Лейла Хадиева
Конспект непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»
составила: воспитатель МДОУ "ЦРР – д/с № 154" Хадиева Лейла Абдулхановна
Цель: закрепить представление о съедобных и ядовитых грибах.
Задачи.
1. Образовательные:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности, Тема: „Съедобные и несъедобные грибы“» размещена в разделах
- Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы и разработать правила безопасного поведения в лесу.
2. Воспитательные:
- Содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.
3. Развивающие:
- Развивать логическое мышление (анализ, сравнения).
развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, координацию речи с движениями;
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, игрушка Домовенок, силуэт гриба, слайды с изображением грибов, плоскостные грибы, коврик с объемным зеленым ворсом «травка» для игры «Съедобный грибок положи в кузовок», слайды с грибами и загадками, муляжи грибы, две корзинки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок о грибах, рассказы воспитателя, детей из личного опыта, беседы на тему «Съедобные и несъедобные грибы», «Что нам осень принесла», отгадывание загадок, игры «Четвертый лишний», «Кузовок», чтение и разучивание стихов о грибах, разучивание пальчиковой гимнастики, рисование и конструирование грибов, аппликация и лепка грибов.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто это шуршит в углу. (воспитатель достает из угла Домового) Вы его узнали? Познакомитесь это домовой Кузя.
Ребята наш Кузя никогда не был в лесу, давайте порадуем домового и отправимся в путешествие на лесную поляну. А что нам нужно взять с собой, как вы думаете?
Ответы детей: корзину, головные уборы, закрытую одежду с длинными рукавами и т. п.
Правильно, ребята. Мы готовы, пора отправляться.
Игра малой подвижности «Мы идем в осенний лес»
Мы идем в осенний лес. (Дети идут по кругу)
А в лесу полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – (Встряхивают кистями)
Это очень хорошо. (Хлопают в ладоши)
Будем мы грибы искать (Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
Вот сидят маслята (Показывают рукой вправо)
На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)
Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком).
Украшай осенний бор.
Воспитатель. Вот мы и пришли.
(на экране – картина леса, звучит музыка «Шум леса»)
Воспитатель: Посмотрите как здесь красиво, тихо. Ребята давайте расскажем Кузе какой бывает лес!
Лес бывает густой, дремучий, таинственный, сказочный, а еще еловый, сосновый, лиственный. Но самое главное, лес – щедрый. Мы можем этого не знать, но в лесу произрастает масса растений, грибов и ягод, которые могут пригодиться человеку, и пользу от которых он получает, порой сам того не зная, но могут и навредить. Может ли лес таить в себе опасность? Как вы думаете, какие опасности могут подстерегать вас в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь грибов.
– Ой, а что это такое произошло с Кузей, посмотрите-ка?
(Домовенок плачет, у него слезки катятся)
– Сейчас я у него спрошу. Почему ты плачешь Кузя?
(наклоняю голову к Кузе, слушаю, что он скажет)
– Знаете, что он мне сказал? Он увидел нашу красивую грибную полянку и тоже хочет грибов и даже собирается пойти за грибами, но вот беда, где их искать он не знает. Что же теперь делать?
Давайте ему поможем и расскажем о грибах, согласны?
Давайте присядем на травку.
– Скажите, пожалуйста, а где растут грибы?
Ответы детей.
Да, действительно грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на старых пнях. У всех грибов есть шляпка и ножка (показываю силуэт гриба)
– Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные, ядовитые)
– Какие грибы называют съедобными? (те, которые можно кушать: варить, жарить, солить)
– Какие грибы называют несъедобными? (ядовитые, поганки, те которые кушать нельзя)
Давайте посмотрим на картинки назовем, и расскажем про грибы.
Показ слайдов, дети рассказывают стихи.
1 ребенок:
Под берёзами, в траве,
Сыроежки – целых две.
А потом и целых три.
На наряд их посмотри!
Разноцветные юбчонки!
Сыроежечки-девчонки
2 ребенок:
Поглядите-ка, спросонок
Лезет из земли маслёнок!
У него, как и у папы,
Жёлтая изнанка шляпы.
Он родню собрал в кружок…
– Ох, и скользкий ты, дружок!
3 ребенок:
Красный, в пятнышках, убор.
Гриб зовётся мухомор.
Замечательный на вид.
Жаль, что очень ядовит,
Полон лютого коварства…
Но для лося он - лекарство!
Воспитатель:А так ли хорош мухомор!
Ответы детей.
Воспитатель: Мухомор красив, но в нем содержится яд, который опасен для людей. Но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Уж я-то, знаю, что все грибы лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами в лесу лоси лечатся. Они нужны лесу.
4 ребенок:
К елке подойдем поближе.
Видим гриб… Да это – рыжик!
Рыжий-рыжий, как морковка!
Рыжий, как лиса-плутовка!
С млечным соком непременно,
Вкусный необыкновенно.
5 ребенок:
Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки.
Очень хитрые сестрички
Эти желтые лисички.
6 ребенок:
Элегантный гриб, красивый
Мой совет: дружите с ним вы.
За столом развеет грусть
Милый, славный, вкусный груздь.
7 ребенок:
На полянке спозаранку
Повстречала я поганку.
- Почему ты бледная?
- Потому что вредная!
Воспитатель: Почему вредная?
Ответы детей.
8 ребенок:
Сбились в стайку, как цыплята,
Возле пня грибы-опята.
Вот какая возле пня
Собралась в лесу родня.
9 ребенок:
Собирать их нам не сложно,
Но бывает гриб и ложный –
Жёлтый и без пелеринки.
Эти – не клади в корзинку.
Воспитатель: Кузя, ты внимательно слушал?
Сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко разомнемся и поиграем.
– А знаете ли вы, дети, что в лесу можно заблудиться, и чтобы этого не произошло, грибники друг другу в лесу кричат «Ау!». Давайте и мы потренируемся так кричать.
Проводится игра «Ау!» (артикуляционная гимнастика)
– Вот теперь пора и за грибами отправляться.
Игра «Съедобный грибок принеси в кузовок» (на ковре разложены муляжи разных грибов)
Ваша задача: сходить на полянку и найти грибок, осторожно его сорвать и положить в корзинку. Будьте внимательны, не трогайте ядовитые грибы!
(звучит музыка «Шум леса», дети расходятся по полянке, ищут грибы)
– Давайте посмотрим, все ли собрали только съедобные грибы?
– Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте закрепим наши знания и покажем Кузе, как хорошо мы разбираемся в грибах.
(показ слайдов с загадками)
– Молодцы! Сейчас я вас приглашаю на полянку. Давайте немножко разомнемся и поиграем. Игра «У медведя во бору» Из детей выбирается медведь (для первого раза лучше выбрать взрослого, который покажет как надо играть, все остальные детки. На одной стороне зала отмечают домик для деток, на противоположной стороне домик медведя. Медведь садится в домик и делает вид, что он спит. Дети выходят из своих домиков и медленно приближаются к медведю со словами:
«У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас глядит».
Пока дети читают текст, они изображают, как собирают грибы и ягоды и складывают их в корзину. Как только произнесли слова "на нас глядит" медведь просыпается и бежит догонять деток. Дети убегают в свой домик, где медведь их уже может ловить.
Игра «Ягоды, грибы, орехи»
Давайте представим себе, что мы отправились в лес. Как хорошо здесь, прохладно! А еще тут
можно собирать малину, грибы и орехи.
Правда, чтобы сорвать орехи, надо поднять руки и потянуться вверх, чтобы собрать грибы -
присесть, а малину можно рвать стоя.
Итак, водящий будет быстро говорить, что нам встретилось, а мы - быстро менять положение тела:
- Ягоды (руки вверх!
- Грибы (присядьте!
- Орехи (встаньте и потянитесь!
Ягоды! Орехи! Орехи! Грибы! Орехи! Ягоды!
Физминутка.
По лесной опушке шли, много ягод мы нашли,
Присели, поели, дальше пошли.
По лесной тропинке шли, много мы грибов нашли,
Присели, собрали, в садик пришли.
Воспитатель: дети, вы узнали много нового о грибах, помогли Кузе, хорошо потрудились. Я хочу угостить вас и наших гостей чудесными грибочками (угощение).
Домовенок Кузя благодарит детей за сладости, грибочки, за интересное занятие, угощает сладостями, прощается с детьми.
Воспитатель благодарит детей за занятие и помощь Домовенку. Дети уходят
К конспекту прилагается презентация.
Используемая литература:
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина., Безопасность. Уч. Пособие по ОБЖ Для детей старшего дошкольного возраста., ООО Детство-Пресс 2012
Н. Н Кондратьева и др. «Мы» Программа экологического образования детей. СПб. Детство-Пресс 2012
О. В. Зайцева, Е. В. Карпова «На досуге. Игры в школе, дома, во дворе» 1997
Л. А. Уланова, С. О. Иордан «Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет» СПб. Детство-Пресс, 2008
И. Ю. Рябцева, Л. Ф. Жданова «Приходите к нам праздник» Ярославль: Академия развития» 1999