Татьяна Артемьева
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у бабушки Елюк»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познание». Формирование целостной картины мира и расширение кругозора
«В гостях у бабушки Елюк»
Программное содержание:
1. Формировать обобщенные представления о родном крае: историческое прошлое, культура.
2. Расширять представления детей о быте чувашского народа в старину.
3. Развивать устойчивый интерес к чувашскому народному творчеству: пословицам и сказкам.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „В гостях у бабушки Елюк“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
4. Актуализировать в речи детей новые слова: горница, печка, прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, колыбелька, божница.
5. Развивать самостоятельность мышления, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы.
Словарная работа: горница, печка, прялка, рушник, чугунок, ухват, сундук, колыбелька, божница.
Материал к занятию: ноутбук, презентация «Чувашская изба», запись сказки, картинки
Предварительная работа: знакомство с предметами декоративно- прикладного искусства, с предметами народного быта, народной игрушкой, с традициями и обычаями чувашского народа; посещение мини-музея детского сада «Тымар», заучивание пословиц, поговорок.
Методические приемы:
• Словесный;
• Наглядный;
• Обсуждение;
• Дидактическая игра
• Беседа
• Компьютерные технологии (ИКТ);
Ход НОД
I. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побываем в гостях у моей бабушки. Моя бабушка живет в старинной чувашской деревне. Гостей встречает с угощеньем. А начнет сказки сказывать – заслушаешься! Только заскучала моя любимая бабушка. Не с кем ей чай попить, да некому передать свое искусство пироги готовить. Что же делать, ребята? Чем помочь бабушке?
Ответы детей:
Воспитатель: Да, ребята, давайте поедем в гости к бабушке : посмотрим, как она живет, да сказочку послушаем.
Воспитатель: Чтобы нам отправиться в старинную чувашскую деревню, надо произнести волшебные слова. (Дети закрывают глаза, воспитатель произносит волшебные слова. Все оказываются в избе)
Раз, два, три!
У бабушки в деревне окажись!
II. Рассматривание интерьера чувашской избы
Воспитатель: Мы пришли в избу, в самую красивую комнату – в Горницу! В Горнице принимают гостей. Что вы здесь видите?
Ответы детей:
Воспитатель: Печка занимает самое большое место в доме. А скажите, ребята, для чего нужна печка в доме?
Ответы детей:
Воспитатель: Она самая главная! Печка не дает замерзнуть, да голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На ней раньше спали ребятишки и старушки, сушили валенки и варежки.
Ой, ты печка – сударушка,
Помоги нам, боярушка!
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети!
В дом богатство принеси!
Воспитатель: Здесь вы видите колыбельку (по-чувашски «спка»). Как вы думаете, для чего предназначена колыбелька?
Ответы детей:
Воспитатель: В колыбельке укачивали маленьких детей. Колыбельки у чувашей вовсе не походят на русские. Они делаются круглые, похожи на гнездо какой-нибудь большой птицы. Низ переплетается веревками, на которые кладется солома, а сверху расстилается старая рубаха. На нее и кладут малыша. А вот скажите, как распевают русские, когда качают малыша?
Ответы детей:
Воспитатель: Когда качают малыша, вместо «баиньки-баю» чуваши распевают: «Э-эх! Э-эх! Э-эх!».
Воспитатель: А это божница. Ребята, кто из вас видел божницу?
Ответы детей:
Воспитатель: Божница – самое красивое место в доме. Этот угол во всех домах украшен красивейшими белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами.
Воспитатель: Ребятушки, а давайте пройдем вот сюда. Посмотрите, какой богатый стол! Как вы думаете, для чего нужен стол?
Ответы детей:
Воспитатель: За столом собирается вся семья. Главное место для самого старшего, почетного в семье – дедушке. Называется оно – Большое место. Посмотрите, какая посуда на столе: из глины – глиняная (повтор детей, из дерева – деревянная (повтор детей). А вот и еще необходимая вещь в хозяйстве. Как вы думаете, для чего он нужен?
Ответы детей:
Воспитатель: Это чугунок. В нем готовили щи да кашу. Печь горячая, огонь пышет. Как вы думаете, как поставить туда чугунок?
Ответ детей:
Воспитатель: А ставили в горячую печь чугунок ухватом.
Воспитатель: А вот и прялка моя любимая.
Золотая моя прялица!
Я пряду, а нитка тянется!
Я пряду, а нитка тянется!
Мне работа моя нравится!
Сверху кладется шерсть овечья. Крутится колесо и превращает шерсть в нитку. Наматывается тонкая нить на веретено. А из ниток вязали носочки да варежки для студеной зимы.
Воспитатель: А вот и сундук. Еще моя бабушка хранила там свое добро. Только сундук не простой, а сказочный. Откроется он только тогда, когда мы произнесем пословицы!
Словесная игра «Доскажи пословицу»
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Тише едешь – дальше будешь.
Делу время – потехе – час!
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот сундук и открылся. Ребята, что вы здесь видите?
Ответы детей:
Воспитатель: Здесь и платье, фартук и лапти лыковые. А вот это что, ребята?
Ответы детей: А это рушник! Так называли полотенце в старину. Рушник красивый, вышитый узорами. Без вышивки в доме не обойтись. «Она от болезней исцеляет», - так говорили раньше. – Вышивка оберегает дом и хозяев от беды. Вышитые полотенца, занавеси развешивали на окна, стены, двери, чтобы ни беда, ни болезнь в избу не попали. Узоры на столе защищали стол и пищу. Вышивали и одежду.
Физкультминутка
Воспитатель: Все необычно в этом. Все не так как в городской квартире. Нет шифоньера – вещи висят на шестах и лежат в сундуке. Нет кастрюль – пища готовится в чугунках. Нет швейной и вязальной машин – установлена прялка. Очень много вышитых и тканых изделий.
Воспитатель: У меня для вас есть еще одна игра. Поиграем?
Ответы детей:
Дидактическая игра «Прошлое - современное»
III. Рассказывание чувашской народной сказки.
Воспитатель: Моя бабушка знает много интересных сказок. Сейчас мы послушаем одну сказку, которую мне рассказывала бабушка. Расселись поудобнее… Слушаем сказку.
Луна в колодце
В одной маленькой глухой деревушке жили старик со старухой. Как-то в день Пасхи, под вечер, старуха пошла набрать воды из колодца. Заглянула в колодец и увидела в нем Луну. Удивилась старуха тому, что Луна сошла с неба и в колодец упала, испугалась и побежала в избу старику рассказывать.
Старик взял кочергу и вместе со старухой вышел ловить Луну. Опустил он кочергу в колодец, дернул, а кочерга возьми да за сруб зацепись. Тянут-потянут вместе со старухой — никак вытащить не могут. Поднапряглись из последних сил, и тут деревянный черен, оторвался от кочерги, кочерга упала в воду, а старик со старухой отлетели в разные стороны.
Подымаясь с земли, старик увидел на небе Луну и сказал с досадой и сожалением:
— Ах, ты, шельма! Хотел на стенку повесить, чтобы в избе светила, так нет — улетела.
Воспитатель: - Ребята, скажите, о чем эта сказка?
- Что увидела бабушка в колодце?
- Расскажите, как бабушка с дедушкой доставали луну из колодца?
- Как вы думаете, луна на самом ли деле была в колодце?
- Вы видели полную луну?
- Вам понравилась сказка?
Воспитатель: Моя бабушка кроме сказок знает еще много чувашских игр. Сейчас мы с вами поиграем в одну игру, в которую научила меня играть моя бабушка.
Чувашская подвижная игра «Лесничий» (Врман хуралилле»)
Один из игроков выбирается лесничим. Остальные ходят по площадке и говорят:
Славно мы гуляем,
Да и травку собираем,
Для козленка, для ягненка
И для бурого теленка.
Лесничий выбегает на площадку и ловит игроков.
Правила игры. Осаленный игрок отдает лесничему свою вещь и остается в игре. Когда вещей накопится много, лесничий их разыгрывает. Он показывает вещь, а остальные придумывают задание ее хозяину (спеть, отжиматься, прыгать на месте, приседать, обежать игроков и т. д.).
Воспитатель: Бабушка нам и дом показала, и сказку рассказала, с новой игрой познакомила. Пора нам домой возвращаться. Давайте поблагодарим бабушку и попрощаемся с ней. Обещаем еще раз приехать в гости.
Итоги занятия
Воспитатель: - Ребята, где мы сегодня побывали?
- Что нового вы узнали?
- Как все это можно назвать одним словом?
- Ребята, давайте вспомним названия мест в избе.
Ответы детей:
Воспитатель: Сегодня мы с вами побывали в деревне у бабушки. У нас в детском саду есть мини-музей «Тымар». А завтра мы с вами посетим музей и посмотрим, есть ли там предметы, с которыми познакомились.