Олеся Пономаренко
«Путешествие в мир стекол». Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО «Познание»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие представлений о разнообразии и свойствах стекла.
Образовательные задачи :
-познакомить с историей появления стекла.
-расширять и систематизировать представление детей о производстве стекла и свойствах предметов, сделанных из стекла
-развивать навыки мыслительной деятельности : умение делать выводы, умозаключения
Развивающие задачи:
-развивать умение видеть противоречия и самостоятельно решать проблемную ситуацию
Публикация «„Путешествие в мир стекол“, Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОО „Познание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
-развивать связную речь и активизировать словарный запас: стекольный завод, матовое стекло, стеклодув
Развивать навыки безопасности при обращении со стеклом
Воспитательные задачи:
-воспитывать умение контролировать себя в деятельности, работать в подгруппах.
Методические приемы: методы организации поисковой деятельности (самосиоятельная работа детей, метод практической передачи и тактильного восприятия, методы словесной передачи (рассказ воспитателя, беседа, метод наглядной передачи и зрительного восприятия (демонстрация, иллюстрация, метод самоконтроля (рефлексивное задание)
Оборудование: посылка, письмо, предметы из стекла, песок, мел, сода, модели методов исследования, трубочки, мыльные растворы.
Предварительная работа: игры и упражнения на развитие умений задавать вопросы последовательно и логично; на развитие умения выделять проблему, цель, находить способы решения проблемных ситуаций.
Ход деятельности
Организационный момент
Игра «Подари улыбку»
Цель: вызвать положительное настроение перед деятельностью.
1. Мотивационно-ориентировочный этап
-К нам в группу пришла посылка, а что в ней, мы можем узнать с помощью игры «Да-Нет»
Игра «Да-Нет» (скульптура малых форм-игрушка «Бык»)
Это предмет относится к рукотворному миру. (Дети задают вопросы)
-Посмотрите на посылке, какой-то знак. Знаком ли вам этот знак?
-Что на нем изображено?Из чего сделана рюмочка?
-О чем нас хотели предупредить, наклеивая этот знак на посылку?
-Из чего сделан предмет, находящийся на посылке?
-Как нужно обращаться с посылкой, на которой стоит такой знак?
-Как вы думаите, кто мог нам ее отправить?
Здесь есть письмо:
«Здравствуйте, дети группы «Березка»!
Я –Королева Хрустальной планеты.
Хочу вам подарить подарок от жителей нашей планеты, а так же пригласить вас в гости в нашу планету «Хрустальная».
-Как вы представляите Хрустальную планету? Какая она?
-Дети, нас пригласили в гости, а что мы не знаем о Хрустальной планете? Нам нужно все узнать об этой планете и быть готовы ко всему.
2. Поисковый этап
-Что нам нужно узнать (графический план)
-Как появляются стеклянные предметы?
-Какими свойствами обладает стекло?
- Что нам поможет больше узнать об этом? ( методы исследования: подумать самостоятельно, посмотреть в книгах, энциклопедиях, пронаблюдать, провести эксперимент)
(На доску выставляются карточки с методами исследования)
3. Практический этап
Игра «Мы исследователи»
-Послушайте, как появилась хрустальная планета.
«На хрустальной этой планете жил Мастер-стеклодув. Пришел он раз в свою мастерскую, посреди которой топилась большая печь. Взял чистый речной песок, соду и мел, перемешал, как следует. И эту смесь отправил в печь. В печи был сильный-сильный жар. От этого жара все расплавилось, и получилась вязкая, густая, как мед, огненная масса. Взял мастер в руки длинную медную трубку, захватил ею из печи немного раскаленной массы. И сразу начал дуть в трубку, быстро ее вращая. От этого на конце трубки появился оранжево-розовый шар. Сначала маленький, потом-больше. Из расплавленной стеклянной массы, пока ни остыла, он делал разные вещи. Будто как у волшебника, у мастера-стеклодува появились тонкие гибкие стебли неведомых растений, на них раскрывались бутоны и лепестки разных цветов, деревья, сказочные животные, сказочные дома и утром был готов целый хрустально-стеклянный город».
-Как называют человека, который работает со стеклом? (стеклодув)
-Из чего сделал смесь мастер-стеклодув? (рассматривание песка, соды и мела)
-давайте посмотрим, как работает Мастер-стеклодув (просмотр мультимедиа «Изготовлениестеклянной лошадки»)
-Мы посмотрели, как в ручную мастер изготавливает стеклянные предметы. Как еще изготавливают стеклянные предметы? (рассуждения детей)
Вывод:
-Мы много узнали о появлении стекла и его изготовлении.
-Что нам еще необходимо узнать? (обращаемся к плану)
-Отправляемся на выставку стеклянных предметов (На столе стоят предметы, сделанные из разных видов стекла)
-Какие правила безопасности нужно соблюдать при обращении со стеклом?
-Чтобы нам еще больше узнать о свойствах стекла, давайте разделимся на 3 подгруппы по желанию.
-На столе лежат карточки, как вы думаите, что они обозначают?
-Это органы чувст, с помощью которых можно исследовать свойства стекла : «рука, глаз, ухо»
Работа в подгруппах по схемам.
1 подгруппа «Исследование стеклянных предметов с помощью рук».
Задание: определить с помощью рук, какое стекло на ощупь.
Вывод: Стекло на ощуп бывает : гладкое, шершавое, узорное, тяжелое, легкое, тонкое, толстое, холодное.
2 подгруппа «Исследование стеклянных предметов с помощью глаз».
Задание: исследовать предметы из стекла с помощью глаз и определить, какое бывает стекло.
Вывод: стекло бывает прозрачное, матовое, цветное (синее, розовое, желтое и. т. д).
3 подгруппа «Исследование стеклянных предметов с помощью слуха».
Задание: сравнить звучание разных предметов.
Вывод: Все предметы из стекла звучат по разному. Предметы, сделанные из хрусталя, звенят звонко, а из обычного стекла-глухо. Чем тоньше стенки предмета, тем выше и звонче звук.
-Как вы думаите, почему стеклянные предметы звенят?
-От удара стекло начинает мелко и часто дрожать, и мы слышим приятный мелодичный звон.
-Как вы думаите, хорошо ли быть стеклянным?
Игра «Хорошо-плохо» (Дети называют положительные и отрицательные характеристики предметов, сделанных из стекла)
-Хотите почувствовать себя мастерами-стеклодувами?
Игра с мыльными пузырями.
-Жаль, что мыльные пузыри такие ни прочные, в отличии от стеклянных.
4. Рефлексивно-оценочный этап.
-Можем ли мы теперь отправиться в гости к Королеве Хрустляндии?
-Что мы узнали?
-Что нам помогло?
-Что было в работе самым интересным?