано;
4. портреты композиторов: П. Чайковского, А. Лядова и М. Мусоргского (презентация, актера Г. Ф. Милляра;
5. иллюстрации «Баба-Яга», фигурка Бабы-Яги (презентация);
6. музыкальные игры.
Методы ведения занятия:
1. Наглядный-слуховой (звучание музыкальных произведений в записи и в живом исполнении);
2. Наглядно-зрительный (показ слайдов);
3. Практический – исполнение, пение;
4. Сенсорно-моторный – движения, игры, танцы;
5. Словесный – диалог, объяснение, рассуждение;
Ход занятия:
Звучит музыка «Сказка начинается» муз. В. Дашкевича. Дети входят в зал, здороваются.
В. : Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Что можно сказать о сказке, какая она бывает?
Д. : Сказка волшебная, забавная, чудесная, поучительная, остроумная, радостная, грустная, загадочная, интересная, мудрая, страшная, добрая.
В. : Какие сказки вы знаете? (Ответы детей.) Кто сочиняет сказки?
Д. : Народ, писатели, поэты.
В. : А музыку кто пишет?
Д. : композиторы.
В. : Как вы думаете, композиторы могли любить сказки? Музыка тоже может рассказывать сказки, но не словами, а звуками - ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если быть внимательными, то можно услышать, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой, и какие там герои – злые, коварные, или, наоборот, добрые и смелые.
Предлагаю принять участие в викторине «Герои сказок», дружно хором отвечайте и героев называйте:
Красная (Шапочка)
Серый (Волк)
Карабас (Барабас)
Снежная (Королева)
Мальчик (с пальчик)
Курочка (Ряба)
Василиса (Прекрасная)
Змей (Горыныч)
Баба (Яга).
В. : Молодцы! Хорошо знаете сказочных героев. Ребята, сегодня в наш садик пришла необычная посылка, посмотрите, что нам прислали… (достает «волшебный клубок», к нему привязано письмо) Давайте прочитаем, что написано в этом письме. (читает) : «Если вы любите сказочные приключения и не боитесь трудностей, то я приглашаю вас в гости» (Баба – Яга).
Ребята ну что отправляемся в гости. А вот клубок, с его помощью мы быстрей доберемся до Бабы-Яги.
Повторяйте за мной:
- Катись, катись, клубок
Через сто дорог,
Помоги ты нам в пути
Подскажи куда идти…
(Кидает клубок в сторону, где оформлена избушка Бабы – Яги)
В. : Как вы думаете, ребята, кто живет в этой избушке? Какого героя изображает музыка? Звучит пьеса П. И. Чайковского «Баба-Яга» слайд «Баба-Яга П. И. Чайковского»
Д. : Это Баба-Яга.
В. : Правильно, главной героиней этой пьесы является Баба Яга. Послушайте, как композитор изобразил ее музыкальным языком. Музыка громкая, колючая, в ней слышится и полет Бабы Яги, и таинственное колдовство. (звучит отрывок пьесы) Вспомните, кто является автором этой музыки?
Д. : Пётр Ильич Чайковский
В. : Молодцы! В этой пьесе в начале музыки слышны остановки, Баба Яга ковыляет, прихрамывая, затевает что-то недоброе. Отрывистые интонации чередуются с плавными парами звуков, появляется то вверху, то внизу. Будто Баба Яга мечется, суетится, что-то ищет. Давайте попробуем вместе изобразить её движения.
В. : Не только П. И. Чайковский изобразил Бабу Ягу в своем музыкальном произведении. Сегодня мы послушаем пьесу русского композитора Анатолия Лядова «Баба-Яга». Скажите, какой можно представить себе Бабу Ягу в этом произведении?Слайд «Баба-Яга. А. Лядов»
Слушаем пьесу «Баба-Яга» А. Н. Лядова
В. : Какая баба-Яга в этом произведении? Баба Яга не кажется страшной. Она, скорее смешная, с юмором. Она живет в дремучем лесу, где слышатся таинственные шорохи, лесные шумы, потрескивание сломанных сучьев. В каком исполнении звучит эта пьеса? Один инструмент звучит или много?
Д. : Много.
В: Если играют двенадцать и больше музыкантов вместе, как называется такой коллектив?
Д. : Оркестр.
В. : Какой оркестр исполняет это произведение?
Д. : Симфонический.
В. : Правильно.
А сейчас я предлагаю вам поиграть. Перед вами картинки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра. Подберите нужную картинку к половинке изображения и назовите музыкальный инструмент.
Игра «Найди половинку»
В. : Молодцы, все справились!
В. : Я хочу вам рассказать ещё об одном композиторе, который рассказал нам о Бабе-Яге.
Слайд «Избушка на курьих ножках. М. П. Мусоргский»
В. : Композитор М. П. Мусоргский написал музыкальную пьесу. Он назвал её «Избушка на курьих ножках». А история создания её была такова: композитор был на выставке у своего друга художника В. Гартмана. Этот художник нарисовал эскиз, где изображены часы в форме избушки на курьих ножках. Но эта избушка выглядит очень доброй. И вот Мусоргский решил рассказать в музыке о том, какая настоящая Баба Яга.
В. : Мне кажется, что к этой пьесе подходит стихотворение Михаила Метельниченко:
Что это грохнуло? Что засвистело?
Баба – Яга над землей пролетела!
Ветром пригнулись сосен верхушки,
Спрятались в норы лесные зверушки,
Сучья трещат, громкий свист раздается …
Баба – Яга над полями несется.
В ступе с метлой, на таинственный слет
Леших, Кикимор их ближних болот (Слайд с фото Бабы Яги в ступе)
Давайте, послушаем, как эту пьесу исполняют музыканты.
Слушаем «Избушка на курьих ножках» М. П. Мусоргского
В. : А есть сказки про «Бябу-Ягу» которые показывают по телевизору. И роль играет замечательный актер Г. Ф. Милляр. Гео ргий Фра нцевич Милля
Слайд «Баба-Яга Г. Ф. Милляра»
Посмотрите какая веселая и не страшная Баба-Яга
В. : А давайте споём песню Бабы-Яги и она выйдет к нам.
Дети поют песню Бабка Ежка
Из избушки выходит Баба-Яга, потягивается.
Б. Я. : Ой что-то я тут задремала. А вы кто такие?Зачем пришли вы ко мне?
Д. : Мы из детского сада, а пришли к тебе в гости. Много слышали о тебе. Говорят ты злая?
Б. Я. : Слушайте какая я была.
Звучит песня № 1 в исполнении Бабы Яги. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового
На слайдах фрагменты из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»
Но со мной ни кто не дружил. И я изменилась.
Я теперь совсем другая,
Я хорошая не злая.
Песни, музыку люблю,
И с ребятами дружу.
А давайте поиграем с вами?
Д. : Давайте
Музыкальная игра «Баба-Яга» слова народные, музыка И. В. Соловьевой.
Б. Я. : Ух. Хорошо поиграли, а давайте еще
Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога, - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
Б. Я. : Ух. Хорошо поиграли, а давайте еще
Дети стоят в кругу. Считалкой выбирается водящий ребёнок, он становится в центр круга и ему повязкой завязывают глаза. Дети под музыку передают игрушку по кругу. Как только музыка останавливается, тот, у кого в руках оказалась игрушка издаёт на ней несколько звуков. Водящий должен отгадать, в какой стороне был слышен звук и подойти к нему.
Б. Я. : Ух. Хорошо поиграли, а давайте еще
Ход игры: Ведущий говорит, что он будет дирижером и будет показывать, кто будет петь песенку, а задача Б. Я отгадать, сколько детей поё т одновременно: один, два или три. Дети поют песню «Антошка», Б. Я отворачивается, а ведущий, молча, показывает на детей, которые должны петь.
Б. Я. : Ух. Хорошо поиграли, а давайте еще
Детям даётся несколько инструментов (3-5) Они встают в разных концах групповой комнаты. Б. Я завязывают глаза, она стоит в центре групповой комнаты. Под музыку дети меняются местами. Как только музыка остановилась – дети замерли на мете. Они по очереди играют на инструментах. Затем ведущий даёт команду, какой инструмент должна найти Б. Я. В случае затруднения названый инструмент подаёт звук ещё раз.
Б. Я. : Ух. Хорошо поиграли. А давайте песню вместе споем?
Звучит песня № 2 в исполнении Бабы Яги. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового
На слайдах фрагменты из фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»
В. : Да, хорошо у вас получается вместе петь. Прямо настоящий хор.
А ты Баба-Яга говорила что ещё любишь танцевать?
Б. Я. : Да говорила, люблю и сейчас я вам это докажу
В. : Вот сейчас и покажешь с помощью танца изменилась ты в лучшую стороны или нет.
Б. Я. : Хорошо
Б. Я. : Ох, как я люблю с детьми играть, танцевать, а песни- то, как люблю петь!
В. : Да хорошая ты стала, веселая. А мы с ребятами слышали что ты еще и частушки поёшь?
Б. Я. : Да, пою с моими подружками бабками-Ёжками. Но сегодня они в гости ушли, петь не с кем. А может мне ребята помогут? У меня и костюмы есть.
Д. : Конечно поможем.
Звучат частушки Бабок-Ёжек, несколько детей в костюмах.
Б. Я. : Да, хорошо повеселились, люблю я таких друзей. Спасибо, ребята, бегу в лес, всем расскажу, какие умные и музыкальные ребята живут в детском садике. До свидания!
В: А мы с вами вернемся обратно в детский сад!
Песня –игра «Мы идем» Екатерина литовских
В. : Вот и закончилось наше музыкальное путешествие. С какими композиторами мы сегодня познакомились? А как называются их музыкальные пьесы? Что вам запомнилось больше всего?
Молодцы, ребята, вы были все дружны, внимательны, старались красиво петь и танцевать, а теперь нам пора возвращаться из сказочного леса в группу. Вставайте все друг за другом, под музыку пойдём обратно.