Ольга Иванова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Воздух вокруг нас».
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №177 городского округа Самара
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему : "Воздух вокруг нас".
Самара, 2012 г.
Цель НОД: познакомить детей с воздухом и его свойствами.
Задачи:
"Познание"
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром на тему: „Воздух вокруг нас“,» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
- Активизировать познавательный интерес к явлениям природы.
- Познакомить детей со свойствами воздуха.
- Уточнить значение его для всего живого.
- Уметь вести осознанное наблюдение в ходе выполнения простейших опытов. Находить занимательные, необычные факты.
"Коммуникация"
- Развивать наблюдательность,речь детей; ввести в активный словарь детей слова : (невидимый, прозрачный, легкий.)
- Формировать основы диалогической речи.
- Приучать детей к высказыванию и самостоятельности суждений.
- Поощрять попытку высказывать свою точку зрения.
"Здоровье"
- формирование начального представления о ЗОЖ.
"Безопасность"
- Формирование предпосылок экологического сознания.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.
Материалы и оборудование: карточки с изображением органов чувств, подставки, фланелеграф, ноутбук, журнал "Галилео", трубочки, веера, фен, стаканы с водой, полиэтиленовые пакеты, бейджик, белый халат, пластиковые контейнеры с огурцом и лимоном, мыльные пузыри.
В группу входит воспитатель в образе руководителя научной лаборатории с ноутбуком в руках.
В – ль:
-Здравствуйте ребята, разрешите с вами познакомиться. Я сотрудник исследовательской лаборатории "Маленькие шаги в мир науки", зовут меня Ольга Владиславовна. Предлагаю Вам поучаствовать в исследовательской работе по решению важного вопроса. Его прислали нам такие же ребята на электронную почту журнала "Галилео".
Прозрачный невидимка.
Он - прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой он окутывает нас.
Он в лесу густой, душистый, как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой, пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым, веет холодом зимой,
Когда иней лег на стекла пышной белой бахромой,
Мы его не замечаем, мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем - он ведь нам необходим!
- Вы наверное догадались, о чем идет речь? (Ответы детей - о воздухе). Ребята просят нас проверить так ли это на самом деле.
- Вы готовы помочь мне и побыть моими коллегами - учеными? В приложении журнала "Галилео" есть карточки, которые помогут нам справиться с задачей.
Воспитатель достает карточки и спрашивает:
1. - Что изображено на карточках?
2. - Как назвать всё изображенное одним словом? (органы чувств)
3. - Чем они нам могут помочь в исследовании?
Ответы детей и обобщение воспитателя (мы всё узнаем о воздухе с помощью : носа, глаз, языка, ушей, кожи).
- Каждое свойство воздуха будет изучать своя лаборатория, у нас будет столько лабораторий сколько органов чувств.
1. глаза - зрение.
2. ухо - слух.
3. кожа - осязание.
4. нос - обоняние.
5. язык - вкус.
- Пройдемте в первую лабораторию. Можно ли увидеть воздух глазами?
Опыт №1 "Воздух вокруг нас"
- Возьмите пакет, он пустой, в нём ничего нет. Раскройте и захватите воздух, который вокруг, быстро закройте, что - то в пакете есть - это воздух. Он есть, но имеет ли он цвет? (Ответы детей - он без цвета- он бесцветный).
- Коллеги, предлагаю провести еще один опыт и убедиться в том, что воздух есть и он без цвета.
- Возьмите трубочки наберите в рот побольше воздуха и выдохните его в стакан с водой - пузырьки и есть воздух.
Какой же вывод мы можем сделать из этих опытов? (Ответы детей)
Вывод: воздух есть, он бесцветный, он вокруг нас. Выводы записываются.
- Переходим в лабораторию №2, где мы узнаем с помощью органа вкуса- языка имеет ли воздух вкус.
Опыт №2 («Имеет ли воздух вкус?»)
Коллеги, попробуйте на вкус воду, а теперь захватите ртом воздух и выдохните его в воду. Попробуйте, изменился ли вкус воды? (Ответы детей)
Вывод : воздух не имеет вкуса. Выводы записываются.
- Переходим в третью лабораторию, где мы узнаем можно ли услышать воздух. А определять мы будем с помощью органа слуха-уха.
Опыт №3 («Можем ли мы услышать воздух»)
- Предлагаю взять веер захватить часть воздуха и с силой направить к себе, получился ветерок. Движение воздуха и есть ветер. Ветер помогает нам услышать воздух. (Дети слушают аудио запись ветра, вьюги, метели).
Вывод: воздух можно услышать, когда он в движении, мы слышим ветер. Выводы записываются.
- Переходим в лабораторию №4, где мы узнаем, имеет ли воздух запах.
Какой орган нам поможет как вы думаете? (Орган обоняния - нос).
Опыт №4 («Запах воздуха»)
- Давайте с вами вспомним, какой запах в кабинете у врача, на кухне, в лесу?.
Одинаков ли запах? (Ответы детей - воздух не имеет своего запаха, он передает запахи).
- А сейчас, попробуйте угадать, чем пахнет в нашей группе, какой аромат вы чувствуете?
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и открывает контейнер с нарезанным огурцом, затем с нарезанным лимоном и просит угадать, какой запах они почувствовали?
Вывод: воздух не имеет своего запаха, он передает запахи. Выводы записываются.
- Сейчас мы отправляемся в последнюю лабораторию №5, где мы узнаем можно ли почувствовать воздух (горячий, холодный) с помощью органа осязания - кожи. Для этого мы возьмём веер и взмахнём им около руки, что мы почувствуем? прохладу.
А сейчас что вы чувствуете кожей, что воздух горячий с помощью фена.
Вывод: воздух мы ощущаем кожей и он может быть горячий, теплый, холодный. Выводы записываются.
Коллеги, как Вы думаете, какие свойства воздуха мы можем описать в научной статье, ведь я уже многое записала с помощью ноутбука, давайте вспомним все по – порядку. (Ответы детей : мы смогли проверить, что воздух существует, что он без цвета, без запаха, без вкуса, что он может быть холодным и горячим).
Воспитатель предлагает положить детям руку на грудь и глубоко вздохнуть. Почувствуйте, как поднимается грудная клетка. А теперь выдохните и скажите что мы вдыхаем (ответы детей - воздух). Если мы перестанем дышать воздухом, как вы думаете, что произойдёт? (Ответы детей - погибнем).
- Вы знаете, что без еды человек может прожить- 3 недели,
без воды-10 дней, а без воздуха – всего 3 минуты.
Без воздуха человек жить не может. А чтобы люди росли крепкими сильными и здоровыми, они должны дышать каким воздухом? (ответы детей – чистым).
Спасибо Вам коллеги за отличную работу, а как вы думаете, с воздухом можно поиграть и как? (Ответы детей) Хотите поиграть с воздухом? Тогда отгадайте мою загадку:
Он воздухом надутый по воздуху плывёт
Обёрнут мыльной пеной и долго не живет. (Ответы детей - мыльные пузыри).
Эти пузыри вам дарит журнал «Галилео», играйте на здоровье с мыльными пузырями.