Елена Уметбаева
«Ознакомление с Петриковской росписью». Конспект НОД в старшей группе по ОО «Художественное творчество» (рисование)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественное творчество. Рисование»
Тема: «Ознакомление с Петриковской росписью»
Задачи:
1. Познакомить детей с одним из народных промыслов бытовавших на Кубани.
2. Совершенствовать приемы пальчиковой живописи и прием рисования концом кисти тонких линий.
3. Развивать интерес к истории родного края, потребность приобщаться к народным промыслам Кубани.
Публикация «„Ознакомление с Петриковской росписью“, Конспект НОД в старшей группе по ОО „Художественное творчество“ (рисование)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Материал: альбом «Художественные промыслы Украины», «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» В. А. Маркова, образцы росписи.
Методы и приемы: художественное слово, показ приемов изображения, рассматривание альбома, рассказ воспитателя, напоминание, поощрение.
Словарная работа: закрепить слова: цветочный узор, орнамент, ввести новое – Петриковская роспись и старинные слова – «вихоть», «рогоза».
Предшествующая работа: рисование пальчиком, рисование концом кисти, ознакомление с понятием «цветочный узор».
Ход:
Воспитатель: Высокие травы – муравы,
Растете вы травы на славу!
Зеленые, скинув рубашки,
Белеют, желтеют ромашки,
Краснеют нарядные маки,
Как в новых одеждах казаки
И словно разливы реки,
Небесные синь – васильки! (В. Бакалдин)
- Ребята, посмотрите, сколько цветов и красок вместили в себя предметы, которые я принесла вам сегодня на занятие. Все эти узоры нарисованы Петриковской росписью. Есть на Украине село Петриковка – вот там-то и зародилась эта великолепная роспись, которая впоследствии и распространилась на Кубани казаками – переселенцами. Раньше женщины и девушки украшали такими цветами стены хат, печи, полки, посуду. Рисовали красками, изготовленными из растений – из соков и отваров трав, ягод, овощей (свеклы). Рисунок наносился на стену куриным перышком, самодельными кистями из кошачьей шерсти, тростниковой палочкой – «рогозой» или комком тряпки – называлась она «вихоть». Цветы и листья чаще всего рисовались пальцем.
Кроме цветов, что вы видите, что еще изображали мастерицы?
- Да, это птицы, иногда рыбы, силуэты людей. Композицию узора, каждая хозяйка составляла по-своему. Это или один крупный цветок в центре, а вокруг мелкие, или несколько цветов крупных дополнены мелкими листочками. Так же, основной деталью в узоре может является птица или несколько птиц (показ и рассматривание образцов).
Физминутка.
– А сейчас, ребята, поднимаем руки вверх это наши кисти и нарисуем ими узор в небе, красивый, замысловатый узор, а теперь руки вперед и впереди еще один узор. Молодцы.
- А сейчас вспомните, ребята, что такое узор?
- Правильно, это рисунок, где чередуются и повторяются элементы узора. Он называется еще орнамент.
- Что такое цветочный узор? Сейчас, ребята, я покажу вам основные приемы рисования. Показ приемов:
– пальчиком – ягоды, маки, листики;
- концом кисти – веточки, завитки;
- приемом примакивания – листики, лепестки;
- тычком – серединки круглые.
- Вы можете выбрать два наиболее понравившихся элемента и чередовать их на полосе – сразу получится узор.
- Давайте украсим каждый свою полосу, а затем на веранде украсим мебель этими полосками со старинным Кубанским узором (самостоятельная работа детей).
Воспитатель вывешивает готовые полосы на мольберт и выставляет силуэтное изображение казака (или приходит персонаж) :
- Здравствуйте ребята. Приходи, брате с диточками, а у мене хата с завиточками.
Казак хвалит узоры, дети рассматривают и рассказывают о своих рисунках.