Папки-передвижки

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Зима. Родственные слова»

Дидич Елена
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Зима. Родственные слова»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Учить образовывать притяжательные прилагательные;

Учить подбирать признаки к предметам;

Обогатить словарный запас по теме : «Времена года. Зима», зимняя одежда; дикие животные.

Коррекционно-развивающие:

Развивать у детей слуховое и речевое внимание, общую моторику, артикуляционные движения, фонематическое восприятие.

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе „Зима, Родственные слова“» размещена в разделах

Закреплять четкое произношение ранее изученных звуков.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

1. Демонстрационный («ковер – самолет», предметы зимней одежды, домики Зимушки-Зимы, домики родственных слов, картинка «чудо-зверя», муляжи фруктов, интерактивное оборудование, диск с играми)

2. Раздаточный материал (разрезные картинки зимних животных).

Словарная работа : закреплять в речи детей слова по теме «зимняя одежда», «родственные слова».

Индивидуальная работа: активизировать на занятии Ваню А.

Методические приемы: игровой, наглядно-действенный (демонстрация, иллюстрация, словесный (беседа, практический.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Дети заходят в группу. Встают в круг.

Логопед : Сегодня мы отправимся в Волшебный город (страну). Там мы увидим удивительный город, чудесный, красивый и волшебный лес.

Логопед : Ребята, какое сейчас время года.

Дети: Зима.

Логопед : Зима – моё любимое время года. Я хочу сейчас превратиться в Зиму. Вы мне поможете?

Логопед подводит детей к набору предметов одежды «Времена года». Дети выбирают зимнюю одежду: варежки, меховую шапку… и объясняют свой выбор.

Дети садятся на стульчики. Логопед надевает все это, кружится и «превращается» в Зиму.

Логопед :Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима, в гости к вам пришла. Хочу с вами поиграть. Я принесла то, без чего не обходится ни одна зима. Как вы думаете, что же это?

Дети: Снег.

Перед детьми выставляю чашку с настоящим снегом. Рассматривание снега.

Логопед : Посмотрите, можете его потрогать. Какой снег?

Дети: белый, холодный, пушистый, мокрый, липкий, легкий.

Логопед : Если снег блестит, искрится на солнце, то он какой?

Дети: блестящий, искрящийся.

Логопед : Правильно, а сейчас давайте отправимся в гости ко мне, к Зимушке-зиме, в гости.

Логопед : Ребята, как вы думаете, на каком виде транспорта можно отправиться в волшебный город?

Дети: самолет, машина, автобус, ракета.

Логопед : Ребята, так как мы отправляемся в волшебный город, я предлагаю вам полететь на волшебном ковре-самолете. Но чтобы в дороге вы не замерзли, нужно тепло одеться. Что нужно надеть?

Дети: шапку, валенки, шубу, шарф.

Логопед : Как одним словом назвать эту одежду?

Дети: зимняя одежда.

Дети имитируют движения: одевание, помогают друг другу завязывать шарфы, надевают валенки.

Садимся с детьми на ковер-самолет, «летим».

2. Закрепление родственных слов.

Логопед : Ребята, вот мы и прилетели в волшебный город. Садитесь поудобнее на скамеечку. Давайте с вами согреемся, а то во время полета вы замерзли, подуем на наши ручки, чтобы они согрелись.

Логопед : Ребята, посмотрите, в этом домике живу я, Зимушка-зима, а здесь живут мои друзья.

Показываю на ширму, на которой находятся домики, в окошках которых – родственные слова : снежинка, снежок, снеговик.

Логопед : Посмотрите, а что же живет в первом домике?

Дети: В первом домике живет снежинка.

Логопед : А во втором домике, как вы думаете, кто живет?

Дети: Во втором домике живут снежки.

Логопед : А в последнем домике кого вы видите?

Дети: снеговика.

Объясняю последовательность: из маленьких снежинок можно сделать снежок, а из снежков (трех) получится снеговик.

Логопед : Ребята, все эти слова : снежинка, снежок, снеговик – называются родственными словами. Как вы думаете, почему? (ответы).

Логопед : Эти слова родились от одного слова «снег» и все родственные слова похожи по звучанию на главное слово. Слово «снег» - главное.

Логопед : Ребята, как вы думаете, слово «Зима» - является родственным словом к слову «снег»?

Дети: нет.

Логопед : Почему?

Дети: Они разные по звучанию.

Логопед : Ребята, вставайте на ножки, сейчас мы с вами немного согреемся (поиграем).

3. Физминутка

Один, два, три, четыре – (загибают пальчики)

Мы с тобой снежок слепили. («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальчиком)

Раз – подбросим, (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок)

Два – поймаем. (приседают, ловят воображаемый снежок)

Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок)

И… сломаем. (топают)

4. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед : Присаживайтесь на полянку, наши ножки немножко отдохнут, и отправимся дальше путешествовать.

Логопед : Ой, ребята, посмотрите, что же это?

Дети: следы.

Логопед : Чьи это следы?

Дети: Это следы животных

Логопед : Ребята, давайте попытаемся отгадать, кто оставил все эти следы?

Перед детьми на полу находятся следы животных, они отгадывают, чьи это следы.

Логопед : По следам видно, что в этом лесу живет необычный зверь. Посмотрите, а вот и он сам.

Картинка «Чудо-зверя» находится под деревом.

Логопед : Как вы думаете, на кого похож этот зверь? (ответы детей)

Логопед : Посмотрите на голову, как вы думаете, чья это голова?

Дети: заячья.

Если дети затрудняются ответить, проговариваю правильный ответ сама, прошу детей повторить за мной.

Логопед : Чье это туловище?

Дети: волчье.

Логопед : Чей это хвост?

Дети: лисий.

Логопед : Один злой волшебник заколдовал животных, которые жили в этом волшебном лесу, а расколдовать их не удалось еще никому.

Логопед : Ребята, давайте попробуем нашего «Чудо-зверя» расколдовать.

Перед детьми разрезные картинки (части тела зайца, волка, лисы, дети, присев на полянку, собирают их.

Логопед : Вот мы и расколдовали нашего зверя, и он больше не будет прятаться в лесу.

Логопед : Ребята, как вы думаете, если эти животные живут в лесу, как их назвать одним словом?

Дети: дикие животные.

5. Работа с интерактивной доской (Mimio). Программа «Новый диск»

Подвожу детей к интерактивной доске.

Логопед : Посмотрите, перед вами волшебный телевизор. Что вы видите на экране?

Дети: Диких животных

Логопед : Назовите их по порядку.

Дети: заяц, волк, лиса.

Логопед : А сейчас послушайте внимательно задание!

Логопед : Поместите в первое окно: серое, зубастое, злое животное, кто это?

Дети: волк

Логопед : В следующее окно поместите длинноухого, белого, трусливого …

Дети: зайца

Логопед : Какое животное будет в третьем окошечке?

Дети: Лиса

Логопед : Что можно сказать о лисе, какая она?

Дети: рыжая, пушистая, хитрая.

Логопед : А сейчас проверим, правильно ли мы справились с заданием? (нажимаю на кнопку «проверить»)

Логопед : Ребята, каких еще диких животных вы знаете?

Дети: медведь, белка…

Логопед : Молодцы, ребята, справились с заданиями.

6. Возвращение в детский сад.

Зимушка-Зима смотрит на «большие» наручные часы.

Логопед : Вот и подошло к концу наше волшебное путешествие. Сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Логопед : На каком транспорте мы попали в волшебный город?

Дети: ковре-самолете.

Садимся на ковер-самолет, «летим» в детский сад. Ребята садятся на стульчики. Обращаю внимание на чашку снега.

Логопед : Ребята, посмотрите, что стало с нашим снегом, каким стал снег?

Дети: он растаял.

Логопед : А почему?

Логопед : Правильно, если тепло, то снег будет таять и превратится в воду.

На радость всем, на удивленье

Я испекла вам угощенье:

Пирожочки снежные,

Вкусные да нежные.

Не стесняйтесь, угощайтесь!

Угощаю детей сладким сюрпризом.

Логопед : Ребята, сейчас я снова немножко поколдую, кружусь, снимаю одежду.

7. Итог занятия.

Логопед : Где мы сегодня были?

Дети: Мы были сегодня в волшебном городе.

Логопед : О каких родственных словах мы сегодня говорили?

Дети: снежинка, снежок, снеговик.

Логопед : Что вам понравилось на занятии?

Логопед : Вы меня очень порадовали, на занятии хорошо занимались, правильно отвечали, и даже не замерзли, путешествуя по волшебной стране.

Логопед : Ребята, сегодня вы пойдете на прогулку, попробуйте слепить снеговика.

Занятие окончено.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Они какие?» Образование относительных прилагательныхДидактическая игра «Они какие?» Образование относительных прилагательных Дидактические игры очень часто используются в работе учителя-логопеда. При помощи игры ребенок быстрее усваивает задаваемый материал, развивается.

Презентация «Формирование правильной речи у детей с ОНР» В данной презентации рассматривается, что такое лексико-грамматический строй речи, как развивается речь у дошкольников, как строить работу.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Зима. Родственные слова»
Опубликовано: 21 октября 2014 в 16:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД