МААМ-картинки

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Природные зоны России» (4 фото)

Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Природные зоны России»

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Природные зоны России»

Цель: познакомить детей с природными зонами России: Крайним Севером, тундрой, зоной лесов, степью, пустыней; формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и пустыни; систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, развивать способность по внешнему виду определять место обитания животного; дать понятие о первом законе экологии: все растения и животные живут в тех местах, к которым они приспособлены; воспитывать познавательный интерес к животным различных природных зон; воспитывать бережное отношение к Земле – как к общему дому для человека, животных и растений.

Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Природные зоны России“» размещена в разделах

Материал и оборудование: карта природно-климатических зон России, атлас для детей «Планета Земля», журналы «Наша флора и фауна», раскраски с изображением животных (белого медведя, ежа, джейрана, цветные карандаши, полоски цветной бумаги, клей-карандаши.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы совершим удивительное путешествие по нашей огромной необъятной стране. Познакомимся с природными зонами, животным и растительным миром некоторых природных зон.

Фото «Природные зоны России»

Прежде чем мы отправимся в путешествие я задам вам несколько вопросов.

Педагог: На какой планете мы живем? (На планете Земля.)

А как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

Где мы можем увидеть всю нашу Россию? (На глобусе, на карте.)

Педагог обращает внимание детей на карту.

Педагог: Правильно, ребята. Посмотрите, вот карта России.

II. Основная часть.

Беседа «Природные зоны России»

Природа нашей Родины многообразна. Начнем наш рассказ с лесной зоны.

Педагог демонстрирует картинки с деревьями: например, сосны и березы, кустарника лещины, волчьего лыка, жимолости, шиповника, травы и цветов борщевика, клевера, лилии, полыни, кислицы, Иван-чая, зверобоя, медуницы, колокольчика, сон-травы.

После того как ребенок познакомился с обитателями леса, нужно перед ним поставить проблемный вопрос, например: почему именно эти растения и животные растут и живут в лесу? Ребенок должен прийти к выводу, что они приспособились к таким условиям. А именно деревья нуждаются во влаге, солнечном, умеренном свете, трава и цветы любят тень и влагу. Животные нуждаются в таком корме, который растет в лесах, а также осенью готовятся к холодной зиме.

Можно вспомнить какой образ жизни ведут животные в разное время года. Например:

МЕДВЕДЬ.

Зима - спит, появляются медвежата;

Весна - выводит медвежат из берлоги и учит добывать корм;

Лето - растит своих медвежат;

Осень - нагуливает жир, готовит место для берлоги.

Далее следует познакомить детей с контрастной природной зоной «Арктическая пустыня».

Арктические пустыни - бесплодные, покрытые вечным снегом. Растительность здесь практически отсутствует - выживают редкие лишайники. Животный мир тоже небогат, в основном тут обитают белые медведи, белухи, нарвалы, моржи и тюлени, а также приморские птицы.

Далее переходим к зоне степей.

Характерная черта степи - безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковер: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др.

В степи - растения солнцелюбивые, листья видоизменены в колючки, не нуждаются во влаге, корни близко к поверхности.

Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Зимой в степи часто бывают сильные холода, и обитающим животным и растениям приходится приспосабливаться, помимо высоких, еще и к низким температурам. Животные активны летом преимущественно ночью. Растения также приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы, либо активны весной, когда еще оста

ется влага после зимы. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы; из грызунов - строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орел, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.

И последняя природная зона - зоной пустыни.

Пустыня - природная зона, характеризующаяся практическим отсутствием флоры и фауны.

За год в пустыне выпадает очень мало осадков. Почвы пустынь развиты слабо. Растительный покров занимает обычно менее половины поверхности почвы, причем может совсем отсутствовать на протяжении нескольких километров.

Из растений распространены в основном безлистные колючие кустарники, из животных - пресмыкающиеся (змеи, ящерицы) и мелкие грызуны. Жизнь в пустынях сосредотачивается в основном около оазисов - мест с густой растительностью и водоемами, а также в долинах рек. В оазисах распространены лиственные деревья: туранговые тополя, ивы, а в долинах рек - пальмы, олеандры.

Педагог предлагает детям выполнить разминку.

Разминка «Лесные обитатели»

Покажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята,

Как лесенок просыпается,

Как бельчонок умывается,

Как зайчонок поскакал,

Как волчонок побежал,

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит.

Просыпаться не спешит.

Обрывная аппликация с элементами рисования «Животные России»

Педагог предлагает ребятам выполнить аппликацию. Раздает раскраски и с изображением животных. Предварительно надо раскрасить животное. Полоски цветной бумаги надо порвать на кусочки средней величины и наклеить их на работу (льдину заполнить элементами из голубой и синей бумаги, для полянки использовать зеленую и салатовую бумагу, а для пустынной почвы – желтую и оранжевую.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста - фото
Фото №1 Публикация Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Природные зоны России размещена в разделах Конспекты занятий

III. Рефлексия.

Педагог: Наше занятие подошло к концу. Мы продолжим знакомство с природными зонами.

Ребята, мы с вами жители планеты Земля, которая является нашим общим домом.

Так давайте будем любить нашу Землю, беречь и охранять природу!

Список использованных источников

1. Журналы «Наша флора и фауна».

2. Первый атлас для детей «Планета Земля». - ООО «Свежий ветер», 2023. - С. 44-45.

Публикации по теме:

Коллективная работа детей старшей группы по созданию макета «Природные зоны Крыма» из бросового материала и бумагиКоллективная работа детей старшей группы по созданию макета «Природные зоны Крыма» из бросового материала и бумаги Цель: изготовить из картонных коробок, цветной бумаги, картона и предметных картинок макет, отражающий особенности природных зон Крыма.

Конспект НОД «Кошки — удивительные и замечательные» ко Дню кошек в России на МAAM для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Кошки — удивительные и замечательные» ко Дню кошек в России на МAAM для детей старшего дошкольного возраста Цель: дать представление о семействе кошачьих, породах кошек. Задачи: • развивать связную речь, расширять словарный запас: «семейство кошачьи»,.

Конспект познавательного занятия «Красная книга России» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательного занятия «Красная книга России» для детей старшего дошкольного возраста Цель: создание условий для развития познавательного интереса, формирования бережного отношения к окружающей природе и знакомство детей.

Конспект урока «Природные зоны России. Зона арктических пустынь» в 4 классе Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Цель: создания условия для формирования представлений детей о зоне арктических пустынь,.

Конспект занятия — путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов России» Конспект занятия – путешествия для детей старшего дошкольного возраста «Игры народов России» Музыкальный руководитель: Собрались все дети.

Мастер-класс по изготовлению макета «Природные зоны Кабардино–Балкарии»Мастер-класс по изготовлению макета «Природные зоны Кабардино–Балкарии» Хочу познакомить, вас с изготовлением макета природных зон. Он знакомит детей с природой родного края. Он изготовлен из коробок из под.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры по экологии для детей «Природные зоны России»Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры по экологии для детей «Природные зоны России» Дети дошкольного возраста начинают знакомиться с окружающим миром: со всеми законами природы, с разнообразием животных и растений. И большая.

Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возрастаОзнакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного возраста Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи продолжаем знакомство с природными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Природные зоны России»
Опубликовано: 2 октября 2023 в 21:49
+156Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД