Любовь Енина
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Ловушки для воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
для детей дошкольного возраста (4-5лет)
тема: «Ловушки для воздуха»
Автор: Енина Любовь Васильевна
Дошкольное образовательное учреждение: МБДОУ № 50 г. Невинномысск
Раздел: Логопедия
Курс: Непосредственная образовательная деятельность
Тема: «Ловушки для возду
ха»[/b]
Старший дошкольный возраст (4-5 лет)
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Ловушки для воздуха“» размещена в разделах
Время реализации занятия: 25-30 мин.
Цель: пробуждение в детях потребностей в познании и освоении окружающей действительности
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представления детей о свойствах и качествах воздуха (воздух невидимый, заполняет замкнутое пространство, движется и имеет разную силу движения)
• Упражнять в употреблении предложных конструкций
Развивающие:
• Развивать познавательную активность детей, осваивая экспериментирование
• Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие
Воспитательные:
• Стимулировать активность детей, побуждающих их к сближению друг с другом, с ведущим взрослым
• Способствовать процессу удивления и восхищения, создавая атмосферу эмоционального комфорта и когнитивного развития
• Продолжать формирование личностной позиции - воспитание самостоятельности в суждениях, чувство сопереживания друг за друга.
Проблемные вопросы:
«Что невидимое есть везде-на улице,у каждого дома,в группе, в нас?»
Тип НОД: информативно-деятельный, развивающий
Форма НОД: познавательно-речевое с элементами поисковой деятельности
Формы обучения:
• фронтальная экспериментальная работа
• индивидуальная работа
• групповая работа
Оборудование: Надувные игрушки (шары,мячи, матрёшки, целлофановый пакет, салфетки, верёвка, воздушные «бегающие» шарики, мыльная вода, ёмкость для мыльных пузырей, различные предметы, из которых пускают пузыри
(линейки,дудки, бубны и др.)
Методы: проблемно-эвристические
• Эвристическая беседа
План проведения НОД:
Этапы : Временная реализация
Организационный момент 1 мин
Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового 2 мин
Постановка познавательной задачи и раскрытие темы
• Эвристическая беседа. 4 мин
Работа с предлогами 3 мин
Экспериментальная деятельность
• Проведение эксперимента с шариком
• Коллективное обсуждение результатов под руководством
логопеда. 2 мин
3 мин
Физминутка-фонематическая разминка 2 мин
Решение познавательной задачи : «Как надувается мыльный пузырь, и что будет внутри»
• Постановка новой задачи, вытекающая из предыдущей
• Работа в группах: экспериментальная работа.
• Коллективное обсуждение результатов опытов под руководством педагога.
2 мин
3мин
Подведение итогов. Рефлексия.
• Обобщение пройденного материала. 2 мин
Орг. момент «Прощание» 1 мин
Карта НОД:
Название этапа Время (мин) Развитие личностных качеств и психологических процессов
Репродуктивные формы деятельности Продуктивные формы деятельности
Организационный момент 1 Внимание
Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового 2 Внимание Любознательность
Культура эмоций
Постановка познавательной задачи «Что такое воздух?» 4 Внимание
Память Активность
Работа с предлогами 3 Точность, выразительность речи Умение слушать и слышать
Экспериментальная деятельность
• Проведение эксперимента с шариком
Коллективное обсуждение результатов и экспертная оценка под руководством логопеда,
• Общие выводы.
2
3 Внимание
Память
Активность
Аргументированность
Глубина рассуждений
Множество причинно-следственных факторов
Рефлексивность
• Физминутка
фонематическая разминка
2 Точность, выразительность речи Умение слушать и слышать
Решение познавательной задачи : «Как надувается мыльный пузырь, и что будет внутри»
Постановка новой задачи, вытекающая из предыдущей.
Работа в группах: экспериментальная работа.
Коллективное обсуждение результатов опытов под руководством педагога.
2 мин
3мин Память,
точность, выразительность речи
Восприимчивость к новому
Глубина рассуждений
Коммуникативная культура
Самостоятельность
Целеустремленность
Подведение итогов у. Рефлексия.
• Обобщение изученного материала.
4
4 Внимание
Память Активность
Активное слушание
Способность выделять причинно-следственные связи
Рефлексивность
Орг. момент Прощание. 2 мин Внимание
Ход НОД:
1. Организационный этап.
Взаимное приветствие, организация внимания.
«Я очень рада вас всех видеть. Сейчас я загляну каждому в глазки и угадаю - вы меня рады видеть или нет»
2. Этап актуализации знаний, настроя на восприятие и осмысление нового.
логопед: Сегодня я пришла к вам с просьбой. Я уверена, что только вы сможете помочь мне в этом! У меня есть знакомая девочка Полина. Ей 5 лет. Она очень любознательная девочка. И вот однажды мы шли с ней из детского сада и она рассказала мне, что на свете есть что-то НЕВИДИМОЕ. И это НЕВИДИМОЕ везде: на улице, у каждого дома, здесь в группе и даже в нас, внутри.
Когда мы делаем вдох, ЭТО в нас проникает, а когда делаем выдох -ЭТО из нас выходит. И я не могу никак вспомнить, что же ЭТО?
Если не отвечают дети: А давайте попробуем подышать, может тогда вместе вспомним?
Правильно, именно так Полина его и называла ВОЗДУХ. А давайте спрячем его в нас, а затем выпустим.
(Дыхательные упражнения :
Вдох длинный – выдох длинный (3 раза)
Вдох длинный – выдох прерывистый (3 раза)
3. Постановка познавательной задачи «Что такое воздух?»
логопед: Воздух это смесь трёх газов: кислорода, углекислого газа и азота. Полина ещё называла эту смесь- газовой кашей, потому что в ней перемешались маленькие газовые частички (Показ схемы-иллюстрации)
Так вот, по словам Полины, воздух, хоть его и не видно можно ловить. Вот она и задала мне задачу: «Во что можно ловить воздух?»
- В ладошку я его поймаю? (ответы детей)
-Давайте попробуем. Пусто!. Не получилось. Говорила мне Полина Воздух голыми руками не возмёшь, тут хитрость нужна и сноровка
-Давайте подумаем, во что можно поймать воздух? (ответы детей)
- А в пакет этот можно? (целлофановый пакет). Ага, попался!
-А скажите, как вы думаете можно поймать воздух в нас? Как же это сделать? (подуть в пакет).
логопед: -Ура!Мы нашли ловушку для воздуха!Знаете, а здесь в группе очень много похожих ловушек, куда воздух уже поймали.
Посмотрите вокруг себя. Увидели их. Возьмите эти ловушки и подходите на коврик. – Что у тебя за ловушка? (мяч,матрёшка.) (ответы детей)
-А у меня ловушка – шарик, можно с ним ещё и поиграть,
4. Работа с предлогами (на,под, из-под,за,из-за,в, из, над)
логопед: Ответьте мне, пожалуйста, где лежит шарик? (ответы детей.)
Ваня куда я положила шарик? (ответ)Ира, откуда достала шарик? (ответы) И т. д.
5. Эксперимент с шариком
логопед: А хотите, я вам один фокус покажу. Вы увидите, что иногда бывает с воздухом. (Развязывает шарик, воздух с шумом выходит и двигает шарик)
логопед: Что случилось с шариком? (ответы детей)
-Почему шарик вырвался из моих рук? (ответы детей)
логопед: Видите, что получается, воздух ещё и предметы двигает. Вот вам и невидимый!
6. Физминутка- фонематическая разминка
логопед: Когда воздух выходил из шарика, он издавал звук. Если дыра большая, то он произносит (Ш, а если маленькая (С). Сейчас я буду произносить звуки, а потом и слова. Когда услышите звук (Ш, покажите большую дыру, (встать, руки в сторону).А если услышите (С) –сесть, руки вместе-«маленькая дырочка»)
7. Постановка и решение познавательной задачи: «Как надувается мыльный пузырь, и что будет внутри»
логопед: Есть ещё одна ловушка для воздуха – мыльная. Вы любите мыльные пузыри? (ответы детей)
логопед: Когда надувается мыльный пузырь,что будет внутри? (ответы детей) Да, это воздух. А когда пузырь лопается, воздух громко фыркает, возмущается, что его заперли. Давайте мы с вами попробуем поймать воздух в мыльный пузырь. Из каких предметов, как вы думаете можно выдуть пузырь? Как это сделать? (ответы детей)
логопед: А теперь попробуем (Предлагаем детям выдуть пузыри из дудочки,бубна,линейки с отверстиями внутри)
8. Подведение итогов. Рефлексия.
логопед: Как здорово и весело у вас получается! Можно вас отвлечь ненадолго от этого увлекательного занятия. Подойдите,пожалуйста,ко мне. Мы с вами убедились, что мыльные пузыри можно выдуть из разных предметов и поймать в них воздух. (ответы детей)
логопед: Сейчас я поспешу к Полине, чтобы рассказать ей наш «мыльный секрет» и всё-всё о ловушках для воздуха, которые мы нашли в группке. Помогите мне вспомнить, о каких ловушках мне нужно ей рассказать.
9. Орг. момент. Прощание «Дружеское рукопожатие»
логопед: Мне было очень приятно провести время с вами, и очень хочется, чтобы вы пожали друг другу руки. (дети пожимают руки друг другу со словами : «Мне было очень приятно»)
Список использованной литературы:
1. Практикум по детской логопедии: Учеб. пособие / Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 1995
2. Расстройства речи у детей и подростков /Под ред. С. С. Ляпидевского. - М., 1969.
3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. М., 1994.
4. Максимов В. И. Точность и выразительность слова. - Л., Просвещение,
1968.