Приложение МААМ

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капелек»

Чупашева Галина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капелек»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

1. Создавать условия для формирования у дошкольников знаний о переходе вещества из одного агрегатного состояния в другое; представления о круговороте воды в природе.

2. Создавать условия для воспитания звуковой культуры речи: закрепление правильного произношения звуков Р, Рь.

3. Создавать условия для развития лексико-грамматических категорий: навыков согласования числительных с существительными;

умения подбирать родственные слова.

4. Создавать условия для развития коммуникативных умений: формулировать свою точку зрения, оформлять высказывание; усвоения правил этикета.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе „Путешествие капелек“» размещена в разделах

5. Создавать условия для развития воображения, мышления (установление причинно-следственных связей).

6. Создавать условия для воспитания бережного отношения к живой природе.

Интеграция образовательных областей

Познание: создавать условия для закрепления навыков счета, ориентировки на листе бумаги; развития экологических представлений Социализация: создавать условия для развития умений договариваться, проявлять эмоциональную отзывчивость, понимать собственные чувства и чувства других людей; формирования умений ставить цели, находить пути их реализации.

Оборудование: картинки с рыб, птиц, животных; карточка с изображением цветка с разноцветными лепестками, капельки (по 2 маленькие на каждого ребёнка и по одной большой); карточки со схематичным изображением круговорота воды в природе; слайды с изображением реки, леса, города, зимнего пейзажа.

Ход НОД:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты - мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Вспомним: говорим всегда красиво,

Чётко и неторопливо.

Подумав, будем отвечать,

Друг друга не перебивать.

У меня в руках письмо, его нам прислали ребята со старшей группы, хотите узнать, что в нем? «Мы очень любим зиму, любим играть в снежки, строить снеговика, кататься с горки. Интересно, откуда берется снег зимой? Очень хотим найти ответ на этот вопрос». Ребята, вы хотите помочь детям? Сможем ли мы сегодня дать ответ на вопрос детей – откуда берется снег? Почему? (Мы сами не знаем). Что нужно для этого сделать? (узнать, найти ответ, потом рассказать детям).

Давайте вместе поищем ответ на этот вопрос и составим письмо ответ. Если растопить снег, во что он превратится? Что же получается, снег и вода – это одно и то же? Что-то мы с вами совсем запутались. Для того, чтобы разобраться, откуда берется снег, я предлагаю отправиться в путешествие с капельками воды. А капельками будем мы с вами, хотите?

Ну-ка, лейка, лей, лей!

Для ребяток не жалей.

В капельки мы превращаемся,

В путешествие отправляемся!

Вот вы и превратились в капельки воды. (Воспитатель вешает каждому ребенку капельки белого и голубого цветов; белые – детям с хорошо развитой речью, голубые – детям, имеющими недостатки речевого развития). Расскажите, какая ваша капелька воды. (Чистая, прозрачная, родниковая, грязная, пресная, солёная, прохладная, морская, минеральная и т. д.)

Капельки живут очень дружно и также как и вы, любят разговаривать. Хотите научиться разговаривать как капельки? Они разговаривают слогами. Вот и мы с вами сейчас будем проговаривать слоги, но необычно. Вам нужно будет повторить за мной слоги, но не так как я, а наоборот: если я говорю громко – то кто-то из вас отвечает тихо, я говорю весело, а вы отвечаете грустно. (Проговаривание слоговых рядов со звуками [p], [pь] : громко-тихо, весело-грустно, быстро-медленно, вопросительно-восклицательно. Сложность задания подбирается в соответствии с цветом капелек.)

Пока мы с вами разговаривали и не заметили, как попали в реку. (На слайде изображен водоём). Кого мы можем увидеть в реке? (ответы детей). Посмотрите на свои картинки (дети и воспитатель берут карточки с изображением карасей разного количества). Что вы видите? Я вижу двух карасей. А ты, Ваня? (Я вижу 3 карасей) (каждый ребенок считает и отвечает). Мимо меня проплывают 3 карася. (Дети составляют свои ответы по образцу, используя свои карточки). На что могут пожаловаться рыбы?

Дорогие капельки, как вы думаете, можно ли прожить без воды? Почему? Всегда ли вода приносит пользу? Я предлагаю голубым капелькам объединиться и подумать, когда вода приносит пользу, а белым капелькам – когда вода может принести вред. (Каждая подгруппа детей садится вокруг своего стола, обсуждает, затем доказывает, что вода приносит пользу и что вода иногда приносит вред). (Польза - её можно пить, на воде готовим еду, в воде стираем бельё, моемся, купаемся. По воде плаваем на кораблях, пароходах, перевозим грузы, путешествуем. Вред – в воде можно утонуть. Когда много дождей может погибнуть урожай. На море большой шторм может потопить корабли. Наводнение – это тоже плохая вода).

Какие есть слова-родственники у слова река? Послушайте стихотворение и помогите мне подобрать слова-родственники.

Придумала я 3 словечка:

Река, реченька и речка

Ну, а хитренький мальчонка

Подсказал слово … (речонка).

Бородатый старичище

Вдруг назвал слово … (речище).

А с косичками девчушка

Слово вспомнила. (речушка).

У реки песок какой?

Все ответили. (речной).

На реке цветы какие?

Ну, конечно же. (речные).

А вода в реке какая?

Ясно всем, она … (речная).

Вот сколько много слов – родственников у слова река.

Ребята-капельки, засиделись мы с вами в речке. Как же мы сможем попасть на небо и превратиться в снег? (Дети предполагают, но не могут дать точного ответа). А я вам дам подсказку – поможет нам попасть на небо солнышко! Как это у него получится? (ответы детей – неточные). Вы когда-нибудь видели, как кипит чайник? Что происходит? Кто догадался, как солнышко поможет попасть нам на небо? (Оно пригреет, и капельки воды превратятся в пар). Правильно, ребята, а во что превратятся много-много капелек на небе? (в облака). Посмотрите на картинку - вот так мы с вами оказались на небе и превратились в облака. (На листе прикрепляется схематичное изображение перехода воды в пар, образование облака). Выходите скорее, давайте образуем одно большое облако! На что похоже наше облако? Можно ли посидеть на облаке? Можно ли потрогать облако? Почему?

Закройте глаза. Мы превратились в облако: большое, пушистое, белое. Облако меняет свой цвет в зависимости от того, что его освещает. Когда светит солнышко, оно становится каким? (золотистым) Когда заря освещает его, оно становится каким? (Розовым) А заход солнца окрашивает его в какой цвет? (красный) Откройте глаза. Как интересно смотреть сверху вниз. Ветер подгоняет облако. Облака плывут по небу такие разные, как будто это сказочная страна. Вот мы лети над большим городом (слайд). Легко ли вам дышится над городом? Почему? А теперь пролетаем над лесом (слайд). Легко ли вам сейчас дышится? Что же мы видим в лесу? Сядем за столы и нарисуем то, что может увидеть облако, пролетая над лесом. (Дети рассаживаются по цветам капелек). ( Выполнение графического диктанта: ёлочка.) Кого мы видим в лесу? Кто живёт в лесу? Посмотрите на свои карточки и составьте предложения. (Я вижу 3 бобров. Три сороки сидят на дереве. На берегу реки живут 3 барсука). (Сложность задания зависит от цвета капелек). На что могут пожаловаться дикие животные? Вспомните, какие животные занесены в Красную книгу.

Ребята-капельки, вы сейчас сидите в облачках, а как же мы сможем превратиться в снег? (Ответы детей. Затруднение.) Оказывается, капельки, живущие в облаках, тогда превращаются в снег, когда ветер принесет их в холодные страны (слайд). Выходите скорее, посмотрите, как холодно, какое большое, тяжелое у нас получилось облако! Что же сейчас произойдет с капельками? (капельки станут снежинками). А почему снежинки посыпятся вниз на землю? (они тяжелые). ( На листе прикрепляется схематичное изображение выпадения осадков: дождя или снега.) Когда вы видели превращение воды в лёд? Стало облако тяжёлым и снежинки посыпались на землю. Вот мы и снова с вами оказались на земле и стали большим снежным сугробом. Как вы думаете, что станет с сугробом, если солнце его припечёт? (Снег будет таять и побегут ручейки). А куда побегут ручейки? (в реку).

На этой картине изображено всё наше сегодняшнее путешествие. Теперь мы можем ответить на вопрос ребят со старшей группы, откуда берётся снег, и как он попадает на небо? Помните, мы хотели составить письмо для ребят, попробуем сейчас это сделать – вы будете рассказывать, а когда мы вернемся в группу, запишем этот рассказ. Кто хочет рассказать о путешествии? (Рассказ ребенка с опорой на составленную в ходе занятия схему круговорота воды. Если дети затрудняются, воспитатель задает вспомогательные вопросы: Когда ярко светит солнце, что происходит с водой? Во что она превращается? Что образуется на небе? Куда попадают капельки из облаков? И т. д.). Такое путешествие капелек называется «круговорот воды в природе». Почему именно такое название придумали? (дети подводятся к выводу, что вода никуда не исчезает и не появляется вновь).

Чтобы детям из старшей группы было понятнее, я предлагаю вам еще и изобразить стрелочками круговорот воды в природе, и мы эти схемы тоже отправим в письме, согласны? (Дети садятся за столы и на карточках изображают стрелками круговорот).

Нам пора превращаться в детей.

Ну-ка лейка, лей, лей.

Волшебства своего не жалей.

Превратимся в деток снова

К превращенью все готовы?

Вот и снова мы в детском саду. Нам теперь скорее надо обо всем рассказать детям старшей группы. Ребята, а в конверте оказались еще вопросы. Ответим на них? Почему, когда вода кипит в кастрюле, на крышке образуются капли? Почему нельзя оставлять надолго на плите кипящую в кастрюле воду? Почему в озерах и морях вода никогда не исчезает? Почему после дождя высыхают даже самые большие лужи? Даже на эти сложные вопросы мы смогли с вами ответить, молодцы! Понравилось вам путешествие? Что мы делали во время путешествия?

Я приглашаю подойти к волшебному цветку. Вам нужно будет разместить капельки на лепестках этого цветка. Если у вас было хорошее настроение поместите капельку на лепестке розового цвета, если настроение было не очень хорошее – на лепестке красного цвета, если настроение было плохое – на лепестке бордового цвета. Если вам сегодня было легко разместите вторую капельку на лепестке зелёного цвета, если вы встречались с трудностями, но преодолели их - на лепестке салатового цвета, если не смогли совсем справиться с трудностями – на лепестке тёмно зелёного цвета.

(Рефлексия. Дети объясняют свой выбор).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Раз, два, три — домик свой найди!» (Технология ТРИЗ)Дидактическая игра «Раз, два, три — домик свой найди!» (Технология ТРИЗ) Цель игры: закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества. Материал: три домика, в которых живут маленькие человечки (человечки.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капелек»
Опубликовано: 13 апреля 2014 в 17:54
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие капелек»» (включая файлы) размещена пользователем Чупашева Галина (УИ 184154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД