Ольга Барабанова
Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы: «Жизнь растений в разной среде»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Жизнь растений в разной среде».
Цель: Формирование у детей знаний о росте растений в разных условиях и почвах.
Задачи:
- Учить детей определять растения требующие уход, делать вывод о
недостатке, каких либо условий, находить способ оздоровления.
- Закрепить и обогатить знания детей о росте растений;
- Организовать наблюдение за ростом растений в разных
условиях и почвах;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы: „Жизнь растений в разной среде“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Вводить в детский словарь новые слова: "гумус", "лаборант",
"укоренение".
- Продолжать воспитывать у детей интерес к растениям, желание
наблюдать и ухаживать за ними.
Приоритетная образовательная область : Познание.
Интеграция: Музыка, коммуникация, здоровье, безопасность.
Предварительная работа:
В течении года дети под руководством педагога сажают растения в ёмкости с разным грунтовым составом :песок, опилки, обогащенная органическими удобрениями земля, глина.
Ведут наблюдение за ростом растений и развитием растений. Педагог
рассказывает детям о профессии лаборанта.
Материалы и оборудование:
Ёмкости с растениями, семена растений,стаканы с водой, фартуки, лопаточки, фото растений, салфеточки, клеёнки, фонограмма для создания музыкального фона занятия, лупы.
Индивидуальная работа: Аня Л. –учить делать выводы на основе проведённых опытов; Вика Ф. – упражнять в подборе прилагательных.
Непосредственно образовательная деятельность детей.
Дети вместе с воспитателем, встают в круг.
Психологический настрой:
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Свою любовь и доброту я дарю вам,
А Вы подарите друг другу.
(дети здороваются друг с другом дарят воздушные поцелуи).
Воспитатель: Ребята, давайте мы сегодня с вами побываем в «загадочной лаборатории» и узнаем всё о растениях. Вы согласны?
Дети: Да!»
(Звучит музыка дети проходят в группу).
Воспитатель: Ребята! В течении этого года мы с вами приступили к новым экспериментам. В чём они состояли?
Дети: Мы сажали растения в разные ёмкости с землёй, с землёй с органическими удобрениями, с песком, с опилками и глиной.
Воспитатель: Где мы с вами начали свои опыты?
Дети: В опытной лаборатории.
Воспитатель: Правильно! А кто мне скажет, кто руководит в лаборатории.
Дети: Профессора, лаборанты.
Воспитатель: Вы правы. Значит я сегодня, профессор, руководитель экспериментальной работой. А вы, мои лаборанты, мне активно и старательно будете помогать. Чем обычно занимаются лаборанты?
Дети: Проводят опыты в лабораториях, следят за изменениями во время опытов, записывают, зарисовывают, фотографируют свои результаты.
Воспитатель: Что ж, понаблюдаем за изменениями, которые произошли с нашими опытными растениями. Лаборанты! Приготовьтесь к работе,
наденьте фартуки, и давайте вспомним как нужно вести себя в лаборатории.
Дети: Нельзя брать без разрешения ни какие предметы, быть внимательными, спокойно вести себя в лаборатории.
Воспитатель: А для того, что бы мы с вами рассмотрели наши растения, я предлагаю вам, что бы наши глаза отдохнули.
Зрительная гимнастика:
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле наших глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Воспитатель: И так, коллеги, мы с вами начинаем наши наблюдения, давайте посмотрим на наши ёмкости, в которые мы посадили растения. Что вы видите?
Дети: В горшочках растут растения. Это растения, которые мы с вами посадили.
Воспитатель: (внимательно рассматривает ростки через очки). Во всех емкостях растения растут по-разному. Вы не находите?
Дети: Да. В некоторых ёмкостях растения выглядят крепкими и здоровыми. А в других бледные и слабые.
Воспитатель: Необходимо проанализировать ситуацию. Растение под номером 1 мы посадили. куда?
Дети: В землю.
Воспитатель: Вот именно! В землю! Обогащенную органическими удобрениями. Эту землю, мы приобрели в магазине, это уже готовая
земля, для того, что бы в неё сажать растения. Теперь коллеги посмотрим, что стало с растениями, посаженными в обычную землю под цифрой 2. Растение тоже выглядит здоровым, но растёт медленнее, почему?
Дети: Потому, что им не хватает удобрений, которые есть в земле обогащенной органическими удобрениями.
Воспитатель: А сейчас ребята давайте сравним, и скажем, чем же отличаются эти две земли, для этого у нас есть лупы, и ёмкости под номерами 1 и 2. 1 это земля обогащенная органическими удобрениями, и под номером 2 обычная земля. Давайте возьмём ёмкость под цифрой1. И внимательно рассмотрим её. Что же мы видим с вами в 1 ёмкости?
Дети: Там видны кусочки перегнивших листьев, веточек и травы, а так же удобрений.
Воспитатель: Совершенно верно, коллеги! Эти перегнившие вещества листья, трава, веточки - невероятно полезны для растений. Называются они гумусом. Именно гумус делает землю пригодной для роста растений. Гумус способствует созданию хорошей структуры почвы. Гумусные почвы всегда рыхлые, воздухо- и влагопроницаемые. Вот почему даже в сильную жару ни что не «сгорает» в этой земле. А сейчас давайте рассмотрим обычную землю, в ёмкости под номером 2, что мы видим?
Дети: земля в ней более твёрдая, комочками, в ней нет перегнивших листьев, веточек, когда высыхает становится твёрдая…
Воспитатель: Значит земля в 1 ёмкости лучше, чем во 2. Земля в 1 ёмкости рыхлая, мягкая в ней есть удобрения, поэтому и растение выглядит более здоровым, чем во 2 ёмкости. А теперь, рассмотрим, что стало с растениями, посаженными в песок в 3 ёмкости.
Дети: В песке растения бледные и слабые, с высохшими макушками.
Воспитатель: Ты скажи мой росток,
Отчего ты занемог?
Жизнь моя нелегка,
Я страдаю от песка.
Воспитатель: Как вы думаете, почему растения, которое росло в песке, так выглядит? Что мы можем сказать про песок? Какой он?
Дети: Сухой песок сыпучий, состоит из маленьких песчинок, не удерживает влагу, быстро сохнет, в песке нет остатков перегнивших листьев и травы, нет гумуса, который так полезен для растений.
Воспитатель: Так вот в чем причина недомогания ростков! Что тут, по-вашему, можно сделать? Как помочь растению?
Дети: Пересадить его в землю.
Воспитатель: А мы возьмем растение
И в землю поместим.
Питательной средою растенье укрепим.
Воспитатель: После мы с вами пересадим растение из песка в землю, и посмотрим, что из этого получится. А мы, дорогие коллеги, обратим внимание на 4 ёмкость. Тут мы с вами посадили растения в опилки. Как вы думаете, что такое опилки?
Дети: Опилки - часть дерева. Опилки — мелкая стружка, получаемая при пилении древесины. Опилки являются отходами деревообрабатывающей промышленности, они нашли широкое применение. Они плохо впитывают воду, и вода застаивается в опилках, в них нет перегноя - гумуса.
Воспитатель: Опишите внешний вид растений, которые растут в опилках?
Дети: Ростки бледно-зеленые, хилые, тонкие.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что происходит с корнями растений, если в опилках застаивается вода?
Дети: Они загнивают.
Воспитатель: Правильно, корни загнивают, и соответственно растение плохо растёт.
Воспитатель: Проклюнулся немного зелененький глазок.
Вытянулся тонко слабый стебелек.
Верхушка пожелтела, трудно в рост идти.
Плохо мне в опилках -
Питанья не найти.
Воспитатель: А сейчас обратим внимание на растения, посаженные в
глину в 5 ёмкости. Что мы можем сказать о глине, какая она?
Дети: Глина рыжая, сухая глина твердая, как камень. Глина — пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении.
Воспитатель: Опишите внешний вид растений, которые растут в глине?
Дети: Ростки бледно-зеленые, хилые, тонкие.
Воспитатель: Правильно, а почему же растения не растут в глине?
Дети: Потому что, глина жёсткая, и она не даёт корням развиваться, расти, и поэтому, растение замедляет свой рост. Листья выглядят бледными, мелкими.
Воспитатель: К какому же выводу мы с вами пришли, коллеги? В какой грунт лучше всего сажать растения?
Дети: В землю, богатую перегноем - гумусом.
Воспитатель: Молодцы, ребята правильный выбор вы сделали, а для того, чтобы нам дальше с вами работать в нашей лаборатории, нам необходимо размять наши пальчики.
(Пальчиковая гимнастика)
«Цветок распустился»
Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.
У нас в палисаднике, возле терраски,
Растут голубые, анютины глазки.
Анютины глазки, анютины глазки,
Они распускаются, быстро, как в сказке.
Воспитатель: А мы с вами продолжаем дальше работать в нашей лаборатории. Ребята, а скажите мне какое время года, у нас сейчас с вами?
Дети: Весна.
Воспитатель: Что люди делают весной на огородах, участках?
Дети: Убирают оставшуюся листву, копают, сажают растения….
Воспитатель: Вот и у нас с вами скоро предстоят посадки на огороде, но у нас одна беда, все семена перемешались, вы поможете мне их разобрать?
Дети: Да.
Воспитатель: Вот здесь на столах у меня в ёмкости с семена, которые перепутаны, ваша задача сейчас их разобрать. Каждый вид семян вы помещаете в свою ёмкость, обратите внимание на картинку.
Дети выполняют работу в группах : по 5 человек 4 группы.
Воспитатель: А сейчас давайте с вами поговорим, ещё об одном важном для жизнедеятельности растений – это удобрения. Пройдёмте с вами по лаборатории. Для нормальной жизнедеятельности растения должны получать из земли необходимые витамины. При недостатке их этого замедляется рост растений, и они плохо зацветают; нехватка их вызывает посветление листьев. В цветочных магазинах продают готовые смеси минеральных удобрений, которые употребляют согласно прилагаемой к ним инструкции. Удобрения бывают жидкие в виде раствора, сухие – в виде порошка (показать) или гранул. Подкормку начинают весной, как только растение тронется в рост, и производят раз в две недели; заканчивают её осенью. При поливе питательными растворами необходимо следить за тем, чтобы раствор не попал на растение. Нельзя подкармливать растение, только что пересаженное и больное. Излишняя подкормка может погубить растение.
Физминутка:
Воспитатель имитирует посев семян:
Уж ты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся, золотое, ничего там не темно.
К свету, к солнцу из земли ты росток скорей пошли.
(дети опускаются на корточки)
Как весною в ранний час семена взошли у нас.
Вышли к солнышку из тьмы (дети медленно встают - "вырастают", потягиваются)
"Здравствуй, солнце, это мы!" (дети поднимают руки над головой машут кистями рук)
Мал еще росток-ребенок: (дети опускают руки вниз)
Только-только из пеленок. (дети наклоняют голову в разные стороны)
Воспитатель: А сейчас, коллеги, нам необходимо рассмотреть наши результаты наблюдений на фото.
Воспитатель: Чтоб смог росточек распуститься,
В земле он должен поселиться.
А мы его польем водицей -
Пускай скорей укоренится.
Пусть солнышко его согреет,
Пусть урожай скорей поспеет.
А сейчас, давайте вспомним ещё один наш эксперимент с луком. В чём состоял наш эксперимент?
Дети: Мы наблюдаем за ростом лука, который посажен 1 в землю и помещен в темное холодное место, а 2 поставлен на светлое, тёплое место.
Воспитатель: Совершенно верно мы с вами наблюдали за его изменениями, которые произошли с нашими опытными луковицами. Приглашаю вас в лабораторию.
Воспитатель: В ёмкостях выросли луковицы. Но пёрышки взошли по-разному. Вы не находите?
Дети: Да. Во 2 пёрышки выглядят крепкими и здоровыми. А в 1 редкие и слабые, бледно-зелёные.
Воспитатель: Вам необходимо проанализировать ситуацию. Эту 1 ёмкость мы ставили куда?
Дети: В тёмное, холодное место, и пёрышки появились слабые, бледно-зелёные, больные.
А 2 ёмкость стояла на светлом, тёплом месте. И пёрышки здесь проклюнулись быстрей, и выглядят хорошо, тёмно-зелёные, сочные, жирные, и корешки длинные.
Воспитатель: Итак, давайте сделаем вывод. Что же нужно растениям для жизни?
Дети: Свет, тепло, вода, воздух.
Воспитатель: Совершенно верно. А сейчас давайте вспомним, какими способами мы сажали с вами растения?
Дети: Семенами, отростками, черенками, делением корня, отпрысками.
Воспитатель: Какие растения мы сажали семенами?
Дети: Огурцы, бархатцы.
Воспитатель: А как мы сажали хлорофитум?
Дети: Делением корня, отпрысками или детками.
Воспитатель: Давайте рассмотрим фотографии, что мы с вами видим?
Дети: Что растения посаженные детками, растут быстрее, чем делением корня, но они меньше.
Воспитатель: А, что бы нам продолжить дальше работать в нашей лаборатории, я предлагаю вам отдохнуть и расслабиться, сядьте по удобнее, закройте глаза и представьте, что вы сейчас превратитесь в красивый цветок. Давайте попробуем!
Звучит спокойная расслабляющая музыка.
Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькое семечко, из которого вырастет большой и красивый цветок. Представили? Отлично! Теперь теплый-тёплый луч солнца достиг земли и согрел вас. Тогда проклюнулся росток. И вот, из ростка стал вырастать прекрасный цветок. Стали расти и вы! Начинайте медленно вставать. Росли - росли…и вот вы уже большой и красивый цветок! Теперь разведите руки в стороны. Вы нежитесь на солнышке, подставляете теплу и свету каждый лепесток. Улыбнитесь, приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко, медленно поворачивайте голову вправо-влево. Вам спокойно, приятно. Вам очень хорошо. Теперь соедините свои ладони. Пусть это будет бутон. На него дует ветерок – подуйте на свои ладони. Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуйте на ладони всё сильней и сильней! Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согрейте своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться. Начинайте медленно разводить свои пальчики в сторону. Бутон раскрылся! Улыбнитесь ему.
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо отдохнули, но у нас с вами ещё есть задания. Вам нужно будет посадить фасоль в землю. 1 ряд сажает сухую фасоль, 2 ряд фасоль которую, мы с вами замочили на ночь, а 3 ряд сажают пророщенную фасоль. Возьмите ёмкость под номером 1, и посадите в неё фасоль. Сажать нужно правильно, аккуратно, когда вы будете класть фасоль, то её нужно класть вверх глазком. Что нужно сделать в первую очередь?
Дети: Раскопать ямку лопаточкой, потом немного полить, затем положить фасоль присыпать её землёй, и ещё немного полить.
Воспитатель: Хорошо приступайте к выполнению задания.
Дети сажают с комментированием действий.
Воспитатель: А сейчас первые столы 1, 2, 3 ряда свои посадки накроют полиэтиленовым пакетом, и посмотрим, где же семена фасоли взойдут быстрее? Ребята скажите, зачем мы накрыли пакетом наши посадки?
Дети: Для того чтобы земля не сохла, под пакетом земля будет тёплой.
Воспитатель: А сейчас подведём итог наших опытов. Я сейчас буду вам показывать карточки, а вы должны будете назвать, где и как мы их использовали в наших опытах, на нашем сегодняшнем занятии.
Подвожу итог занятия, поощряю детей.
Список использованной литературы:
1. «Занятия по экологии в детском саду». Коломина Н. В.
2. «Методика экологического воспитания в детском саду». Николаева С. Н.
3. «Методика организации экологических наблюдений в детском саду».
Иванова А. И.
4. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду». Николаева С. Н.