Анна Чулкова
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию «Капелька спешит на помощь»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей: третий год жизни
Форма НОД: эксперимент с водой
Форма организации: подгруппа
Задачи:
- образовательные: расширять знания о воде: тяжелые предметы тонут и выталкивают воду из емкости; показать способ доставать плавающие предметы из воды; познакомить с внешним видом галки;
- развивающие: развивать память, сообразительность, связную речь, словарь;
- воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, желание помочь другому, позитивное настроение
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию „Капелька спешит на помощь“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Словарь новых слов: вода поднялась, стала выше в кувшине, тяжелые камешки выталкивают воду из кувшина; птица галка.
Предварительная работа: в играх-экспериментах дети знакомились со свойствами воды: прозрачная, горячая, теплая и холодная, не имеет запаха и вкуса, легкие предметы в воде плавают, а тяжелые тонут; слушали стихотворения А. Барто «Игрушки», в предыдущих занятиях знакомились с Капелькой.
Оборудование и материалы: ноутбук; графика в ноутбуке: анимация прыгающего мяча, иллюстрация к стиху А. Барто «Мячик», презентация к рассказу Л. Толстого «Умная галка», слайд-шоу про птицу галку; музыка «Звуки леса»; кукла Таня, игрушка «Капелька», прозрачный кувшин с водой, теннисный шарик, камешки для заполнения кувшина, темный маркер.
Ход НОД:
1. Сюрпризный момент – загадка о мяче.
Цель: вызвать интерес у детей, актуализировать их знания, создать проблемную ситуацию.
Воспитатель (входит с ноутбуком): - Ребята, у меня на экране ноутбука красивый предмет! Отгадайте, что это: «Кинешь в речку – не тонет! Бьешь о стенку – не стонет! Будешь оземь кидать – станет кверху летать!» (Мяч) Верно! Это мяч! (Показывает подпрыгивающий яркий мяч-анимацию на экране). Мы знаем, что он действительно не тонет в воде. Вспомните, какие предметы не тонут? А какие тонут? (Не тонут легкие предметы, тонут - тяжелые)
- А помните, мы с вами слушали стихотворение про девочку Таню? (на экране ноутбука появляется иллюстрация к стихотворению А. Барто «Мячик»). Давайте вспомним стихотворение.
Вместе с воспитателем дети проговаривают стих:
- Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь –
Не утонет в речке мяч.
Воспитатель: - Молодцы! Как хорошо вы запомнили стихотворение!
Вносит куклу Таню.
- Но у нашей Тани новая проблема: она уронила шарик в кувшин с водой. Таня не плачет – она знает, что шарик не утонет! Но достать его не может: воды в кувшине не много, до шарика ей не дотянуться!
Воспитатель демонстрирует прозрачный кувшин, наполовину заполненный водой, с плавающим внутри теннисным шариком.
Воспитатель: - Дети, как нам помочь Тане достать шарик из кувшина? (Выслушивает предложения детей: достать рукой, вылить воду). Придумайте: как достать шарик, не опуская руку в воду?
2. Игра-эксперимент «Достаем шарик из кувшина».
Цель: расширять знания о воде: тяжелые предметы тонут и выталкивают воду из емкости; показать способ доставать плавающие предметы из воды; развивать связную речь, словарь.
Воспитатель: - Я знаю, кто нам может помочь - Капелька! Чтобы ее позвать, мы включим ее любимую музыку – журчание ручейка.
Звучит релаксационная музыка со звуками леса и журчанием ручейка. Воспитатель возвращается с Капелькой в руках.
Капелька: - Здравствуйте, дети! Меня принес лесной ручеек к вам в гости. Как у вас дела?
Воспитатель: - Ребята, расскажите Капельке, что случилось. Попросите ее помочь Тане. (Стимулирует детей к высказываниям, предлагает нескольким детям поговорить с Капелькой)
Капелька: - Я знаю, как помочь Тане достать шарик из кувшина! Я вас научу! Нам понадобятся камешки и фломастер (маркер). А камешки можно взять из моего ручейка.
Воспитатель с Капелькой приносят камешки и маркер.
Капелька: - Ребята, посмотрите на кувшин. Вы видите в нем воду и шарик? (Да) Почему вы видите? (Кувшин прозрачный). Я сейчас фломастером (маркером) отмечу, где заканчивается вода в кувшине. (Отмечает уровень воды) Теперь брошу камешки. Что с ними случилось? (Они утонули, упали на дно) Почему? (Они тяжелые) Почему наш шарик не тонет? (Он легкий). А что случилось с водой в кувшине? Посмотрите: она раньше заканчивалась вот где (показывает на черту маркера, а теперь вот где (показывает новый уровень воды). Вода поднялась в кувшине! И шарик тоже.
Капелька предлагает детям бросать камешки в воду и наблюдает с детьми, как поднимается уровень воды в кувшине вместе с шариком.
- Дети, почему вода поднимается в кувшине? (Подвести к выводу: тяжелые камешки падают на дно, заполняют кувшин и выталкивают воду из кувшина).
Дети бросают камешки в кувшин, пока уровень воды не дойдет до краёв, и вынимают шарик. Кукла Таня благодарит Капельку и ребят за помощь и удаляется вместе с Капелькой.
3. Физкультминутка.
Цель: смена деятельности, снятие мышечных зажимов, создание позитивного на-строения, поддержка интереса.
Воспитатель: - Дети, давайте вспомним, как наш шарик попал в кувшин, и как мы его выручали. Сейчас вы – маленькие шарики.
Дети вместе с воспитателем выполняют движения со стихотворением:
Белый шарик непослушный:
Быть послушным стало скучно!
По столу скакал-скакал,
И в кувшин с водой попал.
Он на дно хотел нырнуть,
Но не смог он утонуть.
Он в воде и так, и сяк -
Но не выбраться никак!
Чтобы шарик нам достать,
Будем камешки бросать.
Шарик наш с водой поднялся,
Шарик в руки нам достался!
Шарик снова скачет вверх –
Кто подпрыгнет выше всех?
Прыгать шарик наш устал,
Прыгать шарик перестал.
Он под стульчик закатился.
Ну и мы за стол садимся.
4. Чтение произведения Л. Н. Толстого «Умная галка».
Цель: познакомить с произведением, закрепить новое знание, развивать словарь и связную речь.
Воспитатель: - Ребята, сейчас я вам расскажу историю про одну птицу – галку.
Чтение произведения с использованием презентации:
«Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать».
- Как вы думаете, дети, что придумала галка, чтобы напиться? (Выслушать предположения детей) Послушайте, что было дальше:
«Она стала кидать в кувшин камушки, и столько накидала, что вода стала выше и можно было пить».
Воспитатель: - Ай да галка! Какая умная! Рассказ так и называется: «Умная галка».
5. Итог занятия, показ слайд-шоу про галку.
Цель: познакомить с внешним видом птицы, создать позитивное настроение.
Воспитатель: - Ребята, что мы сегодня делали? (Доставали шарик из кувшина. Слушали про галку). Вы – молодцы! Вместе с Капелькой помогли кукле Тане! Теперь вы будете знать, как можно достать легкие предметы из воды. Понравилась вам история про галку? (Да) Посмотрите, как выглядит эта умная птица. (Показ небольшого слайд-шоу про галку в сопровождении веселой музыки).