Татьяна Киреева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыкальные помощники» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать развитию эмоционального восприятия музыки через слушание, пение и выполнения музыкально- ритмических упражнений.
Материал и музыкальный репертуар: «Шаг с высоким подъемом ног и поскок» муз. Ломовой; «Клоуны» муз. Д. Кабалевского; «Куда летишь, кукушечка» р. н. п. ; «Песенка друзей» муз. Герчик; альбом с иллюстрациями «Музыкальные помощники», эмоциональные пиктограммы «Весело- грустно», игрушки сеньор Мажор и сеньор Минор.
Ход занятия
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Музыкальные помощники“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Муз. рук. :Здравствуйте,ребята. Я очень рада видеть вас снова в музыкальном зале. На наших занятиях мы учимся слушать настроение музыкального произведения, а потом передаем его через движение, пение, музыкальные образы. Какая бывает музыка по характеру и настроению?
Дети: Легкая, тяжелая, быстрая, грустная, спокойная.
Муз. рук.:Музыка бывает быстрой и медленной, веселой и грустной, тихой и громкой, т. е. разной. А у вас, ребята, есть любимые музыкальные произведения, песни, которые вы поете дома, танцуете? А хотите узнать, что же помогает передать ее характер и настроение? Ответить на этот вопрос нам поможет волшебный альбом. Этот альбом не для рисования, а для занятия музыкального. На каждой странице подсказка. Страницу за страницей листаем и ответ на наш вопрос узнаем.
Открываем первую страницу.
Муз. рук. : Слушай, слушай, различай
Звук короткий и протяжный.
Чувство ритма развивай,
Это очень- очень важно.
Здесь, ребята, нарисованы звуки, назовите их?
Дети: Длинные и короткие.
Муз. рук.:Где же на музыкальном занятии короткие и длинные звуки нам помогают? Я предлагаю вспомнить музыкально- ритмическое упражнение «Шаг с высоким подъемом ног и поскок». Давайте послушаем первую часть.
Звучит первая часть музыкального произведения «Шаг с высоким подъемом ног и поскок» муз. Ломовой.
Муз. рук. : Каких здесь больше звуков длинных или коротких? Как они звучат? (неторопливо, важно). А какие движения удобно выполнять на длинные звуки?
Муз. рук. предлагает выполнить легкий бег, прыжки, ходьбу.
Муз. рук.:Да, удобнее всего под эту музыку ходить. Давайте выполним с вами шаг с высоким подъемом ноги.
Дети выполняют упражнение.
Муз. рук. :А теперь давайте послушаем вторую часть. Каких звуков здесь больше?
Дети прохлопывают ритмический рисунок.
Муз. рук.:Конечно коротких. И мы с вами сейчас выполним поскоки.
Дети выполняют поскоки.
Муз. рук.:А теперь слушаем внимательно музыку и при смене ритма меняем движение.
Музыкально– ритмическое упражнение выполняется от начала до конца.
Муз. рук. : И так, первый наш помощник- это ритм. А сейчас присаживаемся на ковре и мы с вами откроем следующую страницу нашего альбома. Здесь нарисованы два брата- близнеца. Но чем то они отличаются, чем?
Дети: Один грустный, другой веселый.
Муз. рук. :Веселый и озорной- это Мажор.
Мажор (игрушка): Друзья, представьте,
Знакомству очень рад,
Меня зовут сеньор Мажор,
Я лучший друг ребят!
С собой всегда я приношу
Улыбку, шутку, смех.
И если дружен ты со мной,
То ждет тебя успех.
Муз. рук.:А это брат его- Минор.
Минор (игрушка): А я зовусь сеньор- Минор
И вот вам, что скажу:
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая слезы лить,
И предлагаю- погрустить.
Игра на выражение эмоций «Два сеньора» М. И. Чистяков.
Дети подходят к тому сеньору, с которым они хотели бы играть. Под музыку Е. Тиличеевой «Мажор и минор» разыгрывают этюды с веселым или грустным содержанием.
Сеньор Мажор: Со мною будешь бодр и смел.
И всем на удивление,
Любую трудность победишь
Мажорным настроением.
Сеньор Минор: Со мною будешь тих и мил.
И трудные мгновения
С улыбкой грусти победишь
В минорном настроении.
Муз. рук. : Вот и второй наш помощник в передачи характера - лад мажорный (веселый) и минорный (грустный).
Ребята, у вас у каждого есть набор пиктограмм. Каждая соответствует трехчастной форме музыкального произведения, три части, три человечка. Сейчас мы с вами послушаем музыкальное произведение «Клоуны» Д. Кабалевского.
Дети слушают музыкальное произведение «Клоуны»Д. Кабалевского от начала до конца.
Муз. рук. :Сколько частей в музыкальном произведении? Чем они отличаются? Правильно- настроением или ладом. А какую пиктограмму вы для него выбрали?
Муз. - дид. игра «Радость- печаль- радость» И. А. Глухих
Дети слушают музыкальное произведение, находят пиктограмму с соответствующими эмоциями.
Муз. рук. :Открываем третью страницу. Ребята, здесь две картинки, но одна из них цветная, а другая нет. Какая картинка интереснее? Третий помощник в определении характера музыкального произведения-динамические оттенки. Давайте повторим это определение. Динамические оттенки- это музыкальные краски, благодаря которым любая музыка звучит выразительно. Я предлагаю вам спеть знакомую песенку - попевку «Куда летишь, кукушечка». Как мы поем эту песню? Нежно, ласково, протяжно, спокойно и тихо.
Дети поют песню «Куда летишь, кукушечка» р. н. п.
Звучит мелодия песни «Песенка друзей»
Муз. рук. :Кто вспомнил, какая песня прозвучала? А как надо петь эту песн, чтобы все узнали какие дружные ребята у нас в детском саду? Правильно: задорно, весело, звонко, легко и подвижно. Давайте вместе, дружно исполним эту песню.
Дети поют песню «Песенка друзей» муз. Герчик
Муз. рук. :Вот мы с вами и узнали три помощника из музыкального альбома. Давайте вспомним их, как они называются.
- Ритм
- Лад (мажорный и минорный)
- Динамические оттенки
Муз. рук. :Когда композитор пишет музыку, он всегда старается передать то, что он видел и слышал. То, что он любит, что его радует и печалит. А помогает ему в этом ритм, лад и динамические оттенки. Но это еще не все помощники. В нашем альбоме еще есть не открытые страницы. И еще много интересного мы с вами узнаем о музыке.