Людмила Николаева
Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевого направления «Сказки нашего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: Старшая.
Методика дошкольного образования : Формирование экологической культуры.
Тема НОД: Сказки нашего леса.
Используемая образовательная программа : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
Интегративное направление : Познавательно – речевое.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевого направления „Сказки нашего леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Цель: Уточнить и расширить представление о растительном и животном мире в лесах родного края.
Задачи: Закрепить знания о деревьях, различных их частях – корни, ствол, крона. Учить отличать дуб от сосны.
Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
Обогатить словарный запас детей, развивать внимание, мышление, воображение, память.
Воспитывать бережное отношение к жителям леса и деревьям, любовь к родному краю, активный интерес к познанию нового.
Дидактическое обеспечение: Мультимедийное оборудование, ноутбук; шишки, желуди, аудиозапись «Звуки природы».
Структура: Вводный этап. Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
Основной этап. Цель: реализация цели и задач НОД.
1. Отгадывание загадок.
2. Развивающее упражнение «Что будет, если…»
3. Физминутка «Гнездышко».
4. Познавательное задание «Расскажи, чем отличаются дуб и сосна».
5. Рассматривание шишек и желудей.
Заключительный этап. Цель: подвести итог занятия.
Использованная литература: Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.
Этапы работы.
Вводный этап. - Дети, как называется город, где мы живем?
- Да, Нижнекамск. Наш город окружает лес. Хотели бы вы побывать в лесу? Сегодня нас ждет путешествие в лес. Лес, полный чудес. Лес чудесный, непростой, волшебный. Но прежде чем отправиться в путешествие, вспомним правила поведения в лесу.
Слайд 2.
- Правильно, нельзя разжигать костры, разорять муравейники, не ломать ветки деревьев и кустов; не кричать, потому что лесные обитатели любят тишину; срывая ягоды не портить кусты, грибы срезать только ножом.
-Молодцы, дети. Вы готовы к путешествию по лесу? Тогда, отправляемся в путь!
Основной этап. Слайд 3.
- Вот и опушка леса. Волшебный лес встречает нас сказкой. Жила была девочка Машенька, однажды собирала она цветы на лесной опушке и встретила зайчика. Но чтобы попасть в волшебный лес надо отгадать загадки.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.
(Лес)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.
(Сосна)
- Молодцы, все загадки отгадали.
Слайд 4.
Зайчик познакомил Машеньку с могучим дубом и крепкой сосной. И деревья рассказали ей очень интересную историю. Деревья, как и люди: они живут, растут, весело зеленеют и устают, засыпают. Весной на деревьях появляется молодая листва, деревья начинают цвести, лето – это буйство зелени, осень пора увядания, время листопада, зима – сон под снежным покрывалом. (Слайд 5) И так, год за годом: зима, весна, лето, осень и опять зима…
Машенька поблагодарила друзей за рассказ и задумалась :
- Какие деревья растут в лесу? Рябина, клен, береза, липа, осина, сосна, дуб. (Слайд 6)
- А что еще растет в лесу? Кусты: шиповник, калина, малина.
- Почему рядом с деревьями растут кусты?
- Зачем в лесу растения и травы?
- А в лесу растут морковь и капуста?
Сказка, сказка не кончайся. Сказка, сказка продолжайся.
Слайд 7.
Идет Машенька по лесу, увидела она мудрую Сову и попросила ее рассказать о птицах, живущих в лесу.
Слайд 8.
И вот что узнала девочка. В лесу птички находят себе пищу, строят свои гнезда, откладывают яйца и выводят птенцов. Густые ветви деревьев и кустарников надежно скрывают птиц от врагов и защищают от плохой погоды.
В лесу живут глухари, совы, дятлы, кукушки, дрозды и другие птицы. (Слайд 9) Все они обладают короткими, широкими крыльями и длинным хвостом, что позволяет им легко летать между стволами деревьев, быстро взлетать, тормозить и садиться. Мудрая Сова закончила свой рассказ, а Машенька опять задумалась:
- Что будет с деревьями, если в лесу не будет птиц?
- Для чего птицам нужны насекомые?
- Что будет с птицами, если в лесу не будет насекомых?
- Дети, а вы знаете, как птицы строят себе домики и как они называются? Сейчас вы будете лесными птичками, обручи – это ваши гнездышки. Какие у вас будут крылышки? Хвостики? Звучит музыка, птички летают. Как только музыка остановится, птички находят себе гнездышки. Будьте внимательны: в гнездышках разное количество птиц, столько, сколько я назову. Если я назову число 2, то птичек в обруче должно быть только две, а если назову число 3, то птичек в обруче тоже три.
Физминутка «Птички в гнезде».
Хорошо в лесу, птички поют, бабочки летают. Сказка, сказка не кончайся. Сказка, сказка продолжайся. Идет Машенька дальше и думает, хорошо, что звери в зоопарке живут. Можно смело дальше идти.
- Дети, а звери только в зоопарке живут?
Давайте расскажем Машеньке, какие звери живут в лесу.
Слайды 10, 11.
- Дети, скажите, почему животные любят лес?
- Почему люди любят лес?
- Да, лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнезд, нор. Лес по- разному выглядит в разное время года, но он всегда красив. Мы все восхищаемся красотой леса.
А Машеньке пора возвращаться домой. На обратном пути она снова встретилась с могучим дубом и крепкой сосной.
Слайд 12.
И снова Машенька задумалась:
- Почему мы называем сосну и дуб деревьями?
- Чем отличаются эти деревья?
- Чем они похожи?
- Чем отличаются лист дуба и хвоя сосны?
- Назовите и покажите части деревьев: корни, ствол, крона.
Рассмотреть шишку сосны и желудь дуба.
Заключительный этап. - А сейчас предлагаю вам пофантазировать и стать деревом.
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу.
Это деревья в лесу.
(Локти согнули, кисти встряхнули)
Ветер сбивает росу.
(Плавно руками помашем)
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
А нам пора прощаться с Машенькой и вернуться в группу. Понравилась ли вам сказка Машеньки? О чем рассказали Машеньке могучий дуб и крепкая сосна? Что нового узнала Машенька из рассказа мудрой Совы? Какие правила должны соблюдать люди в лесу?