Марина Ткаченко
Конспект непосредственной музыкальной образовательной деятельности по теме проекта «Весенний календарь» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Совершенствовать способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (плясовые, имитационные) в музыкально-ритмической деятельности.
Использовать разнообразный, более сложный музыкальный репертуар в различных формах интеграции при реализации тематических проектов.
Задачи:
Воспитательные:
Публикация «Конспект непосредственной музыкальной образовательной деятельности по теме проекта „Весенний календарь“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Весна. Проекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
- Продолжать воспитывать у детей устойчивый интерес к творчеству композиторов (П. И. Чайковского, А. Вивальди, Э. Грига, М. Глинки) обогащая музыкальные впечатления детей поэтическим творчеством (А. Н. Майкова, А. А. Фета) в проектно-тематической деятельности;
Развивающие:
- Развивать способность творчески интерпретировать своё восприятие музыки в импровизацию эмоционально-образных, имитационных движений;
- Развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, памяти, интонационного слуха) в специально смоделированных музыкально – дидактических играх, побуждая к самостоятельному исполнению несложных партий в шумовом оркестре;
- Развивать наглядно образное мышление : мыслительные операции анализа, сравнения, общения.
Обучающие:
-Обучать детей самостоятельно придумывать и выполнять разнообразные танцевальные движения, раскрывающие музыкальный и поэтический образ (распускающийся цветок);
- Учить навыкам совместной деятельности со взрослым и сверстниками при выполнению творческих заданий;
Используемый материал для предварительной работы в проектной деятельности : картины произведений русских пейзажистов (Саврасов А. К. «Грачи прилетели»; Бергольц Р. А. «Пробуждение весны», «Весенний пейзаж»; С. Краев «Весна»; С. Куриц «Черемуха цветет»);
Иллюстрации картинок с весенними пейзажами.
Информационные презентации с календарно- обрядовыми праздниками «Весенние русские праздники».
Записи обрядовых песен, хороводов.
Народные тексты закличек, поговорок для дидактических и речевых игр.
Презентации: «Первая встреча с музыкой А. Вивальди», «Природа и музыка. Весна П. И. Чайковский»;
Музыкальные произведения : П. И. Чайковский из цикла «Времена года» (Март «Песня жаворонка», Апрель «Подснежник», Май «Белые ночи»);
Э. Григ «Утро в лесу»; М. Глинка «Подснежник»; А. Вивальди Весна – «Времена года»;
Методы и приё мы:
Показ, объяснение, уточнение, зрительная и слуховая наглядность, творческие задания, практическая работа.
Материал: Иллюстрации, видеозаписи весенней природы, аудиозаписи, портреты композиторов, календарь.
План занятия:
I. Организационный момент.
Прогулка в весенний лес.
II. Актуализация опорных знаний.
Ход занятия
Педагог
– Доброе утро, мои дорогие.
Я рада видеть вас всех. Машенька, ты такая румяная!
Лиза с Сашей удобно устроились рядом.
А Марина с утра немного грустная.
Давайте подарим Марине хорошее настроение.
Как это можно сделать?
Улыбнуться, пожелать чего-нибудь доброго.
А чтобы у всех, было прекрасное настроение, я дарю вам интересное путешествие.
Приглашаю вас на прогулку в весенний лес (изображение предвесеннего леса, музыкальное сопровождение).
Презентация
Педагог
– Ребята! Я приглашала вас в весенний лес, а куда мы попали?
Продолжает год свой бег,
Должен начать таять снег
Ветерок в ветвях играть
Звонче птицы напевать.
Не желает зима уходить, задумала она обмануть молодую Весну (указывает на рассыпанные календарные листы) - рассыпала листочки календаря, перепутала все весенние месяцы, сложила не по порядку. Из-за этого такая путаница получилась, что все в весеннем лесу изменилось. Что нужно сделать, чтобы вернуть:
Звон капели, птичий гам
Солнца лучик по утрам
Первой травки пробужденье
И подснежников цветенье.
Д е т и
(помочь Весне можно, если)
Педагог
- Помочь Весне можно, если…
– Собрать весенний календарь, а для этого перечислить по порядку названия весенних месяцев. Поручаю это Кристине, Денису.
– Напомнить народные названия Марта
Д е т и
(березозоль, капельник, протальник, грачевник, сухий)
Педагог
– Самым внимательным был …. Он станет первым помощником весны, Мартом-месяцем. Вмести с ним, продолжаем видео путешествие по мартовскому лесу.
Презентация «Март» музыка П. И. Чайковский
Март
Вот и начал таять снег
Птичий гомон, кутерьма
И закончилась Зима
Ручейки бегут быстрее
Светит солнышко теплее
Воробей погоде рад
К нам весну приводит Март.
(Фонограмма птичьих голосов). Григ. «Утро в лесу».
Педагог
– Назовите мартовские приметы, которые вы увидели на картинках
(прилет птиц, проталины, тающие сосульки, цветение вербы). Помните об этом, собирая календарь для Марта месяца. (Дети выбирают изображение на столе и размещают на доске).
Педагог
– У меня тоже есть свой календарный листок, на нем сегодняшний день – 22 марта 2013г. Праздник птиц – «Сороки».
Март
– В старину говорили : «Сегодня день с ночью равняется, 40 птах небесных издали возвращаются». Птиц зазывали разными закличками и играми, чтобы весна быстрей наступила.
Шум весенний затеваем
В игры весело играем.
На весеннем дубу
Заиграем во трубу.
Речевая игра «Ворон». (фоновая – арт- контраст)
Ребёнок - Мы ребята – дошколята,
Приглашаем всех пернатых
Прилетайте, кто захочет
Мы вас любим, любим очень.
Песня – хоровод «Летели две птички»
Педагог
– Выберем помощника Апрелю месяцу …
Педагог
- Ну, братец апрель, расскажи нам о своих приметах.
Апрель
- Хорошо, но сначала отгадайте загадку:
Хорошо гулять в лесу
Тихо… Утро раннее.
Чудо – песенка звенит
На лесной проталине
Чей – то нежный голосок
Еле – еле слышен-
Кто, расправив лепестки
Из под снега вышел.
Педагог
- Вы отгадали эту загадку? Правильно, это подснежник. А какой известный вам композитор написал музыку об этом цветке?
(Ответы детей, находят портрет композитора).
Педагог
- Давайте ещё раз послушаем эту чудесную музыку (дети подходят к экрану)
Педагог
- Только сегодня мы её послушаем по другому. Я хочу, чтобы вы услышали, как звучат в этой музыке стихи З. Александровой. Звучит «Апрель» Чайковского, на экране – подснежники.
(Педагог читает стихи на соответствующую часть музыки).
1. В лесу, где берёзки столпились гурьбой
Подснежника глянул глазок голубой
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
Я вижу погода тепла и ясна?
Скажите ведь, правда, что это весна?
2. И вдруг пошёл пушистый, белый
Холодный снег, потом с дождём
Он падал, заносил дорожки
Опять зима? А не весна?
И от цветка на тонкой ножке
Лишь только шапочка видна.
3. И он, от холода синея
Головку слабую склоняя
Сказал… Ну чтож, я не жалею
Ведь началась весна с меня
(З. Александрова)
Педагог
- Музыку можно не только слушать, но и передавать её содержание с помощью движения рук. У девочек это будет напоминать лепестки первоцвета — подснежника, а у мальчиков — струю серебряного дождя. Попробуйте передать содержание этого произведения руками.
(Дети двигаются под музыку П. И. Чайковского, импровизируют).
Педагог
- Молодцы ребята! А теперь продолжим видео путешествие по Апрелю и узнаем, что происходит в природе в Апреле.
Презентация «Апрель» музыка П. И. Чайковский
(Дети после просмотра называют приметы Апреля, на столе находят изображения Апреля и размещают на доске).
Педагог
- Продолжим наше путешествие. Впереди у нас третий весенний месяц … и третий помощник - Май.
Май
Сад примерил белый цвет
Соловей поёт сонет
В зелень наш оделся край
Нас теплом встречает Май.
Презентация «Май»
Музыка П. И. Чайковского «Май», цикл «Времена года».
Педагог
В мае всё кругом цветёт
И ликует, и поёт.
- И всё вокруг оживает, лес наполняется весенними голосами. И сейчас я вам дам «весёлое задание. В этом задании вы должны суметь подражать голосам окружающего мира, которые вы слышите с каждым приходом весны.
Речевая игра «Весенние голоса»
Педагог
Все рады приходу весны
Птицы, жуки, муравьи!
А вы ребята, рады приходу весны?
Играйте и пойте тогда от души.
Песня «Весна — красна». (Оркестр шумовых инструментов).
Дети садятся.
Май
Храню ещё чудес немало
И вам их показать готов
Хочу, чтоб здесь светлее стало
От майских, радужных цветов.
(Раздаёт цветы).
Педагог
- В этом танце с цветами, вы должны внимательно слушать музыку, части которой будут повторяться. Задание будет такое:
I часть — вы танцуете в кругу;
II часть — придумываете свой танец.
Танец с цветами. (Танцевальное творчество детей).
Педагог
- Давайте вспомним приметы Мая месяца и соберём календарь.
(Дети находят изображения на столе и прикрепляют на доску).
Педагог
- Всё в порядке — календарь собран. И теперь Весна — красна, наконец вступит в свои права. Всё ярче светит солнце и от его лучей, все становятся добрей и лучше. Давайте и мы поделимся своим теплом.
К солнышку все потянулись!
Лучик взяли
К сердцу прижали
Людям отдали
И улыбнулись.
Ребёнок
Радуемся мы весне
Хорошо тебе и мне
Можно прыгать, можно топать
Можно бегать, можно хлопать
Можно весело скакать
Можно даже танцевать.
Танец «Хлоп – хлоп – хлоп»