МААМ-картинки

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с русским народным мужским и женским костюмами»

Ежова Светлана
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с русским народным мужским и женским костюмами»

Погружение детей в мир народной культуры, декоративно-прикладного искусства, традиций и праздников невозможно без знакомства с русским костюмом. Осознание общности со своим народом играет важную роль в интеллектуальном, эмоциональном, творческом и личностном развитии ребёнка.

Интегративные образовательные области развития: познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Знакомство с русским народным мужским и женским костюмами“» размещена в разделах

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, игровая, двигательная.

Программные задачи:

Образовательные: познакомить детей с мужским и женским народным костюмом, как элементом традиционной культуры русского народа (об истории создания и назначении отдельных единиц костюма, способах кроя, орнаменте и отделке);

продолжать учить детей идентифицировать свою половую принадлежность, связанную с физическими возможностями девочки/мальчика, мужчины/женщины;

обогащать словарный запас детей: сарафан, понева, кокошник, сорока, лапти, сапоги, онучи, душегрея.

Развивающие: развивать умение узнавать элементы русского народного костюма на таблицах и карточках,

развивать познавательную активность, эстетическое восприятие, любознательность, расширять кругозор

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, интерес к истории России, к русской культуре;

воспитывать у детей культуру взаимоотношений, адекватную половой принадлежности модель поведения.

Оборудование и материалы: - мультимедийный проектор,

- презентация «Какую одежду мужчины и женщины носили на Руси?»;

- бумажные заготовки мужского и женского русского народного костюма,

-цветные карандаши, ножницы, клей (по количеству детей) пайетки, бисер, тесьма.

-разрезные картинки «Русский народный костюм мужчин и женщин»;

Аудиозапись музыки «Камаринская»

Предварительная работа:-дежурство по подготовке к НОД (мальчики помогают педагогу расставить столы и стулья, девочки раскладывают на столах материал необходимый для занятия);

-посещение музея детского сада, рассматривание предметов мужской и женской одежды на Руси;

-дидактическая игра «Одень куклу в русский национальный костюм»;

-чтение русских народных сказок «Василиса Премудрая», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко», «Гуси лебеди»;

-рассматривание одежды персонажей на иллюстрациях к сказкам;

- слушание русских народный песен «Во поле берёза стояла…», «Ах, вы сени, мои сени!», «Барыня», «Валенки».

План конспект

1. Вводная часть. Педагог читает стихотворение, сопровождая наглядным материалом на слайдах презентации «Какую одежду мужчины и женщины носили на Руси?»

В чём же раньше ходили?

Что наши прабабушки носили?

Нёс костюм характер благочинный,

Был для всех свободным, строгим, длинным.

На Руси короткие одежды

Надевать не смели и невежды.

Из полотен вырубали пряхи

Длинные холщовые рубахи.

Ворот и подолы украшали,

Дивные узоры вышивали.

На узорах — травы, кони, птицы.

Выводили тонко мастерицы.

Вышивка людей оберегала -

Нечисть и болезни отгоняла.

Пояс на рубахи надевали,

Им себя от зла остерегали.

Ну, а распоясаться, конечно,

Было стыдно да и просто грешно.

Обо всём одежда говорила,

По одёжке сразу видно было…

(Фомичёва Н. А.)

2. Основная часть:

-Рассказ педагога об особенностях русской национальной одежды.

[/i]История русского народного костюма ведется уже много веков. Природные условия, тяжелая полевая работа от темна до темна, – все это повлияло на облик национальных нарядов. Крестьянская одежда отличалась удобством, простотой, прочностью.

Рубахи, порты, сарафаны обеспечивали простор для движений, не причиняли неудобства, эффективно спасали от холода.

Рабочие костюмы были лишены пуговиц, люди подпоясывались кушаками и использовали в роли просторных карманов широкие пазухи.

В роли декора использовались ленты, кружево, аппликации в виде квадратов и ромбов, вышивка цветными нитями. Орнаментом украшались рукава, подолы, вороты. Это растительные, геометрические узоры, символы солнца. Узоры на элементах наряда, прилегающих к телу, брали на себя функцию оберега, защищавшего от нечисти.

Материал русского народного костюма производился из естественно-природного сырья: меха, кожи, шерсти, льна, конопли, лыка и др.

Русский народный костюм часто предполагал объединение тканей, отличающихся по цвету. Окрашивание тканей в Древней Руси производилось с помощью природных красителей. Именно в этом и заключается причина загадочной популярности красного цвета.

Помимо красного популярностью пользовались белый и синий цвета, которые народная молва, как и красный, наделяла защитными свойствами.

Рассматривание костюмов: женского - на кукле Алёнушке, мужского – на Иванушке.

Дети делятся на подгруппы по гендерному признаку (на мальчиков и девочек)

Рассматривают демонстрационный материал: девочки с изображением женского костюма, мальчики – мужского, затем мальчики рассказывают девочкам об основных составляющих мужского русского народного костюма (Рубаха-косоворотка, кушак, порты, лапти или сапоги, в холодное время года - кафтан, жилет, затем девочки рассказывают о женском костюме (Сарафан, рубаха, кокошник или сорока, лапти или сапоги, в холодное время года –душегрея, полушубок)

Физкультминутка

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп, (хлопают)

Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок. (прыгают)

Ножками топочут: топ, топ, топ! (топают)

Весело хохочут: ха, ха, ха!

Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз,

После отдыхают (приседают, руки свободные).

Дидактическое упражнение (разрезные картинки) «Собери костюм»

Педагог предлагает детям разделиться на 2 команды (по гендерному признаку) и собрать разрезные картинки костюмов. (Можно усложнить задание: команде мальчиков собрать женский костюм, а команде девочек - мужской).

Раскрашивание русских народных костюмов (под музыкальное сопровождение русскую народную плясовую «Камаринская»,украшение орнаментом, характерными узорами, тесьмой, бисером, пайетками.

Дети самостоятельно выбирают заготовку из бумаги женского или мужского костюма.

Мальчики дают возможность девочкам первыми выбрать необходимый материал для украшения костюмов.

3. Заключительная часть.

Выставка рисунков детей.

Загадки о предметах русской народной одежды

[/i]

Дуйся- не дуйся,

А через голову –суйся.

Попляши день - деньской

И пойдёшь на покой

(Рубаха)

Днём обручем, ночью – змеем.

(Пояс, кушак)

Пушистая, а не зверь,

Греет, а не печка.

(Шуба)

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

(Штаны)

Стоит Алена:

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый.

(Сарафан)

Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладёт.

(Лапти)

Публикации по теме:

Развитие коммуникативной деятельности детей раннего возраста в процессе ознакомления с русским народным творчеством «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ» СОЛЯННИКОВА Е. М.

«Вышивка». НОД по развитию речи через знакомство с русским народным творчеством Ребята, помните, на прошлом занятии я познакомила вас с разными кружевами. Мы рассматривали кружевные салфетки, вещи с кружевами, детские.

Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством» Комплексное занятие по парциальной программе «Знакомство детей с русским народным творчеством». Тема: Русские народные.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в ОО «Познание» в средней группе «Знакомство со свойствами воздуха»Конспект непосредственно образовательной деятельности в ОО «Познание» в средней группе «Знакомство со свойствами воздуха» Программное содержание. Познакомить детей с понятием «воздух», с некоторыми свойствами воздуха: не видим, прозрачный. Показать, что воздух.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ФЦКМ «Знакомство с профессией архитектора» Цель: познакомить детей с профессией архитектора. Задачи: Образовательные: Познакомить с профессией «архитектор»; с инструментами и строительным.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с Черно-белым Королевством» Цель: Знакомство с шахматами, шахматной доской, ее особенностями. Программные задачи: 1. Познакомить детей с особенностями шахматной доски,.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство детей с профессией воспитатель» (первая младшая группа) 1 Проектировочный компонент Образовательная область: «Познавательное развитие» Возрастная группа: первая младшая Тема: «Знакомство детей.

Конспект открытого доминантного музыкального занятия для старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным танцем» Цель: Приобщение детей к русскому народному танцевальному искусству. Выявление, раскрытие и развитие танцевальных способностей воспитанников,.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по русским народным сказкам» Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям,.

Конспект «Знакомство с русским народным костюмом»Конспект «Знакомство с русским народным костюмом» Задачи: Обучающие: Формировать знания детей о русском народном костюме (мужском и женском). Познакомить с элементами украшения костюма.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с русским народным мужским и женским костюмами»
Опубликовано: 3 января 2017 в 15:23
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД