Федоренко Наталья Вячеславовна
Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в сказку «Двенадцать месяцев»
▼ Скачать + Заказать документы
-Здравствуйте ребята!
- Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
- А теперь поворачивайтесь ко мне лицом. Сегодня у нас состоится игра-путешествие по сказке. А по какой сказке вы мне скажете в конце занятия.
- Внимание, внимание! Желающие совершить увлекательное путешествие в сказку просим занять свои места, согласно купленных билетов.
- Пока поезд наш едет, давайте, ребята, поприветствуем друг друга:
Здравствуй, легкий ветерок,
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в сказку „Двенадцать месяцев“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Двенадцать месяцев», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро, здравствуй день,
Нам здороваться не лень!
- Итак, наше путешествие началось, слушайте внимательно.
Было у матери две дочки: одна - родная, другая - падчерица. Родную она очень любила, а падчерицу терпеть не могла.
Пока Олёна то наряжалась да прихорашивалась, Марушка в доме прибирала, варила, стирала, шила, пряла, коров доила, всю работу делала. А мачеха знай бранит её да ругается целый день. А всё из-за того, что Марушка с каждым днём становилась всё красивей, а Олёна - всё безобразней. И надумала она такое, что никому другому и в голову бы не пришло.
Однажды - было это вскоре после Нового года, в трескучий мороз, -захотелось Олене фиалок. Она и говорит:
- Ступай, Марушка, в лес, набери мне букет фиалок.
- Боже мой! Милая сестрица, что это пришло тебе в голову? Слыханное ли дело, чтобы под снегом фиалки росли? - отвечала бедная Марушка.
Но мачеха выгнала Марушку из дому.
Заливаясь слезами, пошла девушка в лес. Снегу там целые сугробы, и нигде ни следа ноги человеческой. Долго бродила Марушка по лесу. Голод её мучил, мороз до костей пробирал. Вдруг видит вдали огонёк. Пошла она на тот огонёк. Там горел большой костёр, а вокруг костра сидели двенадцать человек. Это были двенадцать месяцев.
Испугалась Марушка. Но потом набралась храбрости, подошла поближе и попросила:
- Люди добрые, позвольте мне погреться, я дрожу от холода. Январь кивнул головой и спрашивает её :
- Зачем пришла, девица? Чего здесь ищешь?
- Я пришла за фиалками, - ответила Марушка.
- Не время теперь фиалки рвать, кругом снег. - возразил Январь.
- Знаю, - сказала Марушка, - да сестра моя Олёна с мачехой велели принести им из лесу фиалок.
- Про какое время года говорится в сказке? (дети отвечают)
- Какие зимние месяцы вы знаете? (дети отвечают)
- Как вы узнали, что это зима? (дети отвечают)
- Что дети делают зимой? (дети отвечают)
(Картина «Зимние забавы»)
- А теперь давайте посмотрим, все ли вы сказали? (дети отвечают)
- Скажите, а цветы растут зимой на улице? (дети отвечают)
- Давайте вспомним, какие цветы вы знаете? (дети отвечают) Молодцы!
- А есть еще такие цветы….
- Ну, а теперь продолжим путешествие…
Тут Январь подошёл к самому младшему месяцу, дал ему в руку палку и сказал :
- Братец Март, садись на моё место.
Месяц Март взмахнул палкой, снег начал таять, деревья покрылись почками, зазеленела трава. Наступила весна, и зацвели фиалки.
- Рви скорей, Марушка, рви скорей! - стал торопить её молодой Март.
Марушка стала рвать фиалки и скоро нарвала большой букет, сказала месяцам спасибо и поспешила домой.
Удивились Олёна и мачеха, когда увидели, что она спешит домой с фиалками. Отворили они ей дверь, и весь дом наполнился запахом фиалок.
- Где ты это нарвала? - сердито спросила Олёна.
-Они растут высоко на горе, под кустами. Их там видимо-невидимо, - спокойно ответила Марушка.
Олёна вырвала букету неё из рук, прицепила его себе к поясу, но сестре спасибо не сказала.
- Про какое время года говорится в этом отрывке? (дети отвечают)
- Какие весенние месяцы вы знаете? (дети отвечают)
- Как можно узнать, что это весна? (дети отвечают)
(Картина «Весна»)
- А что еще вы не сказали? (дети отвечают)
- Какие деревья и кустарники вы знаете? (дети отвечают)
(карточки)
- Молодцы, ребята!
- Продолжим путешествие.
На другой день Олене захотелось ягод.
-Ступай, Марушка, принеси мне ягод из лесу.
-Боже мой! Милая сестрица, что это пришло тебе в голову? Слыханное ли дело, чтобы под снегом ягоды росли?
- Ступай сейчас же и принеси мне ягод! - грозно сказала Олёна.
Мачеха выгнала Марушку вон, дверь за ней захлопнула.
Заливаясь слезами, пошла девушка в лес. А там сугробы снега
стеной стоят, и нигде ни следа человеческого. Вдруг видит она вдали тот же огонёк. И опять она, идя на огонёк, пришла к костру. Вокруг него опять сидели двенадцать месяцев и выше всех - Январь, белый и бородатый.
- Люди добрые, позвольте мне погреться, - попросила Марушка. Январь кивнул головой и спрашивает её :
- Зачем опять пришла, девица? Чего здесь ищешь?
- Пришла по ягоды, - ответила девушка. -Да ведь теперь зима, на снегу ягоды не
растут, - промолвил Январь.
- Знаю, - печально ответила Марушка. - Да сестрица Олёна с мачехой велели ягод им набрать.
Тут сошёл со своего места Январь и сказал :
- Братец Июнь, садись ты теперь на моё место.
Июнь взмахнул палкой, огонь взвился,
снег растаял, зацвели цветы, созрели ягоды. Наступило лето.
- Собирай скорей, Марушка! - стал торопить её ласковый Июнь.
Марушка быстро набрала ягод полный передник, сказала месяцам спасибо и поспешила домой.
Удивились Олёна и мачеха, когда увидали, что Марушка спешит домой, и ягод у неё полный передник.
- Где это ты их набрала? - сердито спросила Олёна.
–Они растут высоко на горе, их там видимо - невидимо, -спокойно
ответила Марушка.
- Про какое время года говорится в этом отрывке? (дети отвечают)
- Какие летние месяцы вы знаете? (дети отвечают)
(Картина «Лето»)
- Какое время года изображено на картинке? (дети отвечают)
- Как вы узнали что это лето? (дети отвечают)
- Что делают летом дети? (дети отвечают)
- А что еще вы не сказали? (дети отвечают)
- Молодцы, ребята!
- А теперь мы отдохнем на лесной полянке:(Музыка леса). Усаживайтесь поудобнее.
Закройте глаза. Вам хорошо и приятно.
Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат чудесных цветов.
Мы защитники этих растений.
Мы будем вдыхать аромат этих растений.
Мы будем внимательны ко всему живому на нашей Земле.
Представьте себе: какая изумрудная зелень!
Как ярко светит солнце!
Какое голубое небо, с редкими воздушными, пушистыми облаками.
Спасибо тебе, мудрая природа, за создание этих красот!
- А теперь откройте глаза. Вот мы и отдохнули и отправляемся дальше.
Полакомилась Олёна ягодами, а на третий день захотелось ей уж яблока отведать.
- Ступай, Марушка, в лес, принеси мне яблок румяных, приказала она.
- Боже мой! Милая сестрица, слыханное ли дело, чтобы зимой яблоки зрели?
- Ступай сейчас же в лес и принеси мне румяных яблок! -вновь приказала Олёна.
Мачеха выгнала Марушку из дому.
Заливаясь слезами, пошла Марушка в лес. Сугробы там стеной стоят, и нигде ни следа ноги человеческой. Долго бродила Марушка по лесу. Голод её мучил, мороз до костей пробирал. Вдруг видит -вдали опять тот же огонёк. Пошла она на огонёк и вышла к костру. Вокруг него сидели двенадцать месяцев - и выше всех Январь.
- Люди добрые, позвольте мне погреться. Мороз меня совсем донял,- попросила Марушка.
Январь кивнул головой и спросил:
- Зачем опять пришла, девица?
- Пришла за яблоками румяными, - ответила девушка.
- Теперь зима. Разве зимой зреют румяные яблоки? - говорит Январь.
- Знаю, - печально ответила Марушка. - Очень прошу вас, помогите мне ещё раз.
Сошёл со своего места Январь и сказал :
- Братец Сентябрь, садись на моё место.
Сентябрь взобрался на высокий камень и взмахнул палкой. Огонь взметнулся вверх, снег растаял. Листья на деревьях пожелтели и опали. Наступила осень.
Марушка вдруг увидела яблоню. а на ней высоко-высоко на ветвях висят румяные яблоки.
—Тряси, Марушка, тряси скорей! - сказал Сентябрь.
Марушка тряхнула яблоню, схватила два яблока, сказала месяцам спасибо и поспешила домой.
Удивились Олёна и мачеха, когда Марушка вернулась с двумя яблоками.
- Где это ты их сорвала? - спросила Олёна.
- Они растут высоко на горе. Там ещё много,- ответила Марушка.
- Почему же ты больше не принесла? Верно, сама по дороге съела?
Лакомка Олёна набросилась на яблоко. Другое дала матери.
Таких сладких яблок они ни разу в жизни не едали.
- Про какое время года говорится в этом отрывке? (дети отвечают)
- Почему вы думаете, что это осень? (дети отвечают)
- Какие осенние месяцы вы знаете? (дети отвечают)
(Картина «Осень»)
- А сейчас посмотрим, все ли вы сказали, или нет? (дети отвечают)
Игра «Фрукты, овощи»
- Правила игры: На столе выложены картинки овощей и фруктов вперемешку. По очереди, по одному человеку из каждой команды подходят к столу, выбирают картинку и выкладывают на стол.
- Посмотрите, правильно ли выложили картинки? (дети отвечают)
- Молодцы, ребята!
- Продолжаем путешествие.
- Мама, дай мне сумку, я сама в лес пойду. Найду то место и все яблоки стрясу.
Мать напрасно её отговаривала.
Пришла Олёна в лес. Вдруг увидала вдали огонёк и пришла к костру, вокруг которого сидели двенадцать месяцев. Но она не поклонилась им, не попросила пустить её к костру, а просто протянула руки и стала греться.
- Зачем пришла? Чего тебе надо? - рассердился Январь.
- Не твоё дело, куда и зачем хожу! - отрезала Олёна.
Январь нахмурился и взмахнул палкой. В одно мгновение небо покрылось тучами, костёр погас, повалил снег. Олёна вернулась домой ни с чем.
- Какие времена года мы вспомнили сегодня? (дети отвечают)
- А давайте мы с вами посмотрим, как хорошо вы знаете времена года. (дети отвечают)
(макеты деревьев, картинки с явлениями)
- Молодцы!
- Почему Олена вернулась домой ни с чем? (дети отвечают)
- А какая Олена (дети отвечают)
- А какая Марушка? (дети отвечают)
- Молодцы!
А теперь отгадайте загадки!
- В какое время года собирают землянику? (Летом)
- Когда птицы улетают в теплые края? (Осенью)
- В какое время года чаще всего бывает гроза? (Летом)
- Когда появляется лед на реке? (Зимой, осенью, только поздней)
- Когда заяц серый? (Летом)
- Когда люди собирают урожай? (Осенью)
- Какое время года называют «белым», «хрустальным», «серебристым»? (Зиму)
- Когда на деревьях появляются почки? (Весной)
- Когда в поселке или городе можно увидеть снегирей (Зимой)
- Когда день короткая, а ночь длинная? (Зимой)
- В какое время года бывает гололед? (Зимой)
- В какое время года бывает листопад? (Осенью)
- Наше путешествие по сказке подходит к концу.
Пришла весна, прилетели птицы, нашёлся красивый парень, который женился на доброй Марушке, и они славно зажили в любви и мире. Мир да любовь всего дороже!
- Ребята, символ мира – это голубь. А давайте вспомним каких птиц вы знаете?
- Но есть еще птицы, которых вы не назвали: иволга, черный стриж и др.
- А давайте мы с вами сделаем пирог для птиц вашего детского сада.
(делаем пирог из семян)
- Это угощение вы с воспитателем во время прогулки отнесете птицам на участок детского сада.
- Ребята, помните я говорила в начале занятия, что вы мне должны назвать сказку, по которой мы с вами сегодня совершили путешествие.
- Какая это сказка? (12 месяцев)
- Что мы с вами сегодня вспомнили? (дети отвечают)
- Молодцы, ребята, как много вы знаете! (стук в дверь)
- Ой, там кто-то пришел. Сейчас я посмотрю.
А что это такое? Письмо!
- Давайте его откроем.
(Открываем конверт, загадываем загадки)
- Молодцы, ребята, правильно ответили.
Вносится посылка и отдается детям.
- Ну, вот и закончилось наше увлекательное путешествие.
- Какие Вы сегодня были умницы! Как много Вы знаете о природе.
Спасибо всем участникам и зрителям. До свидания, до скорой встречи!
(Звучит песня «Голубой вагон» и уходим на прогулку)