Инна Масленникова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Посиделки у Марьи Искусницы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:развитие нравственных качеств личности дошкольника (доброты, честности, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, к своим родным, любви к Родине)через приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры.
Задачи:
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
(Социализация, развитие общения, нравственное воспитание)
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, договариваться, помогать друг другу;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе „Посиделки у Марьи Искусницы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посиделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
- способствовать развитию интереса детей к устному народному творчеству, в котором даются представленияо нравственных качествах: о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (приобщение к искусству)
- приобщить дошкольника к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах:загадки, пословицы, поговорки, пестушки, песенки, заклички, прибаутки.
(Изобразительная деятельность - прикладное творчество)
- Формировать умение создавать игрушки для сюжетно – ролевых игр, используя образец (технологическую карту).
Образовательная область «Речевое развитие»
- формировать умение воспринимать поэтическую речь, развить чувство ритма и рифмы,
- развить выразительность детской речи через произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Методы и приемы:
словесный метод: рассказ, объяснение, беседа, художественное слово.
наглядный метод: показ презентации «Вечерние посиделки в старину», рассматривание тряпичных кукол.
практический метод: показ изготовление куклы «Пеленашка»
Инновационные методы и приемы: фольклорная арт. – терапия (Л. Д. Назаров, музыкотерапия.
Словарная работа: фольклор, народная мудрость, жанр,«Хозяюшка – благополучница»,«Кукла - покосница»,свивальник.
Материал к НОД: тряпичные куклы, корзины, презентация, музыкальное сопровождение, заготовки ткани.
Ход:
Звучит русская народная песня и воспитатель выходит в русском народном костюме.
Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Я пришла к вам в гости, чтобы с вами познакомится и подружиться. Меня зовут Инна Васильевна, но сегодня я буду Марьей Искусницей, и я приглашаю вас к себе на посиделки. Милости прошу, проходите, будьте как дома, устраивайтесьпо удобнее.
Воспитатель: Давайте ребята с вами станем в круг и поглядим в окошко.
Солнышко, солнышко, загляни в окошко!
Загляни в окошко, порадуйся нам немножко,
Чтоб денек чуть - чуть был дольше,
Чтобы мы узнали больше, чтоб игрушки не скучали, и с нами поиграли!
Воспитатель: Ребята, к кому я обращалась, кого закликала?
(ответы детей)
Воспитатель: Что нам дарит солнышко?
(ответы детей)
Давайте мы порадуемся солнышку и встрече друг с другом. Назовём ласково друг друга, подарим добрые пожелания. А что мы можем пожелать друг другу?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, можно начнем с меня?
(Данилушка я рада тебя видеть, и желаю тебе хорошего настроения).
А теперь, я хочу узнать ваши пожелания своим друзьям.
(ответы детей)
Воспитатель:Ребята, на мой электронный адрес пришло видио - письмо. Хотите посмотреть? Ребята от кого оно вы догадались?
Воспитатель: Ребятушки, кажется, я знаю, какое добро накопил Кузя в сундучке и нам его подарил. А какое добро, отгадайте загадку:
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (кукла)
Воспитатель:Еще одна подсказка – загадка
Я хорошая игрушка.
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня не бить.
Воспитатель: О ком говорится в загадке? (ответы детей). Правильно ребята – это кукла. Посмотрите, каких красивых кукол вам подарил домовёнок Кузя. Помогите мне их рассадить, чтобы было видно каждую. Это куклы особые. Сегодня на наших посиделках мы многое о них узнаем.
Кукол делали долгими зимними вечерами женщины на Руси, как вы думаете, для кого?
(ответы детей)
Давайте посмотрим на экран. Презентация «Вечерние посиделки в старину».
(рассказ воспитателя)Давным - давно, женщины и их дочери, собираясь на посиделки, надевали на себя красивую одежду – сарафаны, сорочки, на голову ленточки, кокошники. Занимались на посиделках рукоделием – вышиванием, шитьём, вязанием, а такжемастерили тряпичных кукол из ткани и ниток. В каждой семье раньше тряпичных кукол передавали по наследству. Во времена посиделок, женщины придумывали загадки, потешки, прибаутки, частушки, песни, сказки, проявляя свою народную мудрость. Сейчас мы называем это фольклором.
Воспитатель: Ребята, я вас сегодня познакомлю с народными тряпичными куклами, с которыми играли ваши прабабушки, с бытом, традициями, обычаями русского народа, а также с жанрами фольклора, которые использовали для обыгрывания образа куклы.
(поочерёдно представляет кукол)
Кукла «Хозяюшка – благополучница. - это очаровательная, тряпичная куколка, которая приносит в дом радость, благополучие. Как вы думает, что такое благополучие? Чтобы в доме был достаток, добро, радость, здоровье. Куколку можно подарить друзьям и родным с пожеланием достатка и благополучия в доме. Когда дарили куклу, то приговаривали прибаутки и поговорки:
Наша деточка в дому,
Что оладышек в меду.
Красно яблочко в саду!
Воспитатель. Как вы думаете,о чем эта прибаутка? Правильно, о том что детей в этой семье очень любят.
В дружной семье и в холод тепло.
А в недружной семье тепла не бывает.
Воспитатель. А здесь о чем говорится? Правильно, если в семье все дружные, друг за друга переживают, то там всегда тепло, даже в холод – прижмутся друг к другу и согреют. А если не дружная семья – каждый по отдельности – можно замерзнуть и благополучия не будет. Правда?
Вот видите, как народ подмечал все вокруг и придумывал мудрые прибаутки поговорки.
«Кукла - покосница» - символизирует образ женщины во время сенокоса. Первый покос издавна считался праздником. Эту куколку закладывали в стог сена, кто находил эту куклу - тому удача сопутствовала весь год. В народе сочинили частушку, об образе этой куклы:
Травушка-муравушка,
Коси, моя сударушка.
Накосила сена воз,
Милаша осенью увез.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, можно ли эту куклу назвать символом женского труда?
А еще,когда закладывая эту куклу в стог сена – люди проговаривали закличку –
Солнышко, выгляни!
Красное,высвети!
К нам на поле иди,
Ладить косы и серпы!
Воспитатель. Ребята, слышали ли вы когда - нибудь слово «закличка»? Нет? Слово «Закличка» происходит от слова «кликать»,т. е «звать», «громко кричать». Понятно? (Воспитатель читает еще раз закличку)
Воспитатель. Так кого здесь звали? Правильно – солнышко. А зачем? Чтобы не было дождя – люди покосили траву на корм домашним животным.
«Куколка - капустка» - это образ замужней женщины, матушки – кормилицы. Кукла так же является символом благополучия и достатка в семье, а также напоминаем, что к матери – маме относится с почтением и с любовью. Не грубить, слушаться ее во всем.
Вот есть поговорки о матери.
-При солнышке тепло, а при матушки - добро. Как вы это понимаете? (ответы детей).
- У матери дети, что на руке пальцы: за который ни укуси, все больно.
Давайте эту поговорку объясним – как это понимать?
Правильно дети – у вас есть братик и сестричка – мама любит вас обоих. Вот и идет сравнение с пальцами руки.
«Кукла – Веснянка», символ красоты и молодости - это веселая, задорная кукла. Все люди с нетерпением ждали прихода весны и закликали т. е. звали её. Дети, а что такое закличка, мы уже с вами говорили об этом.
(ответы детей)
Воспитатель. Молодцы! Запомнили.
Приди, весна, с радостью!
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С обильными хлебами!
С высокими снопами!
Воспитатель: Когда приходила весна, девушки делали такую куклу и радовались вместе с ней теплому солнышку, пению птиц.
Образ куклы –«Барыня– Ладушка» очень близок любой русской женщине. Все у нее под контролем, совсем управляется, при этом не теряет жизнерадостности и чувства юмора. Одежда у нее богатая, руки в хозяйской позе. Ее еще называют Барыня-Ладушка. Ладушка - потому что при такой хозяйке все ухожены, никто не забыт - мир и лад в доме.
Воспитатель. Дети, а у вас кто хозяйка в доме? Правильно – мама. А хозяин дома? – папа.
Послушайте пословицы о Ладушки – хозяйки.
«Хозяйка в дому, что пчелка в саду»
Без хозяина двор плачет, без хозяйки изба»
Давайте их разберем. Что значит пчелка в саду?
А еще в старину люди любили водить в праздники хороводы. Вы знаете какие либо хороводы?
Хоровод «На горе то калина…»
Кукла – «Крупеничка - Зернушка» необычная, в виде мешочка с зерном, из первого урожая. Кукла Крупеничка символизировала сытость, богатство и достаток в доме, ведь, в древней Руси основой питания была каша. Первое зерно в Крупеничке символизировало сбережение силы Кормилицы Земли. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы – мешочек, наполненный зерном, чтобы в доме всегда было счастье и много хлеба, её дарили на Рождество, приговаривая слова из колядки:
Эту куклу вам вручаю,
И от всей души желаю:
Пусть она вас бережет,
Счастье в дом ваш принесет!
Кукла - «Крестьянка» - являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода, плодородия, гостеприимства. Она была участницей многих народных праздников.
А русские пословицы гласят:
«Умел в гости звать, умей и угощать»
«Добрый гость всегда впору»
«Гостю щей не жалей, а погущелей
Кукла – «Обережка» - передавалась от матери к дочери. Делали кукол мамы только для дочерей, считалось, что счастье у дочери будет только тогда, если она сбережёт эту куклу, до рождения своей дочери. Мама напевала песенку:
Тряпичную куклу сшила мама дочке,
Надела на ножки красные носочки.
Ниточки – косички, платьице в горошек.
Вся теплом согрета маленьких ладошек.
Кукла «Колокольчик» - колокольчик радости, так ее называют. Она приносит в дом радостные вести, гостей. Дарили её гостям, произнося слова: «Кого люблю – тому дарю». Произнося слова пестушки - песенки приговорки.
- Наша Катя выбегала
- Дорогих гостей встречала
- Ворота им отперла,
- В нову горенку ввела.
Куколка Пеленашка» на вид очень простая куколка – младенчик в платочке, запеленатый в пеленку и обвитый нитью, которая называется - свивальником. Для новорожденных детей, их мамы делали кукол – пеленашек.
Воспитатель: Ребята, а сейчас внимательно рассмотрите кукол, и скажите, чем отличаются старинные куклы от наших современных кукол?
Ответы детей (Нет лица).
Воспитатель: Правильно, куклам не рисовали лица. Ребёнок сам «додумывал» какое лицо у куколки в его очередной игре.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю отправиться в мастерскую и изготовить свою куклу - пеленашку,работу будем выполнять с любовью и теплотой.
Порядок выполнения работы:
1 этап. Начинаем изготовление куклы с туловища. Нашу заготовку
белого цвета сворачиваем в столбик. Это туловище куклы, посередине заматываем ниткой, затем отступаем от верха валика 4 см и ещё раз перематываем нитками, обозначая голову. Высота готовой трубочки должна быть около 10 см.
2 этап. Затем берем косыночку, она у нас треугольной формы. На косыночку
ложем нашу заготовку - туловище и закладываем стороны косынки слева на
право, и справа налево.
3 этап. Берем следующую заготовку, и сворачиваем вокруг туловищакуклыслева направо, и справа налево, получилась юбочка, подворачиваем край заготовки, обматываем косынку и туловище нитью - свивальником, чтобы они держалась. У вас получилась кукла – пеленашка.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите, спеть колыбельную песню для ваших кукол? Давайте я начну, а вы мне помогайте, подпевайте.
Люли – люли – люленьки!
Люли – люли – люленьки!
Где вы, где вы, гуленьки?
Прилетайте,
На кровать,
Начинайте,
Ворковать.
Люли – люли – люленьки,
Прилетели гуленьки!
Сели в изголовье,
Спи, наздоровье.
Дети поют колыбельную для кукол.
Воспитатель: Своих красивых куколок, вы можете подарить своему младшему брату или сестре.
Рефликсия.
Воспитатель: Ребята, где вы сегодня побывали? Кто нам сделал подарок? Что нам подарили? Какая кукла заинтересовала вас больше всего? Какой жанр фольклора вам запомнился лучше всего? Какую куклу мы с вами сегодня делали? Ребята о каких качествах человека мы сегодня говорили?
Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.