Татьяна
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста «Солнышкина семья»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ центр развития ребенка - детский сад № 63 г. Сочи
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по познавательно- речевому развитию
на тему: «Солнышкина семья»
Разработала: воспитатель
Розанова Т. Г.
Задачи
Образовательные задачи: Продолжать формировать у детей представление о Солнце и планетах солнечной системы, закреплять их название, расположение на орбитах, расширять знания детей о планете Земля.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста „Солнышкина семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Развивающие задачи : Развивать у детей интерес к астрономии, желание как можно больше узнать о планетах. Обогащать словарь детей астрономическими терминами: планета, орбита, названия планет, солнечная система.
Воспитательные задачи: Воспитывать привычку сообща заниматься.
Развивающая среда : Глобус, географический атлас «Мир и человек», лист картона, цветная бумага, ножницы, календарь, настольная лампа.
ХОД:
1. Организационный момент:
Воспитатель вместе с детьми рассматривает глобус.
Воспитатель: Дети, как называется наша планета?
Дети: Планета Земля.
Воспитатель: А земля единственная планета в космосе, которая дружит с солнцем?
Дети: Нет, Земля – одна из планет большой Солнечной «семьи».
Воспитатель: Как еще можно назвать Солнечную «семью»?
Дети: Солнечная система.
Воспитатель: Сколько планет входит в солнечную систему?
Дети: 9 планет.
Воспитатель: Как движутся все планеты?
Дети: По круглым дорожкам (кругам) вокруг солнца.
Воспитатель: Как астрономы называют эти круги?
Дети: Орбитами планет.
Воспитатель: Кто такие астрономы?
Дети: Люди, изучающие космос.
Воспитатель предлагает одному из детей показать на рисунке путь какой-нибудь планеты (планету обязательно назвать).
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы в вашей группе был макет Солнечной системы?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда в этом вы мне должны помочь.
2. Изготовление макета Солнечной системы.
Воспитатель располагается с основой макета так, чтобы каждый ребенок мог участвовать в работе, имел доступ к листу картона.
Воспитатель: Вспомните, еще раз вокруг чего движутся все планеты?
Дети: Вокруг Солнца.
Воспитатель: Значит, в центре макета нам нужно расположить что?
Дети: Солнце – большой желтый круг.
Детям предлагается из заготовленной заранее цветной бумаги вырезать выбранную ими планету. Воспитатель обращает внимание на цвет планеты, ее размер по сравнению с другими, спрашивает название планеты.
Воспитатель: Итак, планеты готовы. Теперь их нужно распределить по орбитам. А сделаете это вы сами, узнав некоторые из своих планет в моих загадках.
Загадки:
1. Прекрасная звезда нВ небе
Звучит оно как слово «вера»
Как имя девушки (Венера).
2. Для звездочета я - загадка
И начинаюсь я на «М»
Но только я – не шоколадка,
Хотя я тоже нравлюсь всем (Марс).
3. Кружат в небе голубом
Наш огромный круглый дом
Под одною голубою
Общей крышей мы живем.
Дом под крышей голубой
И просторный и большой,
Дом кружится возле Солнца
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
Что за огромный круглый дом? (Планета Земля).
4. Я очень привлекателен,
Меня все узнают в лицо.
Бесспорно, я влиятелен, Ношу я модное кольцо. (Сатурн).
Воспитатель: А какие планеты не нашли свою орбиту?
Оставшиеся планеты воспитатель предлагает распределить по своим орбитам, назвав их.
3. Опыт: «На какой планете больше света и тепла».
Воспитатель: Дети, а на одинаковом ли расстоянии находятся планеты от Солнца?
Дети: На разном. Одни – близко, другие – далеко.
Воспитатель: Найдите и назовите самую ближнюю планету.
Дети: Меркурий.
Воспитатель: Самую дальнюю.
Дети: Маленький Плутон.
Воспитатель: Как вы думаете, на какой планете будет больше света и тепла, на самой ближней к Солнцу или на самой дальней от него?
Воспитатель подводит детей к выводу : слишком близко – очень горячо, слишком далеко – очень холодно.
Воспитатель: Какая по счету планета Земля?
Дети: Третья.
Воспитатель: На нашей модели планеты Земля вы видите голубые, синие участки, что они обозначают?
Дети: Воду.
Воспитатель: А коричневые участки?
Дети: Сушу.
Воспитатель: Дети, планета Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть и суша и вода.
Воспитатель: Как вы думаете, наша планета живой организм?
Дети: Да, на нашей планете живут животные, растут деревья, на ней много птиц.
Воспитатель: Она может «болеть» как и мы?
Дети: Планета Земля начинает «болеть», когда люди обижают зверей, птиц, вырубают леса, засоряют реки, моря, озера.
Воспитатель: Да, люди должны оберегать свою замечательную планету Земля. Такая планета во Вселенной одна и если люди научатся жить в мире и дружбе, сделают землю еще лучше, чем она есть сегодня, то они смогут еще долго и прекрасно жить на ней.
4. Физкультминутка: «Солнышко».
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг. Это солнышко.
Вот как солнышко встает
Выше, выше, выше. Поднять руки вверх. Потянуться.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. Присесть. Руки опустить на пол.
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется. Хлопать в ладоши. Улыбаться.
А под солнышком нам
Весело живется. Взяться за руки. Ходьба по кругу.
5. Опыт: «День – ночь».
Воспитатель: Посмотрите на макет Солнечной системы. Как вы думаете, одинаковое ли время нужно планетам, чтобы сделать свой круг вокруг Солнца? Почему?
Дети: Разное. Чем ближе планета к Солнцу, тем быстрее она пройдет свой круг.
Воспитатель: Наша планета проходит свой путь вокруг Солнца за год (от одного нового года до другого). Из чего состоит год?
Дети: Из 12 месяцев.
Воспитатель наглядно показывает путь Земли, используя календарь, перелистывая его страницы и называя месяцы. Ребенок демонстрирует движение планеты Земля на макете.
Воспитатель: Дети, планета Земля движется не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси.
Воспитатель ставит на стол глобус и настольную лампу. Показывает, как глобус вращается вокруг своей оси.
Глобус – это Земля, лампа – это Солнце. Воспитатель прикрепляет к глобусу кружок и показывает место, в котором мы живем на Земле.
Воспитатель: Место, в котором мы сейчас живем освещено?
Дети: Да.
Воспитатель: Значит у нас сейчас какое время суток?
Дети: День.
Воспитатель: А теперь я поворачиваю глобус, и вы видите, что место, в котором мы «живем» не освещено Солнцем. Как вы думаете, какое время суток наступило?
Дети: Наступила ночь.
Воспитатель: А когда снова будет день?
Дети: Когда Земля еще «повернется» и нас опять будет освещать Солнце.
Воспитатель: Отчего же на Земле бывает день и ночь?
Дети: Оттого, что Солнце нас, то освещает, то не освещает. Оттого, что Земля вращается вокруг своей оси.
Воспитатель: Правильно, Земля подставляет Солнцу то одну, то другую сторону. Вот люди и говорят: «День и ночь – сутки прочь!»
6. Упражнение «Земля – наш общий дом».
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей.
Воспитатель: Дети, но как бы человек не был далек от Земли, он должен знать наш космический адрес, давайте вспомним его:
-- В каком городе мы живем (Сочи).
-- Как называется наша страна (Россия).
-- Как называется наша планета? (Земля).
--А как называется система, в которой она находится? (Солнечная система).
Кроме космического адреса, у нас, у каждого есть адрес, а он продолжение космического. Ведь Земля – наш общий дом в космосе.
7. Окончание занятия. Оценка работы детей.
(По предложению педагога дети рассказывают о том, чему научились на занятии, что нового узнали. Педагог оценивает работу каждого ребенка)