МААМ-картинки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии «Царство грибов» (старшая группа)

татьяна доля
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии «Царство грибов» (старшая группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии (старшая группа

Природа - наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки, К Паустовский.

В наше время к образованию предъявляют новые требования, под которыми предусматривается, что главным результатом образования "должно стать его соответствие целям опережающего развития" ("Наша новая школа"). Отсюда следует, что детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны научиться изобретать, исследовать, понимать и осваивать новое, должны уметь выражать свои мысли и т. д.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии „Царство грибов“ (старшая группа)» размещена в разделах

Цель: Развивать познавательные, умственные способности и положительные нравственные качества детей старшего дошкольного возраста, используя различные виды деятельности.

Задачи:

1. Сформировать у детей обобщенное представление о "царстве грибов", о представителях различных групп грибов.

2. Помочь детям:

в обобщении представлений о росте и развитии грибов, его последовательности и закономерной направленности;

в установлении связей между ростом грибов и удовлетворением потребностей в различных условиях среды; в развитии в речи - доказательства.

3. Формировать у воспитанников способности логического мышления, обобщения и классифицирования.

4. Развивать у детей понимание того, что лес - это единый целостный организм и нарушать его нельзя.

5. Воспитывать бережное отношение детей к лесу.

Материал к занятию: презентация

Ход занятия

Эмоциональный настрой

Дети: Падают, падают –

Вниз и кругами,

Желтые, красные – над головами,

Листья летящие, листья хрустящие

И шелестяще-звеняще-скользящие!

Бабочки – листья

И листья- хлопушки!

В листьях весь лес

От корней до макушки!

Листья летучие и кувыркучие!

Листья прыгучие –

Тучи их!

Кучи их!

Листьевый ливень –

Пестрая радуга!

Прыгай навстречу,

Лови их и радуйся!

Скажем вместе всем: «С добрым утром!»

1. Вводная часть

Педагог: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.

О каком времени года мы с вами говорим?

Дети: Осень.

Педагог: Подскажите-ка, когда собирать грибы пора?

Дети: Осенью

Педагог: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лес за грибами.

«Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес».

Посмотрите, как красив лес осенью, какими красками он окрашен.

Упражнение «Приятный запах». Развитие длительного плавного выдоха.

- Чувствуете, какой здесь чистый воздух? Давайте подышим. (Глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх, на выдохе произносим «Ах»).

Зрительная гимнастика. Снятие зрительного напряжения.

- Посмотрите глазками влево – вправо.

Педагог: ребята, а как нужно вести себя в лесу

Ответы детей

Педагог:

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки сосен не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять;

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – гриб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Педагог: Посмотрите, ребята, на экране значок синего цвета, что он обозначает?

Дети: Природу.

Педагог: Что такое природа?

Дети: Это то, что существует независимо от человека.

Педагог: Что мы можем отнести к неживой природе?

Дети: Земля (почва, воздух, вода, солнце…

Педагог: Что обозначает зеленый цвет?

Дети: Живая природа, растительный мир.

Педагог: Грибы относятся к живой природе?

Дети: Да. Грибы растут, дышат, питаются, размножаются…

(работа с моделями эколого-систематических групп "Живое", "Растение")

Логическая цепочка

Педагог: Ребята, давайте рассмотрим наше место путешествия, составим логическую цепочку. Где растут грибы?

Дети: В лесу.

Педагог: Что нужно грибам для роста?

Дети: Почва, вода, солнце, дождь…

Педагог: Грибы живые?

Дети: Да.

Педагог: К какому царству относятся?

Дети: К царству растений.

Педагог: У грибов есть стебель, листок, цветок?

Дети: Нет.

Педагог: Значит, грибы к чему относятся?

Дети: К царству грибов.

Подвижная игра «Капли дождя» ( музыка: Моцарт из цикла «Времена года» «Шум дождя»)

Педагог предлагает детям стать в колонну по одному и положить руки на плечи того, кто стоит перед ним, сделать круг.

Воспитатель: Представьте, что начинается моросящий тихий дождик. Пусть ваши руки станут маленькими капельками дождя, их очень много, они падают с неба: кончиками пальцев очень нежно барабаньте по плечам того, кто стоит перед вами… А теперь дождик усиливается и капли стали больше и тяжелее: сильнее барабаньте кончиками пальцев по плечам. Представьте, что дождик стал еще сильнее: быстро постукивайте плоскими ладошками по плечам… Дождь постепенно утихает: барабаньте кончиками пальцев… Дождь почти совсем прекратился: очень нежно касайтесь кончиками пальцев… Дождик совсем закончился, и наши ручки и ножки отдыхают. Вытяните руки вверх над головой и представьте, что руками вы маните и зовете солнышко, которое уже появилось из-за туч и облаков. Опустите руки.

Педагог: Давайте рассмотрим строение гриба. Из чего состоит гриб?

Дети: Шляпка, ножка (плодовое тело) и корни (грибница).

Педагог: Чем распространяется гриб?

Дети: Спорами.

Педагог: Где находятся споры у гриба?

Дети: Внизу шляпки, между трубочками или пластинками.

Педагог: Как в старину на Руси называли грибы? Почему?

Дети: Губы, потому что шляпка мягкая и похожа на губы.

Педагог: На какие группы делятся грибы?

Дети: Съедобные и ядовитые

Педагог: Вот таким значком мы будем обозначать съедобные грибы.

Педагог: Ребята, вы любите загадки разгадывать?

Дети: Да.

Педагог: Этот – главный гриб в лесу,

В ельник я за ним пойду.

Он еще тропинки любит,

Ждет, когда пройдут там люди (боровик)

Ребята, скажите, что вы знаете еще об этом грибочке? Какой он трубчатый или пластинчатый? Почему его называют – царь грибов?

Дети: Трубчатый, когда срезают срез остается белым, при варке, сушке – тоже остается белым, это съедобный гриб.

Педагог: Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я… (подосиновик)

Какой это гриб?

Дети: Трубчатый, съедобный.

Педагог: Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки,

Очень хитрые сестрички,

Это желтые… (лисички)

Почему их назвали – лисички? Какие они трубчатые или пластинчатые?

Дети: Потому что, цветом похожи цветом на лису, пластинчатые – под шляпкой находятся пластинки, между пластинками находятся споры, съедобные.

Педагог: Как вы думаете, звук «л» в названии гриба стоит в начале, середине или в конце слова?

Дети: В начале слова.

Педагог: Наши шляпки, как колечки,

Как колечки волн у речки,

Мы веселые подружки.

Нас зовут грибы… (волнушки)

Какие это грибы?

Дети: Пластинчатые, съедобные.

Педагог: Какие еще съедобные грибы вы знаете?

Дети: Опята, сыроежки, грузди, маслята.

Игра на закрепление «Четвертый лишний»

Музыкальная пауза

Педагог: Но есть в нашем лесу и очень опасные для человека грибы. Относятся они ко второй группе грибов – ядовитых. Почему грибы называют ядовитые?

Ответы детей

Педагог: Вот, каким знаком мы будем их отмечать.

Педагог: У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его не украсил.

Ты не трогай этот гриб,

Учти – он очень опасен!

Смотри не бери его с полянки!

Его зовут… (бледная поганка)

Ребята, что вы можете рассказать об этом грибе?

Дети: Это самый опасный гриб.

Педагог: Значит, его нужно растоптать.

Дети: Нет, его грибница питает дерево водой и полезными минералами.

Педагог: Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый… (мухомор)

Расскажите, пожалуйста, про этот гриб.

Дети: Он ядовитый, мухи умирают, попив воды из его шляпки. Звери лечатся мухомором.

Педагог: Больному лосенку необходимо лекарство, этим лекарством для него будет мухомор

Педагог: Ребята, хотите, чтобы в лесу вам встречались хорошие съедобные грибы? Для этого нужно подружиться с грибами. Это просто. В грибном царстве есть законы – правила. Люди должны обязательно их выполнять.

Дети: Перечисляют.

Педагог: Добавляет, называет, которые дети не знают.

1 закон. Собирайте только знакомые съедобные грибы!

2 закон. Собирайте грибы молодые, старые не трогайте!

3 закон. Срезайте грибы ножом, не вырывайте их из земли вместе с грибницей!

4 закон. Не трогайте мухоморы! Помните, что для животных они служат лекарством!

Игра на закрепление съедобных и ядовитых грибов «Собери грибы в лукошко»

Педагог: Вот и вернулись мы из путешествия в царство грибов. Давайте вспомним, какие бывают грибы?

Педагог: Молодцы! Теперь вам предстоит самим сделать грибочки-подосиновички (оригами – мятая бумага).

Педагог показывает этапы изготовления гриба.

Педагог: Для того, чтобы наши ручки отдохнули, давайте выполним упражнение пальчиковой гимнастики «Я нашел гриб» :

Меж еловых мягких лап (взмахи руками перед собой)

Дождик кап – кап – кап! (щелчки пальцами)

Где сучок давно засох (движение пальца по ладошке)

Серый мох, мох, мох! (сжатие и разжатие кулачков)

Где листок к листку прилип (хлопки)

Вырос гриб, гриб, гриб! (руками показываем ножку гриба и шляпку, меняем руки)

Дети самостоятельно делают грибы.

Педагог: Вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы!

Занятие закончено.

Публикации по теме:

Огородные сказки на окнеОгородные сказки на окне Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке – эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях.

Экологическое воспитание на прогулке в детском саду Экологическое воспитание на прогулке в детском саду Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии «Царство грибов» (старшая группа)
Опубликовано: 28 сентября 2014 в 06:37
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД