МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием ИКТ. Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Пушок»

Светлана Степанова
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием ИКТ. Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Пушок»

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования (детский сад) государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п. г. т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области

Непосредственно-образовательная деятельность

для детей старшей группы.

Тема: «Пересказ рассказа «Пушок»

(по Г. А. Скребицкому).

Составил:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием ИКТ, Пересказ рассказа Г, А, Скребицкого „Пушок“» размещена в разделах

воспитатель структурного подразделения

(детский сад) ГБОУ СОШ п. г. т. Балашейка

Степанова Светлана Николаевна

2014г

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: учить детей связно и последовательно пересказывать текст через применение средств наглядного моделирования плана высказывания - графических схем.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» :

познакомить детей с произведением «Пушок» и его автором Г. А. Скребицким;

продолжать учить детей работать с графическими схемами при построении плана высказывания;

закреплять знания детей о диких животных (дидактическая игра «Кто, где живёт?»).

Образовательная область «Речевое развитие» :

формировать у детей навыки планирования связного развернутого высказывания;

активизировать словарный запас по теме «Дикие животные» (нора, дупло, берлога, логово);

обогащать словарный запас (сарай, сено, ручной, колкий, требовал, показалась);

развивать умение составлять распространенные предложения;

закреплять умение грамматически правильно оформлять собственные высказывания;

развивать связную диалогическую и монологическую речь.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

способствовать развитию социальных навыков и умений: умение работать в группе, слушать других, уважать мнение сверстников, отстаивать собственное мнение;

развивать умение оценивать и анализировать речевую деятельность друг друга, давая аргументированные ответы;

развивать произвольное внимание, память, словесно-логическое мышление;

воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

развивать умение передавать в рисунке характерные черты героев;

закреплять навыки работы с акварельными красками;

развивать творческие умения в процессе создания рисунков.

Образовательная область «Физическое развитие» :

развивать зрительно-моторную координацию;

развивать двигательную активность;

развивать умение согласовывать движения с текстом.

Методы и приемы:

Практические:

создание художественного продукта - рисунка; дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Наглядные:

рассматривание иллюстраций на слайдах, графических схем; составление графического плана рассказа;

Словесные:

отгадывание загадки, чтение, беседа,

Материал и оборудование: мультимедийная презентация, проектор, фланелеграф, набор схем для графического плана (см. приложение); картинки к дидактической игре «Кто, где живёт?» (на каждого ребёнка по набору, иллюстрации к лексическому разбору текста; листы бумаги, краски, кисточки, подставки, салфетки по количеству детей, клеёнки на столы.

Предварительная работа:

• изучение лексической темы «Дикие животные»;

рассматривание картинок, иллюстраций и слайдов мультимедийной презентации по изучаемой теме (с изображениями диких животных, их жилищ, леса);

• отгадывание загадок о диких животных леса;

• дидактическая игра «Кто, где живет?»;

• чтение художественной литературы по теме;

• словесно-дидактическая игра «Доскажи словечко» (дополнение слов в предложение, текст).

Лексический материал: Слова, сложные по семантике: существительные - сарай, сено; прилагательные – ручной. Слова, сложные по слоговой структуре: глаголы -требовал, показалась.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Организационный момент. Развитие произвольного внимания, словесно- логического мышления.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку.

Шуба — иголки,

Свернется - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это?

Дети: Еж. (После отгадывания открывается 1 слайд). Правильно, это ёж.

Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей. Рассматривание ежа (слайд 2, 3).

Воспитатель: Зачем у ежа на спине иголки торчат?

Дети: Ежик иголками защищается от врагов.

Воспитатель: Как он спасается от врагов?

Дети: Еж сворачивается шариком, выставляет иголки. (слайд 3).

Воспитатель: Чем питаются ежи?

Дети: Ежи питаются мышами, жуками, червяками, молоком. (слайд 4,5).

Воспитатель: Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться?

Дети: Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой.

Дети рассматривают колющие предметы на слайде презентации (слайд 6).

Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

Воспитатель: Послушайте рассказ Георгия Скребицкого «Пушок». (Попросить повторить 2-3 детей, кто написал рассказ и название произведения).

Чтение адаптированного рассказа.

В доме у нас жил ручной ежик. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это мы его прозвали Пушок. Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, фыркал и кусал за ноги, требуя еды.

Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Посадил его в коробку с сеном. А после поставил санки в сарай. О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу - мой Пушок не двигается. За ночь, наверное, замерз и умер. Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Весной пошел я в сад. Вдруг из-под старых листьев показалась знакомая мордочка. Я взял Пушка на руки. А он фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Словарная работа. Обогащение словаря: сарай, сено, колкий, ручной, требовал, показалась. (слайд 7). (Воспитатель поясняет незнакомые детям слова).

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Лексический разбор текста проводится с использованием иллюстраций.

Воспитатель: О ком говорится в рассказе?

Дети: О ежике и мальчике.

Воспитатель: Где и с кем жил ежик?

Дети: Ежик жил в доме у мальчика.

Воспитатель: Почему его прозвали Пушок?

Дети: Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.

Воспитатель: Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды?

Дети: Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.

Воспитатель: Кого взял с собой зимой на горку мальчик?

Дети: Пушка.

Воспитатель: Во что он посадил Пушка?

Дети: Посадил его в коробку с сеном.

Воспитатель: Куда после прогулки поставил санки мальчик?

Дети: Он поставил санки вместе с ежиком в сарай - деревянный домик для хранения разных вещей.

Воспитатель: Когда он вспомнил о Пушке?

Дети: О Пушке он вспомнил только на следующий день.

Воспитатель: Что случилось с ежиком за ночь?

Дети: За ночь, наверное, он замерз и умер.

Воспитатель: Что было дальше?

Дети: Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.

Воспитатель: В чем похоронили Пушка?

Дети: Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.

Воспитатель: Когда вновь встретились друзья?

Дети: Они встретились весной.

Воспитатель: Расскажите, как произошла эта встреча. (Ответы детей).

Воспитатель: Как требовал еды Пушок?

Дети: Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.

Воспитатель: Почему Пушок не замерз зимой и остался жив?

Дети: Потому что зимой ежи не умирают, а спят.

Физминутка. Координация речи с движением.

Воспитатель: А сейчас тихо встаньте со своих мест и пройдите на ковёр. Мы поиграем в игру “Ели”. Повторяйте все вместе за мной:

Руки подняли и помахали -

Это ели в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Птицы на ели летят.

Как они сядут - покажем:

Крылья сложим назад.

Дидактическая игра «Кто, где живет?» Расширение словаря по теме «Дикие животные».

Игра проводится с использованием иллюстраций и слайдов. (слайд 8, 9, 10).

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет?». Послушайте внимательно и ответьте на вопросы:

• А где живут ежи в природе? (Ежи живут в лесу.)

• Как называется домик ежа? (Нора, гнездо.)

• Медведя? (Берлога.)

• Лисы? (Нора)

• Волка? (Логово.)

• Белки? (Дупло.)

Перед вами лежат картинки с животными и картинки с изображением их жилищ. Разложите их так, чтобы каждый оказался в своём доме. (Дети раскладывают на столах картинки с животными, под ними выкладывают картинки с жилищами каждого из них).

Повторное чтение рассказа. Составление плана - схемы содержания рассказа. Развитие слухового внимания и слухоречевой памяти.

Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. (Слайд 11). После просмотра презентации схема пересказа выставляется на фланелеграфе в линейной логической последовательности.

В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.

Коллективное составление алгоритма рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи.

Воспитатель: Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Разложим их по порядку. С чего все началось? (Ответы детей) Как звали главного героя? Что было дальше? (Ответы детей).

Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой.

Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

Воспитатель: Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут. (Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком).

Рисование сюжетных моментов к рассказу.

Воспитатель: А сейчас мы с вами побудем художниками и нарисуем иллюстрации к рассказу «Пушок». Подумайте, что бы вы хотели изобразить, какие моменты из рассказа хотели зарисовать. Кто придумал, можете приступать.

Итог. Положительная дифференцированная оценка рассказов детей. Саморефлексия.

Воспитатель: Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали?

Дети: Рассказ называется «Пушок».

Воспитатель: Кто его написал?

Дети: Рассказ написал Георгий Скребицкий.

Воспитатель: Мне понравились ваши рассказы. Но чью работу хочется отметить особенно? Почему? (Дети дают аргументированные ответы).

Выставка рисунков. Оценка работ.

Воспитатель: Занятие окончено. Спасибо за внимание! (слайд 12).

Закрепление изученного материала вне занятия:

Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.

Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

Поиграть в игру «Кто, где живет?»

Прослушать и обсудить детские рассказы (по магнитофонной записи).

Приложение

Рис. 1. План-схема составления пересказа

Публикации по теме:

Поделки «Осенний букет», «Морское чудо»Поделки «Осенний букет», «Морское чудо» "Осенний букет", "Морское чудо" выполнили ученики 4 А класса специального (коррекционного) 4 вида. Руководитель - воспитатель продленного.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием ИКТ. Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Пушок»
Опубликовано: 9 июня 2014 в 11:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД