Приложение МААМ

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по музыке «Волшебный звон»

Ольга Бородина
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по музыке «Волшебный звон»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Волшебный звон».

Цель: Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку разных жанров и стиля.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить и обобщить знания детей о колокольном звоне, как ярком

явлении русской культуры;

- показать изобразительные, музыкальные и выразительные

возможности колокольного звона;

- учить находить сходство и различие, систематизировать

объекты по разным основаниям (величине и назначению);

Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по музыке „Волшебный звон“» размещена в разделах

- передавать впечатление о музыке мимикой, движениями и игрой

на колокольчиках.

Развивающие:

- развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, интеллектуальные способности детей;

- развивать навыки творческой деятельности, умения самостоятельно действовать;

- развивать певческие навыки в процессе вокально-хоровой работы.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к традициям своего народа, его истории;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость в процессе музыкальной деятельности;

- прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции педагога и сверстников.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1. Вводная часть:

Звучит колокольный звон, дети входят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.

Звучаньем благостным

Я вас, друзья, встречаю,

Пространство звуком

Дивным напоив.

То встречный звон

Колоколов России

Для всех людей

Живущих на Руси!

-Россия - Русь, что значат эти слова для вас?

- (ответы детей)

-Россия – наша Родина, а в старину ее называли Рось, а затем - Русью.

Русью светлое место зовем. Где солнышко. Русь – страна света.

Так как же называлась раньше наша страна?

- (ответы детей)

- Ребята, подберите похожие слова к слову «Рось», «Русь».

- (ответы детей)

- Милая светоносная моя Русь, Родина, Родительница моя, Россия, родная!

Звучит музыка «Рассвет на Москве-реке»

(Слайды православной Руси №2, поочередно выходят четыре)

(двое детей читают стихотворение)

«Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «Русь».

-Да, богата и раздольна природа нашей Родины – России.

Что вы видите на слайде?

-(ответы детей)

Ребята, какие цветы растут на лугу?

- (колокольчики)

Колокольчики – колокол, похожи эти слова?

- (да)

(Слайд колокольчик-колокол №3)

- Много – много лет назад приснился одному человеку этот необычайно красивый цветок. От дуновения ветра он издавал необыкновенной чистоты приятные звуки. Проснувшись, этот человек велел создать поющий цветок из металла, так появился колокол и люди впервые услышали колокольный звон.

2. Основная часть:

(Слайд – колокол №4,поочередно выходят сразу три)

- На Руси с особой любовью, почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем просто явление: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь и до сих пор колокольный звон, считается одним из символов России. Послушайте колокольный звон.

(звучит небольшой отрывок колокольного звона)

- Скажите, что вы почувствовали, когда звучали колокола?

- (свет, радость, веселье)

- Да, музыка эта светлая, радостная, высокая, потому что это праздничный звон, в народе его с нежностью называли то серебристым, то малиновым.

А что вы скажете об этом колокольном звоне, какой он?

(звучит отрывок охранного колокольного звона)

- (тревожный, напряженный, тяжелый)

- Как вы думаете, о чем сообщает этот звон?

- (ответы детей)

- Правильно, это был тяжелый, низкий звон колокола «Ревуна». Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот угрожал русской земле.

Колокола звонили и в радостные и в горестные дни, сопровождали великие праздники и торжества. Для любого человека язык колокола означал многое. Люди могли по характеру звука понять, о чем он говорит.

– Торжественный звон означал, что войска уходят на битву.

– Звон радостный – значит, вернулись с победой.

– Звон праздничный – упоминал о наступившем празднике.

– Звон веселый – о свадьбе.

– А вот тяжелый, скорбный звон означал беду, горе.

О колокольном звоне говорят, что он может творить чудеса, отводить беды, болезни, несчастья, бури и ненастья.

- Подумайте и скажите, где можно увидеть колокольчики, колокола и услышать колокольный звон?

- (ответы детей)

-В церкви, на санях с колокольчиками, в оркестре, на колпаке у скомороха, в школе, на рыбалке, в часах на башнях.

(Слайд №5, поочередно выходят восемь)

- А еще я вам хочу сказать, что на территории Московского Кремля находится самый большой в мире колокол, это Царь – колокол. Колокол поражает своими размерами и сейчас.

(Слайд №6)

- А у меня в руках маленький колокольчик.

(звоню в колокольчик)

Эй, ребята, что стоите?

Поиграть вы не хотите?

Справа – друг и слева - друг!

Вместе все – в веселый круг!

Музыкальная игра «Три хлопка над головой».

(Идут друг за другом по кругу и останавливаются)

Три хлопка сейчас под счет (два приседания)

1-2-3 (хлопки)

На одной ноге скачок (выставляют правую и левую ногу на носок)

1-2-3 (прыжки)

Взмах руками высоко, (взмах)

Улыбнуться широко (качают головой)

И закрыть глаза рукой, (присесть и закрыть глаза)

Не смотри. (грозят)

Взмах руками высоко, (взмах)

Улыбнуться широко (качают головой)

И закрыть глаза рукой, (присесть и закрыть глаза)

Не смотри. (грозят)

Повернись направо к другу (поворот направо)

Правую дай другу руку. (подают правую руку)

Повернись налево к другу (поворот налево)

Левую дай другу руку. (подают левую руку)

Сделай шаг вперед, дружок, (шаг в круг)

Станет тесным наш кружок. (движение поочередное руками)

Шаг назад и покружись, (шаг назад, кружение на носочках)

И на стульчики садись! (присесть)

(садятся на стульчики)

- Ребята, вспомните, из каких частей состоит колокольчик?

-(ответы детей)

- Ребята, а что вам напоминает название его частей: ухо, язык, тулово, плечи?

- (ответы детей)

-Части тела человека. У колокольчика также как у человека еще есть голос.

Звук колокольчика очень разный, он зависит от материала, из которого изготовлен, и, конечно, от размера. Если маленький, то это колокольчик, а большой?

- (колокол).

- Маленький колокольчик звучит тише, нежнее и игривее, большой колокол - звучно, громко, величаво. Давайте, попробуем с вами изобразить своим голосом звучание колокольчиков, но сначала подготовимся.

Гимнастика для языка: Упражнение«Колокольчик».

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

1. Дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафиксировать.

2. Дотронуться до левого и зафиксировать.

3. Дотронуться до верхней губы и зафиксировать.

4. Дотронуться до нижней и зафиксировать.

5. Произвести движение кончиком языка по верхней губе (имитация облизывания)

6. По нижней губе.

7. Произвести круговое движение по верхней и нижней губе.

(обращаю внимание детей на различные колокольчики на столе)

- Колокольчиков много и каждый их них имеет свое звучание.

(показываю)

- А это музыкальные колокольчики, которые имеют свою нотку. Послушайте.

Упржнение на развитие звуковысотности (по трезвучию):

«Колокольчик голосистый» Черницкой.

Колокольчик голосистый динь-динь-динь,

Голосок твой серебристый динь-динь-динь,

Очень нравится нам песня динь-динь-динь,

Нету песенки чудесней динь-динь-динь.

- Эти музыкальные колокольчики стоят на подставке. Послушайте их. (играю)

- Что я сыграла?

- (гамму).

- Назовите музыкальные звуки, сколько их?

- (дети называют музыкальные звуки)

- Давайте споем гамму вверх, а затем вниз. А (имя ребенка) поможет нам игрой на колокольчиках.

Распевание «Гамма»

- Отгадайте музыкальную загадку.

(играю вступление.)

- Что вы услышали?

- (музыкальное вступление к песне о России)

-Песня «Россия, Россия» С. Булдакова, обработка Л. Олифировой.

(поем1 куплет)

- Обратите внимание на движение мелодии (показ, пропоем ее. (закрытым ртом, на слоги «динь-дон» пропеваем скачки)

- Спинку выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Раз, вдох! И запел,

Птицей звук полетел.

Звучит песня «Россия, Россия» С. Булдакова, обр. Л. Олифировой.

А в какой песне мы с вами встречаемся с колоколами?

-(ответ детей)

-Правильно «Песня о колоколах» Евгения Крылатова.

Если хочешь стоя петь-

Головою не вертеть.

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

Звучит песня «Песня о колоколах» Е. Крылатова. (поют стоя)

- Ребята, а это совсем маленькие колокольчики, где вы могли их видеть?

- (ответы детей)

- Единственным средством передвижения на Руси была лошадь, или тройка лошадей, запряжённая в сани или повозку. А тройке, развозившей почту- почтовой тройке все должны были уступать дорогу, поэтому пришла замечательная идея повесить под дугой колокольчики, вот такие. А еще изготовлялись круглые закрытые колокольцы в виде шариков, которые назывались бубенчики. Самые знаменитые и звонкие - валдайские колокольчики, которые изготовляют в городе Валдае. Об этих колокольчиках даже сложена народная песня (пою):

Вот мчится тройка почтовая

По Волге-матушке зимой,

И колокольчик — дар Валдая

— Звенит уныло под дугой.

Колокольчики, так понравились людям, что и простые путешественники стали подвешивать под дугой колокольчики.

В каком произведении мы слышали звон колокольчиков под дугой?

- (произведение П. И. Чайковского «На тройке».)

(показываю репродукцию картины «Тройка»)

- Из какого альбома это произведение?

- (времена года)

- Какому месяцу посвящено?

- (ноябрю)

- В каком исполнении вы слушали произведение?

- (в исполнении симфонического оркестра)

- Давайте дополним оркестровое звучание произведения нашими колокольчиками.

Озвучивание «На тройке» П. И. Чайковского.

(беру колокольчик)

Колокольчик звонкий,

Голосочек тонкий,

Зазвени скорее,

Да повеселее!

(звоню в колокольчик)

Игра «Жаворонок».

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!

3. Заключительная часть:

Итог:

- О чем мы сегодня с вами говорили и многое узнали?

- (ответы детей)

- Какой цветок похож на колокол?

- (ответы детей)

- Где мы можем встретить колокольчики, колокола и услышать их звучание?

- (ответы детей)

- О чем может «говорить» колокольный звон?

- (ответы детей)

- Где находится самый большой в мире колокол и как он называется?

- (ответы детей)

- Молодцы, ребята.

Звучит музыка «Рассвет на Москве-реке»

(беру на подносе колокольчики)

- Как и люди колокола имеют свою судьбу.

«…В одном городе на заходе солнца звонили колокола, и город стихал, слушая их. Это были три колокола на главной колокольне.

(слайд №7,выходят сразу три)

Говорят, они были живыми и по ночам тихонько переговаривались между собой. И неудивительно, что у одного из них, того, что исполнял мечты и сказки, однажды прорезались крылья. Колокол обернулся белой птицей и улетел. Он стал петь людям песни, и в мире стало светлей.

А на колокольне поселились белые голуби. И жители города радовались, когда видели на крыше колокольни белую птицу…»

Я желаю, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик. Возьмите колокольчики, я дарю их вам, и передайте свое настроение колокольным звоном.

(дети звонят в колокольчики)

- Я слышу веселый, нежный звон колокольчиков и вижу ваше радостное настроение

(слайд №8, поочередно выходят три)

«…Жива святая Русь, жива Россия…

Горят её, сияют купола,

От моря и до моря

С новой силой

Звонят, звонят её колокола»!

(звонят колокола)

Спасибо! До свидания.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование работы кружка «В мире сказки» в старшей группе № Тема и цель занятия Сентябрь 1 Чтение сказки «Король-лягушонок, или Железный Генрих» Бр. Грим Цель: Уточнить представления детей о жанровых.

Работа кружка по интересам «Страна Читалия» (подготовительная к школе группа) Задачи программы Поддержание активного интереса старших дошкольников к книге, развитие интереса и любви к ней. • Воспитывать новые по сравнению.

Автор публикации:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по музыке «Волшебный звон»
Опубликовано: 21 марта 2014 в 18:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности по музыке «Волшебный звон»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бородина (УИ 207383) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД