галина морозовская
Конспект НОД «Ярмарка народных игрушек»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Ярмарка народных игрушек.
Цель: Пополнять и активизировать словарный запас. Развивать речь детей.
Задачи: Обобщить знания детей о народных промыслах.
Раскрыть понятие ярмарки.
Активизировать словарный запас при помощи слов: «ярмарка», «Гжель», «Хохлома», «Городецкая игрушка», «Матрешка».
Публикация «Конспект НОД „Ярмарка народных игрушек“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству; воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам; продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.
Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора; приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного; учить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.
Материал и оборудование:
— изделия русских народных промыслов : деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, посуда и подносы с жостовской росписью, разнообразные русские матрешки.
— иллюстрации с изображением ярмарки
Ход ЗАНЯТИЯ
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Встанем на пригорке да расскажем скороговорку:
«Купила бабуся бусы Марусе»
-Кто купил бусы? (бабуся)
-Кто такая бабуся? (бабушка)
-Что она купила Марусе? (бусы)
-Кто такая Маруся? (девочка, внучка)
-Кому бабуся купила бусы? (Марусе)
-Что сделала бабуся? (Купила бусы)
-Давайте вместе скажем: «Купила бабуся бусы Марусе»
-Кто запомнил? Повтори.
-Ребята, а где бабуся могла купить бусы Марусе? (в магазине, на рынке, на ярмарке)
А вы знаете, что такое ярмарка? Ярмарка – это место, где продаётся разный товар. В давние времена не было магазинов, и люди устраивали ярмарки. Продавали и покупали на ярмарках все, что угодно: и животных, и продукты, и, конечно, игрушки, сделанные своими руками.
Ребята, а вы хотите на ярмарку попасть? Тогда предлагаю начинать…. Мы перенесемся с вами в прошлое. На много-много лет назад и узнаем, какими промыслами владели наши с вами предки.
Чтоб туда скорей добраться, будем мы сейчас стараться. Все садитесь на коней, и поскачем поскорей.
Как лошадка цокает?
Артикуляционная гимнастика «упражнение лошадка».
Воспитатель: Ой ребята… мы с вами попали на выставку, на ярмарку народных ремесел…
Основная часть.
Воспитатель: Проходите, гости дорогие, не стесняйтесь! Посмотрите наши товары! Знакомы вам эти изделия?
Дети: Дааааа …. Нееееттт…
Воспитатель: А давайте-ка пройдем и посмотрим товары, которые представлены на нашей ярмарке.
1 стол Матрешки (На столе стоит множество разных матрешек) Предлагаю детям послушать стихотворение.
Россия наша славится
Расписными ложками,
А еще гордится
Русскими матрешками.
В каждом доме ей почет,
Все встречают с ласкою,
Потому что вместе с ней
Дом наполнен сказкою.
- Что это ребята?
Д. Матрешка
-А вы знаете, какие бывают матрешки?
-Называется она матрешка Семеновская, а называют так, потому что изготавливали матрешки в городе Семеново.
Мастера вначале вырезают из дерева матрешку, потом намечают тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён…
-Дети что изображено на фартуке?
Д. Букет пышных цветов.
-На голове у матрешке что одето? Д. -Платок.
-Что можно сказать о матрешке? Какая матрешка? Д. –Красивая….
- Скажите, а из чего сделана матрешка? Д. Из дерева. Значит она?
-Кто ее сделал? Д. -Мастер
-В каком городе делают матрешек? д. Семеново. Поэтому она называется «семеновская». Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.
-Во что одета матрешка?
Похожи они друг на друга. Чем? Чем отличаются друг от друга?
Матрёшка, русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.
Давайте посмотрим, что за секреты есть у матрёшки.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Приглядитесь внимательнее. Что вы заметили?
Дети: Они разные, у них разные платочки, губки бантиком, но у каждой по-своему нарисованы щечки – у одной розовые, у другой – красные.
2 стол. Дымковские игрушки.
Какие это игрушки? (дымковские)
-Почему их так называют? (их изготовили в селе Дымково)
-А почему село так интересно назвали? (когда зимой в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да, так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково)
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое “Дымково” назвали.
- в селе Дымково делали вот такие игрушки. Посмотрите, что у нас здесь стоит?
-Дымковские игрушки такие красивые! Что про них ещё можно сказать? (нарядные, весёлые, праздничные, разноцветные, яркие)
- Смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:
Барышня - красавица всем нам очень. (нравится).
Кофточка цветная, юбка. (расписная).
Много есть зверюшек, дымковских. (игрушек).
Уточка с утятами, курочка с. (цыплятами).
У большого индюка все расписаны. (бока).
Будет весело реветь в цирке глиняный. (медведь).
На коне сидит Емеля, едет он на. (карусели).
- Из чего сделаны эти игрушки?
Д. из глины. Значит они глиняные.
- Что с ними делали, чтоб игрушки стали крепкими?
Д. Обжигали в печи.
- А что делали потом с игрушками? (если дети затрудняются ответить)
- Остынет игрушка после печи и мастер её погружает в мелко молотый мел, а потом в молоко. Высохшая игрушка становится белой.
- Что дальше делает мастер?
-Игрушки расписывают яркими красками разными простыми узорами. Это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. И получаются вот такие красивые игрушки.
Физ. минутка
Русский народ не только умеет создавать замечательные игрушки. А ещё на Руси любили играть.
- Давайте поиграем в забавную игру «У Маланьи».
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши,
Жили в маленькой избушке (присесть, сложить руки домиком,
Семь сыновей (семь пальцев,
Все без бровей (очертить брови пальцем,
Вот с такими ушами (растопырить ладоши, поднести к ушам,
Вот с такими носами (показать нос растопыренными руками,
Вот с такими усами (нарисовать пальцем усы, развести руки в стороны,
Вот с такой головой (очертить большую голову,
Вот с такой бородой (показать руками с наклоном вниз,
Ничего не ели, на неё глядели
И все делали вот так … (любое движение).
3. Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная смешная
И чуть-чуть пузатая!
Подожди минуточку,
Ты откуда уточка?
Уточка свистит моя:
Филимоновская я!
Лесов вокруг деревни Филимоново мало, но зато много оврагов, а в них полно глины – белой, красной, черной, розовой. Какая отличительная черта у этих игрушек?
Дети: они веселые, разноцветные, красивые. Филлимовские мастера с любовью делали игрушки. Всем жителям, а особенно детям очень нравились эти игрушки, и они их ласково называли: (дети договаривают. Д/и «Назови ласково»)
• не козёл, а козлик
• не утка, а уточка
• не олень, а олешек
• не собака, а собачка
• не конь, а коняшка
• не петух, а петушок
• не курица, а курочка
• не баран, а барашек
• не птица, а птичка
• не рыба, а рыбка
• не лошадь, а лошадка
• не свинья, а свинка
4. Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.
5. Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.
6Жо стовская ро спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному, причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
7. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зелеными и золотистыми тонами по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится незолотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
-Ребята, за зиму мастера столько много игрушек делали. Предлагаю поиграть в игру Д/и «Один - много» (одна барышня – много барышень, один козлик – много козликов, один конь – много коней, один индюк- много индюков, один кавалер – много кавалеров, один офицер – много офицеров, одна собака – много собак, один олень – много оленей, один скоморох – много скоморохов, одна водоноска – много водоносок, один гусар – много гусаров)
Как вы думаете, какие люди их мастерили все эти предметы: добрые или злые?
(ответы детей).
Дети: Конечно, добрые и их доброта поселилась в каждой игрушке.
Воспитатель: Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним.
Ребята, из каких материалов сделаны ваши игрушки в группе?
Дети: из пластмассы, из резины, из металла.
Игрушки из пластмассы – пластмассовые, из резины – резиновые, из металла – металлические.
Давайте вспомним из каких материалов изготавливали игрушки в старину.
Дети: из дерева, из соломы, из глины.
повторяйте за мной -
Лa - ла - ла
Глина мягкою была.
Ли –ли, ли-ли
Мы игрушек налепили.
Ло - ло - ло
А у печки нам тепло.
Ле - ле - ле
Хорошо у нас в селе
7. стол музыкальные инструменты.
-Ребята посмотрите, еще на нашей ярмарке есть музыкальные инструменты.
- А вы знаете, что это за инструменты?
Ложки, дудочки, свистульки, бубенцы, трещотки.
Давайте каждый возьмет себе инструмент и попробуем сыграть на них.
Пока музыка звучит вы играете на своем инструменте, музыка прекращается и ваши инструменты затихают. (Повторяем 2-3 раза)
- Молодцы очень красивая мелодия у нас получилась.
Все товары посмотрели, везде побывали. Но нам нужно возвращаться в садик. Садимся н коней, и поскакали обратно.
Рефлексия с колпаком. Колпак одеваем ребенку на голову и он отвечает на вопрос.
- Молодцы ребята, понравилось вам наше занятие? Ребята, я сейчас буду надевать колпак вам на гголову и задавать вопросы. А вы по очереди отвечаете.
- Скажите, где мы сегодня были?
- А зачем устраивали ярмарки?
- Что покупали и продавали на ярмарках?
- Про какие игрушки вы сегодня узнали?
- Из чего сделаны матрешки?
- Из чего сделаны дымковские игрушки?
- На каких музыкальных инструментах вы сегодня играли?
Чем отличаются дымковские игрушки от филимоновских?
- А что вам понравилось больше всего, о чем вы бы могли рассказать маме с папой, другим ребятам?