Лучший педагог года

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Посиделки у Марьи Искусницы»

Инна Масленникова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Посиделки у Марьи Искусницы»

Цель:развитие нравственных качеств личности дошкольника (доброты, честности, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, к своим родным, любви к Родине)через приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры.

Задачи:

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

(Социализация, развитие общения, нравственное воспитание)

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, договариваться, помогать друг другу;

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе „Посиделки у Марьи Искусницы“» размещена в разделах

- способствовать развитию интереса детей к устному народному творчеству, в котором даются представленияо нравственных качествах: о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (приобщение к искусству)

- приобщить дошкольника к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах:загадки, пословицы, поговорки, пестушки, песенки, заклички, прибаутки.

(Изобразительная деятельность - прикладное творчество)

- Формировать умение создавать игрушки для сюжетно – ролевых игр, используя образец (технологическую карту).

Образовательная область «Речевое развитие»

- формировать умение воспринимать поэтическую речь, развить чувство ритма и рифмы,

- развить выразительность детской речи через произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Методы и приемы:

словесный метод: рассказ, объяснение, беседа, художественное слово.

наглядный метод: показ презентации «Вечерние посиделки в старину», рассматривание тряпичных кукол.

практический метод: показ изготовление куклы «Пеленашка»

Инновационные методы и приемы: фольклорная арт. – терапия (Л. Д. Назаров, музыкотерапия.

Словарная работа: фольклор, народная мудрость, жанр,«Хозяюшка – благополучница»,«Кукла - покосница»,свивальник.

Материал к НОД: тряпичные куклы, корзины, презентация, музыкальное сопровождение, заготовки ткани.

Ход:

Звучит русская народная песня и воспитатель выходит в русском народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я пришла к вам в гости, чтобы с вами познакомится и подружиться. Меня зовут Инна Васильевна, но сегодня я буду Марьей Искусницей, и я приглашаю вас к себе на посиделки. Милости прошу, проходите, будьте как дома, устраивайтесьпо удобнее.

Воспитатель: Давайте ребята с вами станем в круг и поглядим в окошко.

Солнышко, солнышко, загляни в окошко!

Загляни в окошко, порадуйся нам немножко,

Чтоб денек чуть - чуть был дольше,

Чтобы мы узнали больше, чтоб игрушки не скучали, и с нами поиграли!

Воспитатель: Ребята, к кому я обращалась, кого закликала?

(ответы детей)

Воспитатель: Что нам дарит солнышко?

(ответы детей)

Давайте мы порадуемся солнышку и встрече друг с другом. Назовём ласково друг друга, подарим добрые пожелания. А что мы можем пожелать друг другу?

(ответы детей)

Воспитатель: Ребята, можно начнем с меня?

(Данилушка я рада тебя видеть, и желаю тебе хорошего настроения).

А теперь, я хочу узнать ваши пожелания своим друзьям.

(ответы детей)

Воспитатель:Ребята, на мой электронный адрес пришло видио - письмо. Хотите посмотреть? Ребята от кого оно вы догадались?

Воспитатель: Ребятушки, кажется, я знаю, какое добро накопил Кузя в сундучке и нам его подарил. А какое добро, отгадайте загадку:

Волосы льняные,

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла)

Воспитатель:Еще одна подсказка – загадка

Я хорошая игрушка.

Буду девочкам подружкой.

Я могу сидеть в коляске,

Закрывать умею глазки.

Я прошу меня любить,

Не ронять меня не бить.

Воспитатель: О ком говорится в загадке? (ответы детей). Правильно ребята – это кукла. Посмотрите, каких красивых кукол вам подарил домовёнок Кузя. Помогите мне их рассадить, чтобы было видно каждую. Это куклы особые. Сегодня на наших посиделках мы многое о них узнаем.

Кукол делали долгими зимними вечерами женщины на Руси, как вы думаете, для кого?

(ответы детей)

Давайте посмотрим на экран. Презентация «Вечерние посиделки в старину».

(рассказ воспитателя)Давным - давно, женщины и их дочери, собираясь на посиделки, надевали на себя красивую одежду – сарафаны, сорочки, на голову ленточки, кокошники. Занимались на посиделках рукоделием – вышиванием, шитьём, вязанием, а такжемастерили тряпичных кукол из ткани и ниток. В каждой семье раньше тряпичных кукол передавали по наследству. Во времена посиделок, женщины придумывали загадки, потешки, прибаутки, частушки, песни, сказки, проявляя свою народную мудрость. Сейчас мы называем это фольклором.

Воспитатель: Ребята, я вас сегодня познакомлю с народными тряпичными куклами, с которыми играли ваши прабабушки, с бытом, традициями, обычаями русского народа, а также с жанрами фольклора, которые использовали для обыгрывания образа куклы.

(поочерёдно представляет кукол)

Кукла «Хозяюшка – благополучница. - это очаровательная, тряпичная куколка, которая приносит в дом радость, благополучие. Как вы думает, что такое благополучие? Чтобы в доме был достаток, добро, радость, здоровье. Куколку можно подарить друзьям и родным с пожеланием достатка и благополучия в доме. Когда дарили куклу, то приговаривали прибаутки и поговорки:

Наша деточка в дому,

Что оладышек в меду.

Красно яблочко в саду!

Воспитатель. Как вы думаете,о чем эта прибаутка? Правильно, о том что детей в этой семье очень любят.

В дружной семье и в холод тепло.

А в недружной семье тепла не бывает.

Воспитатель. А здесь о чем говорится? Правильно, если в семье все дружные, друг за друга переживают, то там всегда тепло, даже в холод – прижмутся друг к другу и согреют. А если не дружная семья – каждый по отдельности – можно замерзнуть и благополучия не будет. Правда?

Вот видите, как народ подмечал все вокруг и придумывал мудрые прибаутки поговорки.

«Кукла - покосница» - символизирует образ женщины во время сенокоса. Первый покос издавна считался праздником. Эту куколку закладывали в стог сена, кто находил эту куклу - тому удача сопутствовала весь год. В народе сочинили частушку, об образе этой куклы:

Травушка-муравушка,

Коси, моя сударушка.

Накосила сена воз,

Милаша осенью увез.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, можно ли эту куклу назвать символом женского труда?

А еще,когда закладывая эту куклу в стог сена – люди проговаривали закличку –

Солнышко, выгляни!

Красное,высвети!

К нам на поле иди,

Ладить косы и серпы!

Воспитатель. Ребята, слышали ли вы когда - нибудь слово «закличка»? Нет? Слово «Закличка» происходит от слова «кликать»,т. е «звать», «громко кричать». Понятно? (Воспитатель читает еще раз закличку)

Воспитатель. Так кого здесь звали? Правильно – солнышко. А зачем? Чтобы не было дождя – люди покосили траву на корм домашним животным.

«Куколка - капустка» - это образ замужней женщины, матушки – кормилицы. Кукла так же является символом благополучия и достатка в семье, а также напоминаем, что к матери – маме относится с почтением и с любовью. Не грубить, слушаться ее во всем.

Вот есть поговорки о матери.

-При солнышке тепло, а при матушки - добро. Как вы это понимаете? (ответы детей).

- У матери дети, что на руке пальцы: за который ни укуси, все больно.

Давайте эту поговорку объясним – как это понимать?

Правильно дети – у вас есть братик и сестричка – мама любит вас обоих. Вот и идет сравнение с пальцами руки.

«Кукла – Веснянка», символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Все люди с нетерпением ждали прихода весны и закликали т. е. звали её. Дети, а что такое закличка, мы уже с вами говорили об этом.

(ответы детей)

Воспитатель. Молодцы! Запомнили.

Приди, весна, с радостью!

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С обильными хлебами!

С высокими снопами!

Воспитатель: Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц.

Образ куклы –«Барыня– Ладушка» очень близок любой русской женщине. Все у нее под контролем, совсем управляется, при этом не теряет жизнерадостности и чувства юмора. Одежда у нее богатая, руки в хозяйской позе. Ее еще называют Барыня-Ладушка. Ладушка - потому что при такой хозяйке все ухожены, никто не забыт - мир и лад в доме.

Воспитатель. Дети, а у вас кто хозяйка в доме? Правильно – мама. А хозяин дома? – папа.

Послушайте пословицы о Ладушки – хозяйки.

«Хозяйка в дому, что пчелка в саду»

Без хозяина двор плачет, без хозяйки изба»

Давайте их разберем. Что значит пчелка в саду?

А еще в старину люди любили водить в праздники хороводы. Вы знаете какие либо хороводы?

Хоровод «На горе то калина…»

Кукла – «Крупеничка - Зернушка» необычная, в виде мешочка с зерном, из первого урожая. Кукла Крупеничка символизировала сытость, богатство и достаток в доме, ведь, в древней Руси основой питания была каша. Первое зерно в Крупеничке символизировало сбережение силы Кормилицы Земли. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном, чтобы в доме всегда было счастье и много хлеба, её дарили на Рождество, приговаривая слова из колядки:

Эту куклу вам вручаю,

И от всей души желаю:

Пусть она вас бережет,

Счастье в дом ваш принесет!

Кукла - «Крестьянка» - являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода, плодородия, гостеприимства. Она была участницей многих народных праздников.

А русские пословицы гласят:

«Умел в гости звать, умей и угощать»

«Добрый гость всегда впору»

«Гостю щей не жалей, а погущелей

Кукла – «Обережка» - передавалась от матери к дочери. Делали кукол мамы только для дочерей, считалось, что счастье у дочери будет только тогда, если она сбережёт эту куклу, до рождения своей дочери. Мама напевала песенку:

Тряпичную куклу сшила мама дочке,

Надела на ножки красные носочки.

Ниточки – косички, платьице в горошек.

Вся теплом согрета маленьких ладошек.

Кукла «Колокольчик» - колокольчик радости, так ее называют. Она приносит в дом радостные вести, гостей. Дарили её гостям, произнося слова: «Кого люблю – тому дарю». Произнося слова пестушки - песенки приговорки.

- Наша Катя выбегала

- Дорогих гостей встречала

- Ворота им отперла,

- В нову горенку ввела.

Куколка Пеленашка» на вид очень простая куколка – младенчик в платочке, запеленатый в пеленку и обвитый нитью, которая называется - свивальником. Для новорожденных детей, их мамы делали кукол – пеленашек.

Воспитатель: Ребята, а сейчас внимательно рассмотрите кукол, и скажите, чем отличаются старинные куклы от наших современных кукол?

Ответы детей (Нет лица).

Воспитатель: Правильно, куклам не рисовали лица. Ребёнок сам «додумывал» какое лицо у куколки в его очередной игре.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю отправиться в мастерскую и изготовить свою куклу - пеленашку,работу будем выполнять с любовью и теплотой.

Порядок выполнения работы:

1 этап. Начинаем изготовление куклы с туловища. Нашу заготовку

белого цвета сворачиваем в столбик. Это туловище куклы, посередине заматываем ниткой, затем отступаем от верха валика 4 см и ещё раз перематываем нитками, обозначая голову. Высота готовой трубочки должна быть около 10 см.

2 этап. Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку

ложем нашу заготовку - туловище и закладываем стороны косынки слева на

право, и справа налево.

3 этап. Берем следующую заготовку, и сворачиваем вокруг туловищакуклыслева направо, и справа налево, получилась юбочка, подворачиваем край заготовки, обматываем косынку и туловище нитью - свивальником, чтобы они держалась. У вас получилась кукла – пеленашка.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, спеть колыбельную песню для ваших кукол? Давайте я начну, а вы мне помогайте, подпевайте.

Люли – люли – люленьки!

Люли – люли – люленьки!

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте,

На кровать,

Начинайте,

Ворковать.

Люли – люли – люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовье,

Спи, наздоровье.

Дети поют колыбельную для кукол.

Воспитатель: Своих красивых куколок, вы можете подарить своему младшему брату или сестре.

Рефликсия.

Воспитатель: Ребята, где вы сегодня побывали? Кто нам сделал подарок? Что нам подарили? Какая кукла заинтересовала вас больше всего? Какой жанр фольклора вам запомнился лучше всего? Какую куклу мы с вами сегодня делали? Ребята о каких качествах человека мы сегодня говорили?

Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в пустыне» Программные задачи: Образовательные: Дать детям представления об особенностях пустыни. Познакомить дошкольников с вараном, верблюдом, верблюжьей.

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: Путешествие в Страну звуков Цель: Развитие слухового восприятия детей. Задачи: 1. Укрепление речевого внимания, воспитание звукового.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию в подготовительной группеКонспект непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию в подготовительной группе Тема: Путешествие в страну цифры 7. Задачи: 1 .Повторить порядковый счёт и обратный счет. 2. Доставить детям радость и удовольствие от игр.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе Цель : Закрепить знания, умения и навыки по разделу «Обучение грамоте». Программное содержание: закреплять умения детей в составлении и.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Посиделки. Традиции и обычаи наших предков» Цель: Создание условий для приобщения детей к культуре русского народа. 1. Обучающие задачи: Познакомить детей с народными обычаям. Активизировать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Перелетные птицы» Цель: 1. Знакомство детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие у.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в сказку» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАЧИ 1. Образовательные: - совершенствовать счетные навыки детей от 1 до 10; - закреплять умения соотносить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Узнай сказку» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Узнай сказку». Интеграция областей: «Познание»,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Здорово жить!» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Здорово жить!» (образовательная область «Здоровье») Цель:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Дорожная безопасность» в подготовительной группе Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Дорожная безопасность» в подготовительной группе детского сада. Образовательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Посиделки у Марьи Искусницы»
Опубликовано: 25 марта 2017 в 17:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД