Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с Черно-белым Королевством»

Вера Яблокова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с Черно-белым Королевством»

Цель:

Знакомство с шахматами, шахматной доской, ее особенностями.

Программные задачи:

1. Познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь, вертикаль, диагональ.

2. Учить детей правильно чередовать цвета при изготовлении макета шахматной доски.

3. Воспитывать интерес к игре в шахматы.

Ход НОД:

Ребята, я хочу рассказать вам одну удивительную историю. Сегодня, когда я пришла утром в детский сад, то у двери нашей группы я обнаружила карту и к ней было приложено письмо, в котором написано (детям группы «Солнечный Город») и без вас я не стала ее открывать ведь хозяин этой карты и этого письма хотел чтоб мы посмотрите на нее все вместе (Показывает карту, на которой написано «Путь в Черно-белое Королевство») Что это за королевство такое и где оно находится, я не знаю. А вы, ребята, знаете? (Предположения детей).

Давайте внимательно посмотрим, может быть, из карты мы что-то поймем. (Рассматривают, обнаруживают сходство предметов и названий с групповым помещением) Кажется, я догадалась. Черно-белое Королевство находится где-то здесь, неподалеку. Давайте отыщем его.

Дети по карте ищут дорогу и находят большую демонстрационную шахматную доску с названием Черно-белое Королевство.

Воспитатель: Вот мы его и отыскали, узнали вы, ребята, что это за королевство.

Дети: Да, это шахматная доска.

Воспитатель: Верно, это шахматная доска, на ней ведется шахматное сражение.

Но почему же Королевство называется Черно-белым?

Дети: Потому что на доске черные и белые клетки.

Воспитатель: Правильно. Скажите, на какую геометрическую фигуру похожа шахматная доска?

Шахматная доска аккуратно расчерчена на равные клетки. На какую геометрическую фигуру похожа одна клетка?

Правильно на квадрат. Клетки-квадратики, половина белых и половина черных, эти клетки в шахматах называются ПОЛЯМИ, светлые квадратики – ЭТО БЕЛЫЕ ПОЛЯ, а темные квадратики – ЭТО ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ. Давайте вместе повторим, какие поля есть на шахматной доске.

Молодцы! И если внимательно посмотрим, то они располагаются определенным образом, кто скажет как именно?

Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.

Воспитатель: А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей?

Дети: 32.

Воспитатель: А черных?

Дети: Тоже 32.

Воспитатель: А каких полей больше черных или белых?

Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных.

Воспитатель: Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля.

Белые поля не обязательно бывают белого цвета – их делают и желтыми. А черные поля иногда выполняют коричневыми (и другими темными) тонами.

Воспитатель: Шахматные доски изготавливают из различного материала. Посмотрите, из какого материала сделана наша доска?

Правильно. А еще доски могут быть сделаны из пластика, картона и камня. Посмотрите.

А хотите, я вам расскажу, из какой страны к нам пришла игра «Шахматы»?

Тогда все удобно сели и внимательно слушайте!

ШАХМАТЫ родились в одной прекрасной стране с названием Индия 2000 лет назад, очень много лет назад когда не было ваших родителей, бабушек. Название этой игры очень загадочное, но в переводе на наш русский язык всё достаточно просто. «Шах» — это Король, а «Мат» — это конец. Вместе получается «Конец Королю».

Индийский Шах-Падишах очень полюбил эту игру и играл в неё все дни и ночи напролёт. А когда к нему приезжали гости из других стран, шах обязательно дарил им шахматный набор.

Со временем шахматы разъехались по всему свету, и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира. Долго-долго путешествовали шахматы в прежде чем попасть к нам в Россию. Ведь между Индией и Россией высокие горы и большие пустыни. Поэтому в нашу страну дорогим гостям шахматам пришлось плыть на кораблях-ладьях через моря-океаны. Вот такой долгий путь преодолели шахматы.

Шахматная физкульминутка:

Раз и два, и три, четыре –

Ставим ноги мы пошире.

Руки врозь, наклон вперёд,

Вправо, влево. Вот народ!

Засиделся, застоялся –

В шахматы так заигрался.

- Пешка здесь и пешка там?

Ни за что их не отдам!

За коня слона, ладью?

Хорошо, подумаю!

Отдохнем сейчас немного

И по шахматным дорогам.

Раз – присели, встали – два:

Отдохнула голова.

Воспитатель: Ребята, почему-то Королевство совершенно пустое и никто из жителей нас не встретил, может быть, здесь что-то случилось? (Предположения детей).

Сейчас я вам предлагаю пройти за столы, и сначала сядут те дети у кого на спинке стула белый квадратик, а после них сядут те дети у кого черный квадрат.

Воспитатель: Посмотрите, кто-то для нас оставил маленькие шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски) Наверное, жители Черно-белого Королевства просят нас о помощи, и хотят, чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь?

Дети: Да!

Дети раскрашивают свои маленькие шахматные доски.

Воспитатель: Отлично, все справились с заданием, но что случилось в Черно-белом Королевстве, мы узнаем только на следующем занятии.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с театром» Воспитатель Ткачева Е. В. Цель: Закрепить знания о знакомых сказках, их названиях и героях. Познакомить детей с различными видами театра.

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе «Моё имя» Васильева Ольга Геннадьевна воспитатель МАДОУ «Детский сад №9 «Белоснежка» МО г. Нягань. Задачи: Развивать способности детей к построению.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в деревню, или Знакомство с домашними животными»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в деревню, или Знакомство с домашними животными» Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миров с детьми второй младшей группы "Путешествие в.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы «Знакомство с бусами» Цель: развивать сенсорное восприятие, логические операции Програмное содержание: Формировать зрительно-моторную координацию на основе действий.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание «Знакомство с русской избой» Конспект образовательная область «Познание» Знакомство с «Русской избой» Цель: — познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с ОВЗ «Детский сад комбинированного МДОУ вида №242» Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с ОВЗ «Лютик».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Прогулка в весенний лес» Программное содержание: закрепить знания детей о природе родного края, о растительном мире леса, о животных и птицах, о весенних изменениях.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с русским святым Сергием Радонежским» Тема: «Знакомство с русским святым Сергеем Радонежским» Задачи: Образовательная: познакомить (кратко) детей с Сергием Радонежским. Развивающая:.

Конспект непосредственно образовательной опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с термометром» Целенаправленность Проводимая работа по знакомству с термометром охватывает и взаимопроникает в ряд других образовательных областей: “Познание”.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в старшей группе Задачи: Образовательные: - показать знание детей о количественном и порядковом счете; - показать умение и в написании графических диктантов,.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Дикие животные
  • Головоломки
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с Черно-белым Королевством»
Опубликовано: 23 мая 2016 в 10:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздник народной песни.
Как мы все знаем, дети очень любят праздники. И вот. сегодня наших детей ждал приятный сюрприз. С самого утра в саду звучала музыка и народные песни. К...
Тема: «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Конспект к тематическому развлечению «Моя семья» в средней группе
Цель: формировать представление о семье и ее членах; о доброжелательных отношениях; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие мой...
Методическая разработка на тему: «Ознакомление дошкольников с художественной...
Актуальность темы: Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и...
Фотоотчет «Яблоки с узорами из семечек дыни» поделки к Яблочному Спасу
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....