Елена Барбашина
Конспект НОД для детей старшей группы по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
И. О. О. : коммуникация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.
Цель:
Формирование словаря: упражнять детей в подборе противоположных по смыслу слов.
Звуковая культура речи: закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; развивать Фонематический слух : умение делить слова на слоги, определять какое слово длиннее, а какое короче.
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы по обучению грамоте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Грамматический строй речи : упражнять в правильном употреблении предлогов: над, под, между. Знакомить с разными способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов.
Материал: набор карточек к игре «Говори наоборот», портфель со школьными принадлежностями, демонстрационная картинка «Ручка», карточки «Многозначные слова» к слову «ручка», карточки к игре «Мамино настроение».
Ход НОД:
1. Организационный момент
«Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
2. Игра «Говори наоборот».
Детям раздаются карточки, на столе лежат карточки с противоположным значением слов, под музыку дети двигаются по группе. Как только музыка заканчивается, дети ищут на столе противоположное значение слова. (Сахар сладкий, а лимон кислый; ремень широкий, а ремешок узкий; речка глубокая, а ручей мелкий и т. д.). После игры воспитатель просит детей ответить на вопросы : Если суп не горячий, значит он (холодный); если в комнате не светло, значит в ней (темно); если сумка не тяжелая, значит она (лёгкая).
3. Воспитатель показывает детям портфель и задаёт вопросы «Что это? Для кого он нужен? Для чего он нужен?». Затем достаё т из него школьные принадлежности: букварь, ручку, линейку, тетрадь; и просит детей отгадать загадку об одном из этих предметов:
Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки.
(Ручка)
4. Проводится звуковой анализ слова РУЧКА. У доски поочерёдно разбирают слово пятеро детей.
Вопросы воспитателя: сколько звуков в слове? Сколько гласных звуков? Назовите их. Сколько твёрдых согласных (мягких?
Игра «Живые звуки».
Воспитатель вызывает детей к доске и «обозначает» их звуками: а, р, у, ч, к.
По команде «Ну-ка звуки не ленитесь, по порядку становитесь!», дети выстраиваются от первого до пятого звука.
После работы со звуками, воспитатель выставляет на доску «Многозначные слова» к слову «ручка».
5. Физ. минутка «Семья»
Бабушка и дедушка,
Мама, папа, брат и я —
Вместе дружная семья!
Осенью, весною,
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружно всей семьею.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает.
Повороты вправо — влево
Делает мой братик Сева.
Ну, а я бегу трусцой
И качаю головой.
6. Игра «Сравни слово». Воспитатель предлагает определить какое слово длиннее (по слогам) : карандаш – карандашик, тетрадь – тетрадочка, букварь – букварик, линейка – линеечка.
7. Игровое упражнение «Что где лежит?». Где лежит линейка? (над тетрадкой). Где лежит букварь? (между ручкой и тетрадкой).
8. Психогимнастика «Мамино настроение» (выполняется в кругу).
Ребята, я знаю, что все вы любите своих мам. Но иногда, сами того не замечая огорчаете её. Сейчас я буду называть поступки детей, а вы если считаете, что это хороший поступок – поднимаете картинку весёлого человечка, ну а если это плохой поступок – поднимаете картинку грустного человечка:
Сын полил цветы.
Дочка съела всю кашу.
Мальчик порвал книжку.
-Ребята, а как бы вы поступили, если бы порвали книжку?
Дети убрали игрушки на место.
Девочка разбила чашку.
-Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать?
Сын подрался во дворе.
-А как надо играть?
Дочка помыла посуду.
Мальчик вытер пыль.
9. Упражнение «Пожелание своей семье»
А сейчас давайте, каждый из вас скажет пожелание своей семье. Какой бы вы хотели, чтобы была ваша семья?
Предполагаемые ответы детей : Я хочу чтобы моя семья была дружная (весёлая, здоровая, никогда не ссорились, больше времени проводили вместе).
10. Итог.
Ребята я надеюсь, что ваши семьи будут дружными, здоровыми, весёлыми. А вы в свою очередь постарайтесь не забывать радовать своих близких хорошими поступками.
Конспект подготовила воспитатель Барбашина Е. В.
Источники:
- О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-6 лет»;
-А. Кузнецова «Учимся играючи»;
-О. Варенцова «Обучение грамоте»;
- М. А. Васильева «Программа воспитания и обучения в детском саду».