Папки-передвижки

Конспект НОД «Использование сказок в развитии речевых способностей детей» (подготовительная группа)

Татьяна Носкова
Конспект НОД «Использование сказок в развитии речевых способностей детей» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с творчеством А. С. Пушкина. Формировать умения самостоятельно пересказывать эпизоды из сказки «О рыбаке и рыбке», последовательно и выразительно передавать события, используя в речи разные интонации. Учить детей самостоятельно придумывать конец сказки, на основе знакомого сюжета. Закреплять умения подбирать определения, согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.

Воспитывать на примере героев сказки чувства сопереживания, подвести к тому, что жадность – это плохо.

Публикация «Конспект НОД „Использование сказок в развитии речевых способностей детей“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Активизация словаря: светёлка, черная крестьянка, соболья душегрейка, ветхая землянка.

Обогащение словаря: столбовая дворянка, парчовая на маковке кичка.

Предшествующая работа: чтение сказок А. С. Пушкина, разучивание стихов А. С. Пушкина, знакомство с жизнью поэта, игры-драматизации по сказкам А. С. Пушкина.

Материал: костюм золотой рыбки, платок для бабки, шапка для старика, корыто, нарисованная землянка, фланелеграф, театр для фланелеграфа, крупный строительный материал, магнитофон.

Ход непосредственно организованной деятельности.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы вспомнить замечательного поэта А. С. Пушкина, который родился более 200 лет назад, 6 июня 1799 года, в древней Москве. Все мы очень любим его стихотворения.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленее,

И речка подо льдом блестит.

А какие стихотворения Пушкина знаете вы?

(Дети читаю стихи Пушкина)

А сколько замечательных сказок и поэм написано его пером.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том;

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо –

Песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса…

И действительно, сколько чудес в сказках Пушкина.

(Звучит музыка, девочки танцуют танец «Золотая рыбка»)

- Кто это?

- Из какой сказки приплыла золотая рыбка?

- А вы помните, что произошло в этой сказке?

- Вы хотите отправиться в сказку «О рыбаке и рыбке»?

(В записи слышится шум моря.)

- Тише, тише! Мне кажется я слышу шум моря. Играют волны, ветер свищет, волна заходит на волну, они выкатываются на берег, с шумом разбиваются о камни и рассыпаются в маленькие разноцветные брызги.

(Дети подходят к землянке (оформление на стене, там сидит старуха, перед ней разбитое корыто)

- Здравствуйте, бабушка!

- Здравствуйте, ребята!

- Бабушка, чем Вы опечалены?

- Чем я опечалена? Не помню. Ох, ничего не помню. Хотя постойте, кое-что начинаю вспоминать. Вроде бы живу я со стариком у самого синего моря ровно тридцать лет и три года. Старик ловит неводом рыбу, а я день-деньской пряду свою пряжу. А больше ничего не помню.

- И вы не помните, из какой Вы сказки?

– Из сказки? Нет, не помню.

- Ребята, может вы вспомните, из какой сказки эта бабушка?

(Ответы детей)

- Да-да, теперь я припоминаю, какая-то рыбка, действительно была и чем-то она от других рыб отличалась.

Воспитатель. Ребята, чем рыбка из сказки отличалась от других рыб?

(Ответы детей)

Бабка. Исполняла все желания? Ничего не помню.

Воспитатель. Ребята, давайте поможем старушке все вспомнить.

Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки. Садитесь, кто на шесток, кто на лавку, да не делайте давку! Ну-ка, хватит толковать, пора сказку начинать! Чур, сказку не перебивать, а кто её перебьёт, тому комар в рот попадет. А сказку нам расскажут Денис, Оля, Настя и Альбина.

(Дети рассказывают сказку по ролям)

- Почему произошла трагедия в сказке?

- Как вы думаете, как надо было поступить героям сказки, чтобы у неё был другой конец?

- Кто из героев сказки вам понравился больше и почему?

- Кто в сказке отрицательный герой и почему?

- Чтобы показать, как меняется настроение в сказке, Пушкин описал разное состояние на море. Как меняется море?

- Как поэт описал бурю?

- Как ты представляешь себе бурю?

Физкультурная пауза. Звучит спокойная и тихая музыка.

Воспитатель. Ребята, раз мы на берегу моря, давайте подышим морским воздухом. Встаньте, руки опустите вниз, расслабились, глаза закрыли. После выдоха медленно втягиваем воздух, пытаясь уловить запах моря. Вы дышите не только носом, но и всем телом. А теперь открыли глаза. Мы плывем по морю, качаемся на волнах, попали в морской водоворот. Мы устали в море, отдохнем на берегу. Сели, закрыли глаза, все спят. Вам снится море с прозрачной голубой водой, красивые водоросли, диковинные рыбы. А теперь мы будем просыпаться: раз, два, три – проснись. Встали, чтобы совсем проснуться, надо облить себя холодной морской водой. Присели, набрали пригоршни «воды», подняли руки с «водой» вверх и вылейте на себя «воду», часто подпрыгивая на месте и произнося громко и радостно звук «и-и-и» (2 раза).

Воспитатель. Ну что, бабушка, теперь Вы вспомнили из какой вы сказки и про рыбку, и про мужа вашего, опытного рыбака.

Старуха. Рыбак-то он, может быть, и опытный, да во всем остальном дурачина и простофиля, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Он с утра запропастился,

Лишь бы он сюда явился,

Задала бы трепака,

Получил бы тумака!

Воспитатель. Нет, бабушка, ваш старик хороший, просто он слабохарактерный. И Вы, пожалуйста, на него не кричите и не ругайте. Это не культурно. А когда старик придет домой, встретьте его по-хорошему, по-доброму.

Старуха. А как это, ребятки, я вроде бы так и не умею.

Воспитатель. Ребята, как можно встретить старика ласково и вежливо?

(Ответы детей)

Воспитатель. Слышали, бабушка, сколько много ласковых и вежливых слов. И когда придёт старик, скажите:

Ну, мой милый старичок,

Поймал рыбку на крючок?

Старуха повторяет эти слова шёпотом. Затем произносит их громким, суровым голосом.

Воспитатель. Нет, бабушка, так не годится. Эти слова нужно говорить с поклоном и ласковым голосом. Послушай ребят.

(2-3 человека повторяют слова. Старуха пробует и у неё получается)

Воспитатель. Ну вот совсем другое дело. А пока старик рыбачит, мы поиграем в игру «Выложи и расскажи сказку». Надо выложить на фланелеграфе сказку и рассказать её концовку.

(Дети делятся на две группы и вместе выкладывают сказку, каждая группа на своём фланелеграфе, вместе придумывают концовку а потом кто-то один рассказывает).

Старуха. Я тоже хочу быть хорошей, такой, как в вашей сказке. Вот только появится мой старичок, отправлю его за новым корытом и всё, буду хорошей.

Появляется золотая рыбка. Ага, сначала тебе корыто подавай новое, потом дом и всё сначала начнется.

Старуха. Да ты кто такая?

Рыбка. А вы меня узнали?

Ответы детей

Рыбка. Да, я Золотая рыбка, проплывала мимо, услышала сказку про себя, и вот я здесь.

Старуха. Очень хорошо что ты сама приплыла, мне надо новое корыто, да и дом тоже.

Рыбка. А ты трижды невод забросила в море?

- Нет!

- А ты меня поймала?

- Нет!

- Как же ты смеешь просить меня о чет-то?

Воспитатель. Золотая рыбка, бабушка, успокойтесь, не спорьте.

Рыбка. А мы и не спорим.

Воспитатель. Тогда мы может, быть во что-нибудь поиграем?

Рыбка. Да, мы очень любим играть в море с рыбками и другими морскими обитателями. А любимая наша игра «Назови больше определений».

- Я живу в море. Оно какое?

- Вы живете на земле. Она какая?

- В море живут рыбы. Они какие?

- На земле живут насекомые. Они какие?

- На земле живет волк. Он какой?

Рыбка. Хорошо с вами, вы много знаете, но я не могу быть долго на суше, мне пора в море. До свидания!

Старуха. А как же я, моё корыто?

Воспитатель. Не расстраивайтесь, бабушка, мы вам подарим новое корыто.

Старуха. А может, вы мне и дом новый построите?

Воспитатель. Можем и дом построить.

(Дети строят новый дом из строителя, дарят новое корыто)

Старуха. Вот спасибо. О таком только мечтать можно было. Вот вернется мой старичок, и заживем мы с ним долго и счастливо.

Ой, чуть не забыла, у меня для вас тоже есть подарок. Раз вы так любите сказки Пушкина, подарю я вам книгу с его сказками, а картинки к ним вы сами нарисуете, ведь вы такие умелые, да рукодельные.

Воспитатель. Спасибо, бабушка. Нам пора возвращаться. В группе мы прочитаем сказки и нарисуем картинки. До свидания.

Литература.

1. В. В. Гербова «Приобщение к художественной литературе», М., «Мозаика-Синтез», 2006г.

2. В. В Гербова «Развитие речи в детском саду», М. : Мозаика-синтез, 2007.

3. В. В. Гербова, Н. И. Ильчук «Хрестоматия для дошкольников», М., «АСТ», 1997г.

4. Примерная основная общеобразовательная программа От рождения до школы /Под ред. Н. Е Вераксы, Т. С Комаровой, М. А Васильевой- М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011 г.

5. О. С. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», М., ТЦ «Сфера», 2007г

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование работы кружка «В мире сказки» в старшей группе № Тема и цель занятия Сентябрь 1 Чтение сказки «Король-лягушонок, или Железный Генрих» Бр. Грим Цель: Уточнить представления детей о жанровых.

Перспективное планирование тематической недели «Сказки А. С. Пушкина» (средняя группа) ПОНЕДЕЛЬНИК Содержание работы ФКЦМ Рассказ воспитателя о творчестве А. С. Пушкина. Знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина Беседа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Использование сказок в развитии речевых способностей детей» (подготовительная группа)
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 23:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Использование сказок в развитии речевых способностей детей» (подготовительная группа)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Носкова (УИ 188567) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД