Получи документы

Конспект ОД по декоративной лепке в средней группе «Филимоновская игрушка-свистулька»

Елена Красикова
Конспект ОД по декоративной лепке в средней группе «Филимоновская игрушка-свистулька»

Конспект на тему : «Филимоновская игрушка-свистулька».

Организованная деятельность по декоративной лепке в средней группе.

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно- прикладного искусства пут м ознакомления с филимоновской игрушкой.

Задачи:

-познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно;

Публикация «Конспект ОД по декоративной лепке в средней группе „Филимоновская игрушка-свистулька“» размещена в разделах

-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность;

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров;

-создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки;

-учить лепке птички на основе овоида или цилиндра;

-развивать воображение, чувство формы;

-воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Предварительная работа:

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера-народные умельцы. Материалы, инструменты, оборудование:

- 3-4 филимоновские игрушки, подставка для демонстрации, схема с показом способа лепки, альбом с рисунками филимоновских игрушек, компьютерная презентация (слайды, музыкальное сопровождение (рус. народная музыка в аудиозаписи, глина, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Ход

Воспитатель:

-Здравствуйте ребята! Ребята, а вы любите сказки? Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие, на котором мы будем лепить интересные игрушки. Вы ведь любите лепить? Но для начала я расскажу вам сказку о чудо-птицах, чудо-животных, о филимоновских игрушках, которые начали лепить в селе Филимоново, Тульской области.

Занимайте свои места, сказка начинается. (сказка) Сказка про Филимона!

Ни далеко, ни близко, ни за морями, ни за лесами, а за полями да перелесками стояла деревня Безымянная. Жили в той деревне мастера-гончары. Из глины лепили они горшки, крынки — всякую посуду кухонную. Лепили все это из местной глины, что «синикой» называлась. А называлась она так потому, что цвета она была необычного — серого с синевой. Но была та глина не простая, а волшебная! Стоило посуде из той глины ночку в жаркой печке или в горне постоять -потомиться, то превращалась она из синей+ в белую. Потому и славились мастера-гончары из деревни Безымянной, что тарелки и плошки, горшки и чашки были у них белее снега, чистые и опрятные, как невесты в свадебном наряде. Самым искусным мастером в той деревне был гончар по имени Филимон. Жил он в доме на краю деревни с женой и дочками Танюшкой, Олюшкой и Аннушкой. Филимоновы дочки умели хорошо петь. Голоса имели ладные и песен знали столько, что за год не перепоешь. Аннушка, младшая, которую все звали Нюшенькой, самая веселая и смешливая, сама сочиняла озорные частушки. Любил гончар Филимон своих дочерей, но иногда жалел, что нет у него сыновей. Некому передать и поведать мастерство, секреты особенные. Вот и решил Филимон дочерей научить своему ремеслу. Привел он их в сарайчик свой гончарный, показал им как глину на воде замешивать, как ком глиняный «распускать», как глину месить, как лепить утварь кухонную, а потом сушить и обжигать. Всему дочки научились быстро. Как-то раз увидел Филимон, что запаса глины осталось немного, и решил пойти её накопать. Задал он дочкам задание чего и сколько каждой налепить, а сам отправился за глиной. Возвратился Филимон через три дня и захотел их работу посмотреть. Взглянул, да нашел всего только три горшка! А рядом какие-то фигурки вылепленные и обожженные: барыни, кавалеры с дамами, всадники на конях. «Это, верно, Танюшка лепила» — подумал Филимон. Смотрит дальше, видит — стоят рядочком поросята, барашки, коровы и живность всякая. " Это, должно быть, Олюшкина работа". — А что же Нюшенька делала? Неужто бездельничала? - подумал Филимон. А потом присмотрелся к дальним фигуркам и даже присел от удивления. Смотрит барыня стоит, а в руках гуся держит. А гусь-то не простой, а со свистулькой. Вот где Нюшки-хохотушки работа! Пригляделся к Оленькиным барашкам - и у них тоже свистульки приделаны.

- Ну, погодите! Я вам задам! - решил Филимон. Позвал он к себе дочерей и стал он бранить их за то, что вместо дела безделицей занимаются.

- Не ругай нас, батюшка,- говорит Танюшка, — мы сначала горшки да миски лепили, как ты велел, а потом скучно стало и мы песню запели.

- Песня наша веселой была - продолжает Оленька,- мы и не заметили, как из волшебной глины-синики сами стали всякие фигурки получаться.

- А я, батюшка, только частушки завела,- подхватила Нюшенька, — и не помню, как мои руки ко всем фигуркам свистульки понаделали!

Поворчал немного Филимон, простил дочерей за шалость, но строго-настрого приказал песни и частушки петь после работы. А чтобы наказ этот помнили, фигурки на видное место в сарайчике поставил.

Прошло времени ни много-ни мало, посватались за Филимоновых дочерей молодые мастера-гончары. Сыграли три свадьбы в один день и остались в избе Филимон с женой вдвоем. Но недолго скучал Филимон, скоро во двор к нему стали приходить ребятишки, дети его дочек, его внуки и внучки. И стали его звать в деревне дедом Филимоном. Как-то раз вспомнил дед Филимон о фигурках и решил дать их внучатам поиграть. А внучата — не хотят: " Что ты, дедушка! Они же некрасивые".

А были все те беленькие фигурки в каких-то желтых пятнышках и полосках. «Что такое, почему?» — задумался дед Филимон, а приглядевшись, понял: «Так это же они закапаны желтой поливой с горшков! Ведь в одной же печке с горшками да крынками фигурки обжигались, вот и стекла на них желтая глазурь поливная!»Посмотрел на все эти фигурки Филимон, подумал-подумал и придумал вот что. Взял два куриных перышка, примотал друг к другу тонкой веревочкой. Потом замешал на курином яйце в чашечках-плошечках две врасочки — «малинку» да «зеленку». Окунул перышки сначала в «малинку» и обвел все желтые подтёки-пятнышки красными полосками, а потом между ними положил зеленые полоски. Заметил дед Филимон, что когда краска «малинка» на желтую полосу ложится, то получается цвет солнца жаркого — оранжевый, а когда «зеленка» на желтую попадает, то получается изумрудный цвет травки весенней.

Скоро все барыни и кавалеры, дочками вылепленные, украсились яркими нарядами. Барашки, козлики и поросята расцветились узорами и яркими полосками. А свистульки, что Нюшенька понаделала, стали от такой красоты звучать ещё задорней и заливистей.

На другое утро пришли к деду Филимону внуки-ребятишки, открыл он двери сарайчика и скомандовал: «Разбирай, кому что для игры-забавы глянется!» Обрадовались ребята, разобрали все игрушки, в свистульки засвистели, понесли соседским ребятам показывать. Те тоже прибежали к Филимону : " Сделай и нам такие игрушки-забавушки!"

Сел гончар Филимон игрушки делать. А ничего у него не выходит: лепит барыню — горшок получается, лепит барашка — блюдечко. Опечалился Филимон и позвал дочек, чтобы совета спросить. Танюшка, Олюшка и Аннушка пришли и говорят ему: " Поможем горю. Забыл ты, батюшка, что из глины нашей волшебной игрушки получаются только тогда, когда песня веселая льется». Сели они в кружок, взяли по куску глины «синики» и песню запели. И тут же из-под их рук стали появляться игрушки разные. И все забавные, и все со свистульками.

Быстро понаделали Филимон с дочерями столько игрушек, что всем ребятам в деревне хватило. А там и из других деревень приехали: «И нам сделайте!» Разнеслась слава о Филимоне и его дочках по всей России- матушке. Деревню Безымянную стали называть Филимоново, а игрушки там сделанные — филимоновскими. А когда внуки и внучки у деда подросли, то они и сами стали игрушки лепить, а после и своих внуков научили.

-Понравилась сказка? Как называются эти игрушки? Что особенного в этих игрушках? У нас в группе тоже есть филимоновские игрушки, давайте их рассмотрим, подходите все к столу. (Рассмотрение игрушек-свистулек выставленных на подносе). Посмотрите, какие они яркие, вес лые, нарядные, и все игрушки—это свистульки. Ребята! Я сегодня, когда пришла в садик получила посылку, давайте е вместе откроем. Посмотрите здесь письмо.

«Дорогие дети, мы филимоновские мастера очень хотим, чтобы вы научились нашему ремеслу, лепке игрушек. Высылаем вам волшебную глину, чтобы у вас получилась настоящая филимоновская игрушка-свистулька и рисунки как нужно е лепить. Удачи вам ребята!»

А вот и глина. Ну что ребята попробуем? А чтобы у нас вс получилось, давайте произнес м волшебные слова и сделаем волшебные движения, набер мся силы. Встаньте ровно по линии.

Раз, два, раз, два (руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди—согнуты в локтях)

Стали дети мастера.

Сели, встали, сели, встали (выполняют движения по тексту) Мы работать не устали.

Ручки хлоп, хлоп, хлоп,

Ножки топ, топ, топ. Раз, два, раз, два

Наши дети мастера.

-Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу. Мы с вами будем лепить свистульку-петушка. Посмотрите, какой он.

Я—красавец петух!

Создан для парада! Перья—пух! Перья—пух!

Гребешок? Что надо! Глазки—щ лки! Очи зорки! Голосок соловушки! Полюбуйтесь! Полюбуйтесь На цветные п рышки! Вот какой Петя- петушок. Давайте, мы тоже слепим такого красавца! Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок.

Начинаем. 1. Скатаем шар из комка глины величиной с кулачок.

2. Вытягиваем вверх шею петушка, слегка наклоним небольшую головку. Заострим клювик, прищипываем пальчиками бородку и гребешок.

3. Нижнюю часть обхватим пальцами, сожм м, оттянем и расплющим чтобы получилась подставка. (обратить внимание чтобы он стоял)

4. У фигурки лепим хвостик, оттягиваем часть глины для хвоста, в хвосте карандашом протыкаем отверстие для свистка (как бы вкручиваем карандаш).

5. Крылышки процарапаем стекой. (работают под русскую народную музыку).

Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки. А когда они высохнут мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию «Филимоновская игрушка «Козлик» в старшей группеКонспект занятия по рисованию «Филимоновская игрушка «Козлик» в старшей группе Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 119 "Поморочка" г. Архангельск. Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Фотоотчет о занятии по декоративной лепке «Филимоновская карусель» в старшей группеФотоотчет о занятии по декоративной лепке «Филимоновская карусель» в старшей группе С 18 по 22 января 2021 года в нашей группе проходит проектно-тематическая «Неделя творчества». В течении недели дети знакомятся с изделиями.

Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка»Конспект НОД по ИЗО в старшей группе «Филимоновская игрушка» Цель: формировать умение расписывать филимоновские изделия. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»: формировать умение слушать.

Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка»Конспект НОД по изобразительной деятельности в средней группе «Филимоновская игрушка» Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, в страну декоративно – прикладного искусства. Мы с вами уже знакомы с разными.

Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент»Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент» Цель: продолжать формировать интерес к музыкальному народному творчеству липецкого края. Задачи:-воспитывать чувство гордости за земляков-народных.

Конспект занятия по декоративной лепке «Дымковская карусель» в средней группеКонспект занятия по декоративной лепке «Дымковская карусель» в средней группе Цель: учить детей лепить дымковскую лошадку, передавая характерные особенности игрушки. Задачи: Формировать представление.

Конспект занятия по декоративной лепке в подготовительной группе «Калининские птички»Конспект занятия по декоративной лепке в подготовительной группе «Калининские птички» Цель: ознакомление с калининскими птицами, декоративная лепка птиц. Задачи: ознакомить с калининскими птицами; учить лепить птицу из целого.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Филимоновская игрушка» в средней группе Цели: расширить представление детей о многообразии филимоновской игрушки; показать особенности выполнения росписи различных бумажных силуэтов.

Конспект занятия декоративная лепка по мотивам народной пластики «Филимоновская игрушка» в средней группе Цель: знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

Лепка в подготовительной группе «Филимоновская игрушка» Направление образования и развития (образовательная область): художественно-эстетическое развитие. Цель: создавать условия для ознакомления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по декоративной лепке в средней группе «Филимоновская игрушка-свистулька»
Опубликовано: 14 марта 2022 в 13:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД