елена акбаева
Конспект НОД «Дети войны» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить дошкольников с жизнью детей во время войны.
Задачи:
-Дать представление о роли детей в годы войны;
-Развивать нравственные чувства: сопереживание, благодарность, патриотизм;
-Обогащать словарь: фронт, тыл, партизаны, разведчик, ветеран, трудолюбивый, бесстрашный, находчивый, Пакля, оккупация.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие (ознакомление с окружающим миром, художественно-эстетическое развитие (конструирование, речевое развитие (чтение стихотворений о войне)
Публикация «Конспект НОД „Дети войны“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Дети войны, юные герои войны
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Форма организации детей на занятие: группа (на ковре, за столами)
Формы проведения занятия: фронтальная, подгрупповая, групповая
Оборудование и материалы: ноутбук, песни военных лет: «Священная война», «День Победы», музыкальный центр, презентация «Дети войны»
Методы и приемы: игровые, словесные, наглядные, показ действий, прочтение стихотворений, прослушивание музыкальных произведений Продукт деятельности: представление детей старшего дошкольного возраста о жизни детей во время войны
Ход образовательной деятельности
1. Мотивация
Дети стоят полукругом и передают из рук в руки бумажного голубя.
Воспитатель: Голубь - это символ мира. Он летит по всей планете, напоминая о том, что дороже мира нет ничего. Был летний воскресный день 22 июня 1941года. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Люди просыпались. Строили планы на выходные. Ничего не предвещало беды. И вдруг…
/Голос Левитана/
Звучит песня «Вставай, страна огромная» /Лебедев-Кумач»/
Воспитатель: Голос произнёс страшную весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Весь народ: от мала до велика, поднялся на борьбу с врагом и встал на защиту Родины. Была война, все взрослые шли воевать за свою Родину. На защиту нашей страны наравне с взрослыми встали и дети. Маленькие герои большой войны. На их плечи легла тяжесть невзгод, бедствий и горя военных лет.
Слайд «Дети войны»
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я принесла необычное письмо. Как вы думаете: чем оно отличается от современных писем?
/Показ письма и конверта/
Дети : Это письмо треугольной формы, без марки.
Воспитатель: Правильно, такие письма приходили с фронта родным и близким.
Воспитатель: А как вы, думаете, о чём солдаты писали в этих письмах?
Дети : О том, как воюют.
Воспитатель: Писали письма солдаты своим близким когда не было бомбёжек. Во многих семьях до сих пор хранят письма с фронта.
Слайд 1 «Письмо солдата»
/фон песня «В землянке»/
Воспитатель: Вот, что писал своему маленькому сыну отец с фронта:
«Здравствуй, дорогой Максим! Здравствуй, мой любимый сын.
Я пишу с передовой - завтра утром снова в бой!
Будем мы фашистов гнать. Береги, сыночек мать,
Позабудь печаль и грусть, я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец, до свидания.
Твой отец.
Воспитатель: Или вот такое письмо.
/Чтение письма, которое принесла/
Воспитатель: В какие игры играли дети во время войны?
Слайды «Игры детей»
Воспитатель: Девочки, конечно, в куклы. Их, в основном, шили сами. Правда, можно было купить заготовку - фабричную голову и смастерить только туловище. Но, как правило, брали поленце, рисовали на нём лицо, а потом заворачивали в старые тряпочки. Или шили полностью из холста, голову набивали опилками или паклей. Лицо раскрашивали углём. Пеленали и початки кукурузы, чтобы волосы были наружу. И заплетали в косы пучки укропа, а потом приматывали к толстым палкам.
Мальчишки игрушки себе мастерили из старых досок. Здесь, конечно, в основном получались пистолеты и автоматы. А ещё делали мячи: брали старые тряпки, туго скручивали и завязывали узлом. Прыгали такие мячи не очень, но для игры годились. Весьма популярной у детворы была игра в камешки. Собирали те, что помельче, подбрасывали и старались поймать тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Если находили большие старые гвозди, мальчишки делали железную дорогу. Прибивали гвозди сверху к деревянным прямоугольным брускам вот и паровоз с трубой. А если прибить сбоку и загнуть получатся вагончики, их можно сцепить друг с другом. Конечно, во время войны играли и в войну, но только не в оккупации.
Воспитатель: Очень тяжело жилось во время войны детям. Дети как могли, помогали взрослым. Некоторые воевали, уходили в партизаны, были санитарами, помогали раненым в госпиталях.
Слайд «Труд детей»
Воспитатель: тушили зажигательные бомбы, дежурили по ночам, были бдительными, клеили листовки. Ребята, а сейчас дети тушат зажигательные бомбы?
Дети : Нет. Это опасно
Воспитатель: Правильно, мы с вами соблюдаем правила безопасности.
Воспитатель: Клеим листовки?
Дети : Делаем различные поделки.
Воспитатель: Во время войны дети спасали дома от пожара. А сейчас баловство со спичками и другими предметами возгорания приводит к пожарам. Можно ли играть со спичками и зажигалками?
Воспитатель: Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые - в плену у немцев. Во время войны царил голод, и люди питались всем, чем могли, часто отравляясь, поедая очистки, поскольку и лекарств в то время не хватало. Дети работали на полях вместе с женщинами и стариками потому, что взрослые мужчины были на войне, а хлеб был нужен стране и армии, и его нужно было вырастить любой ценой. Поэтому ни у кого не вызывало удивления, что колоски подбирали 5-летние дети, а семилетние дети пасли коров, на которых и пахали, так как лошадей забрали на войну. А в наше время могут дети выполнять тоже самое?
Дети : да
Игра «Собери урожай»
(в одну корзину собрать овощи, в другую – грибы, в третью – шишки)
Воспитатель: Вы знаете, ребята, очень страшно было всем – и взрослым, и детям, - когда начинались обстрелы. Женщины с детьми и старики прятались в подвалах или специально сделанных бомбоубежищах. Ребята, как вы думаете, что такое бомбоубежище?
/Ответы детей/
(Слайд).
Воспитатель: В холодное время года дети вязали перчатки, варежки, носки, шарфы, свитера, Ребята готовили подарки для бойцов, отправляли посылки на фронт: мыло, бумагу, карандаши для писем. Получается, все могли дети делать в то время. А какую помощь могут оказать дети в настоящее время?
Дети : выступают на концертах для ветеранов, изготавливают подарки на праздники
Воспитатель: Во многих городах были организованы госпитали. Ребята, а что такое госпиталь?
Дети : Это больница для раненых солдат
/Слайд/
Воспитатель: Правильно, молодцы! В госпиталях ребята с медсестрами и нянечками ухаживали за ранеными солдатами, поправляли постель, приносили пить, убирали помещение. Выступали перед ними с концертами, читали стихи, исполняли песни, танцевали, чтобы отвлечь от боли, поднять настроение.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём мечтали дети в войну?
Дети : О мирном небе, о живых родителях, о красивых книжках и игрушках, о куске хлеба.
Физминутка «Пусть всегда будет мир»
Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой.
Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой.
Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой.
Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.
Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны.
Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.
Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.
Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое памятник? А кому его ставят? В нашей стране существуют разные памятники, даже «детям войны».
Воспитатель: В нашем городе тоже есть такой памятник. Он находится у магазина Жемчужина. Памятник представляет собой скульптурную композицию высотой 1,2 метра. Трое детей (две девочки и один мальчик) размещены на гранитном постаменте, их фигуры выполнены в натуральную величину. В руках у мальчика чайник, старшая девочка держит скрипку, младшая – куклу. На постаменте надпись о том, что в годы войны в Омскую область из Ленинграда были эвакуированы более 17 тысяч детей
Воспитатель: Среди солдат, воинов, защищавших нашу Родину, есть и наши земляки. Сейчас ещё живы те, кто много лет назад защитил нашу Родину от врага. Но они уже очень старенькие. Их называют ветеранами.
Слайд «Ветераны Омска и области» фон «Дымилась роща»
Воспитатель: В День Победы ветераны надевают все свои военные награды, собираются вместе, чтобы вспомнить военные годы. Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. И у вас тоже на груди эта лента. А какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают?
Дети : Это цветовое решение воспроизводит цвета герба Российской империи, на котором был изображен черный орел на золотом фоне. Оранжевый цвет олицетворяют огонь в бою, а черный — густой дым
Воспитатель: В нашем городе в парке имени 30-летия Победы есть Мемориальный комплекс, где увековечены имена людей, которые защищали нашу Родину.
Звучит песня «На Безымянной высоте»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете: какие качества нужны солдатам для Победы? Каким должен быть солдат? Ребята, становитесь в круг и, передавая звезду по кругу, называйте качества солдата.
Дети : смелый, добрый, храбрый, мужественный, здоровый, ловкий, умный, сильный, отважный, заботливый, крепкий, героический, умелый, доблестный, бесстрашный, исполнительный, трудолюбивый.
Воспитатель: Ребята, я прошу вас занять свои места за рабочими столами. Предлагаю сделать Солдатский конверт
Воспитатель: Ребята как вы думаете: стоит ли хранить старые письма?
На столах Технологическая карта " Солдатский конверт".
/Дети выполняют работу/
Звучит песня «Катюша»
Воспитатель: Ребята, а знаете, ко Дню Победы была написана песня композитором Д. Тухмановым, которая так и называется «День Победы».
Звучит песня «День Победы» (дети исполняют песню)
Итог:
- О чем мы с вами беседовали сегодня? (о детях войны)
- Как жили дети во время войны, чем они занимались? (ответы детей)
Звучит песня «Солнечный круг»
Ребёнок Нужен мир (А. Терновский)
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят.
Нужен мир на всей планете!
Воспитатель: Спасибо, ребята! Мне было очень приятно с вами общаться.