Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ловушки для воздуха»

Любовь Енина
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ловушки для воздуха»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

для детей дошкольного возраста (4-5лет)

тема: «Ловушки для воздуха»

Автор: Енина Любовь Васильевна

Дошкольное образовательное учреждение: МБДОУ № 50 г. Невинномысск

Раздел: Логопедия

Курс: Непосредственная образовательная деятельность

Тема: «Ловушки для возду

ха»[/b]

Старший дошкольный возраст (4-5 лет)

Время реализации занятия: 25-30 мин.

Цель: пробуждение в детях потребностей в познании и освоении окружающей действительности

Задачи:

Образовательные:

• Формировать представления детей о свойствах и качествах воздуха (воздух невидимый, заполняет замкнутое пространство, движется и имеет разную силу движения)

• Упражнять в употреблении предложных конструкций

Развивающие:

• Развивать познавательную активность детей, осваивая экспериментирование

• Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие

Воспитательные:

• Стимулировать активность детей, побуждающих их к сближению друг с другом, с ведущим взрослым

• Способствовать процессу удивления и восхищения, создавая атмосферу эмоционального комфорта и когнитивного развития

• Продолжать формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания друг за друга.

Проблемные вопросы:

«Что невидимое есть везде-на улице,у каждого дома,в группе, в нас?»

Тип НОД: информативно-деятельный, развивающий

Форма НОД: познавательно-речевое с элементами поисковой деятельности

Формы обучения:

• фронтальная экспериментальная работа

• индивидуальная работа

• групповая работа

Оборудование: Надувные игрушки (шары,мячи, матрёшки, целлофановый пакет, салфетки, верёвка, воздушные «бегающие» шарики, мыльная вода, ёмкость для мыльных пузырей, различные предметы, из которых пускают пузыри

(линейки,дудки, бубны и др.)

Методы: проблемно-эвристические

• Эвристическая беседа

План проведения НОД:

Этапы : Временная реализация

Организационный момент 1 мин

Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового 2 мин

Постановка познавательной задачи и раскрытие темы

• Эвристическая беседа. 4 мин

Работа с предлогами 3 мин

Экспериментальная деятельность

• Проведение эксперимента с шариком

• Коллективное обсуждение результатов под руководством

логопеда. 2 мин

3 мин

Физминутка-фонематическая разминка 2 мин

Решение познавательной задачи : «Как надувается мыльный пузырь, и что будет внутри»

• Постановка новой задачи, вытекающая из предыдущей

• Работа в группах: экспериментальная работа.

• Коллективное обсуждение результатов опытов под руководством педагога.

2 мин

3мин

Подведение итогов. Рефлексия.

• Обобщение пройденного материала. 2 мин

Орг. момент «Прощание» 1 мин

Карта НОД:

Название этапа Время (мин) Развитие личностных качеств и психологических процессов

Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности

Организационный момент 1 Внимание

Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового 2 Внимание Любознательность

Культура эмоций

Постановка познавательной задачи «Что такое воздух?» 4 Внимание

Память Активность

Работа с предлогами 3 Точность, выразительность речи Умение слушать и слышать

Экспериментальная деятельность

• Проведение эксперимента с шариком

Коллективное обсуждение результатов и экспертная оценка под руководством логопеда,

• Общие выводы.

2

3 Внимание

Память

Активность

Аргументированность

Глубина рассуждений

Множество причинно-следственных факторов

Рефлексивность

• Физминутка

фонематическая разминка

2 Точность, выразительность речи Умение слушать и слышать

Решение познавательной задачи : «Как надувается мыльный пузырь, и что будет внутри»

Постановка новой задачи, вытекающая из предыдущей.

Работа в группах: экспериментальная работа.

Коллективное обсуждение результатов опытов под руководством педагога.

2 мин

3мин Память,

точность, выразительность речи

Восприимчивость к новому

Глубина рассуждений

Коммуникативная культура

Самостоятельность

Целеустремленность

Подведение итогов у. Рефлексия.

• Обобщение изученного материала.

4

4 Внимание

Память Активность

Активное слушание

Способность выделять причинно-следственные связи

Рефлексивность

Орг. момент Прощание. 2 мин Внимание

Ход НОД:

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие, организация внимания.

«Я очень рада вас всех видеть. Сейчас я загляну каждому в глазки и угадаю - вы меня рады видеть или нет»

2. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового.

логопед: Сегодня я пришла к вам с просьбой. Я уверена, что только вы сможете помочь мне в этом! У меня есть знакомая девочка Полина. Ей 5 лет. Она очень любознательная девочка. И вот однажды мы шли с ней из детского сада и она рассказала мне, что на свете есть что-то НЕВИДИМОЕ. И это НЕВИДИМОЕ везде: на улице, у каждого дома, здесь в группе и даже в нас, внутри.

Когда мы делаем вдох, ЭТО в нас проникает, а когда делаем выдох -ЭТО из нас выходит. И я не могу никак вспомнить, что же ЭТО?

Если не отвечают дети: А давайте попробуем подышать, может тогда вместе вспомним?

Правильно, именно так Полина его и называла ВОЗДУХ. А давайте спрячем его в нас, а затем выпустим.

(Дыхательные упражнения :

Вдох длинный – выдох длинный (3 раза)

Вдох длинный – выдох прерывистый (3 раза)

3. Постановка познавательной задачи «Что такое воздух?»

логопед: Воздух это смесь трёх газов: кислорода, углекислого газа и азота. Полина ещё называла эту смесь- газовой кашей, потому что в ней перемешались маленькие газовые частички (Показ схемы-иллюстрации)

Так вот, по словам Полины, воздух, хоть его и не видно можно ловить. Вот она и задала мне задачу: «Во что можно ловить воздух?»

- В ладошку я его поймаю? (ответы детей)

-Давайте попробуем. Пусто!. Не получилось. Говорила мне Полина Воздух голыми руками не возмёшь, тут хитрость нужна и сноровка

-Давайте подумаем, во что можно поймать воздух? (ответы детей)

- А в пакет этот можно? (целлофановый пакет). Ага, попался!

-А скажите, как вы думаете можно поймать воздух в нас? Как же это сделать? (подуть в пакет).

логопед: -Ура!Мы нашли ловушку для воздуха!Знаете, а здесь в группе очень много похожих ловушек, куда воздух уже поймали.

Посмотрите вокруг себя. Увидели их. Возьмите эти ловушки и подходите на коврик. – Что у тебя за ловушка? (мяч,матрёшка.) (ответы детей)

-А у меня ловушка – шарик, можно с ним ещё и поиграть,

4. Работа с предлогами (на,под, из-под,за,из-за,в, из, над)

логопед: Ответьте мне, пожалуйста, где лежит шарик? (ответы детей.)

Ваня куда я положила шарик? (ответ)Ира, откуда достала шарик? (ответы) И т. д.

5. Эксперимент с шариком

логопед: А хотите, я вам один фокус покажу. Вы увидите, что иногда бывает с воздухом. (Развязывает шарик, воздух с шумом выходит и двигает шарик)

логопед: Что случилось с шариком? (ответы детей)

-Почему шарик вырвался из моих рук? (ответы детей)

логопед: Видите, что получается, воздух ещё и предметы двигает. Вот вам и невидимый!

6. Физминутка- фонематическая разминка

логопед: Когда воздух выходил из шарика, он издавал звук. Если дыра большая, то он произносит (Ш, а если маленькая (С). Сейчас я буду произносить звуки, а потом и слова. Когда услышите звук (Ш, покажите большую дыру, (встать, руки в сторону).А если услышите (С) –сесть, руки вместе-«маленькая дырочка»)

7. Постановка и решение познавательной задачи: «Как надувается мыльный пузырь, и что будет внутри»

логопед: Есть ещё одна ловушка для воздуха – мыльная. Вы любите мыльные пузыри? (ответы детей)

логопед: Когда надувается мыльный пузырь,что будет внутри? (ответы детей) Да, это воздух. А когда пузырь лопается, воздух громко фыркает, возмущается, что его заперли. Давайте мы с вами попробуем поймать воздух в мыльный пузырь. Из каких предметов, как вы думаете можно выдуть пузырь? Как это сделать? (ответы детей)

логопед: А теперь попробуем (Предлагаем детям выдуть пузыри из дудочки,бубна,линейки с отверстиями внутри)

8. Подведение итогов. Рефлексия.

логопед: Как здорово и весело у вас получается! Можно вас отвлечь ненадолго от этого увлекательного занятия. Подойдите,пожалуйста,ко мне. Мы с вами убедились, что мыльные пузыри можно выдуть из разных предметов и поймать в них воздух. (ответы детей)

логопед: Сейчас я поспешу к Полине, чтобы рассказать ей наш «мыльный секрет» и всё-всё о ловушках для воздуха, которые мы нашли в группке. Помогите мне вспомнить, о каких ловушках мне нужно ей рассказать.

9. Орг. момент. Прощание «Дружеское рукопожатие»

логопед: Мне было очень приятно провести время с вами, и очень хочется, чтобы вы пожали друг другу руки. (дети пожимают руки друг другу со словами : «Мне было очень приятно»)

Список использованной литературы:

1. Практикум по детской логопедии: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 1995

2. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1969.

3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

4. Максимов В. И. Точность и выразительность слова. - Л., Просвещение,

1968.

Публикации по теме:

Конкурс осенних поделокКонкурс осенних поделок Осенняя поделка <<День рождение Смешарика>>.Автор Третьякова Даша. Возраст 5лет. Воспитанница средней группы № 7 МБДОУ детский.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ловушки для воздуха»
Опубликовано: 7 января 2015 в 01:02
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. День полёта Белки и Стрелки

19 августа 1960 года в 11:44 космический корабль «Спутник-5» стартовал с космодрома «Байконур». На его борту были две беспородные дворняжки – Белка и Стрелка. Этот успешный эксперимент (четвероногие...

19 августа. Яблочный Спас

Наливным спелым яблочкам посвящен народный праздник Яблочный Спас. В этот день благословляется урожай плодов, а природа празднует первые осенины – по поверьям с этого времени год разворачивается от лета к...

Конспект занятия «Наблюдение за клопом-солдатиком»
У нас в детском саду очень часто на площадке, на дереве, в песочнице появляются клопы-солдатики. Клопы, похожие на жуков, не сидят на одном месте: бегают по...
Фотоотчет «Наши бабочки из салфеток»
В пятницу весь день шел дождь, было пасмурно. Поэтому на прогулку мы с ребятами не смогли выйти. Мы в окно понаблюдали за дождем, тучами, вспоминали хорошую...
Фотоотчёт о мероприятии «Посвящение в казачата»
Вот прошёл в нашем детском саду месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы. И в завершении этого заключительным мероприятием стал очень...