Ирина Филиппова
Конспект НОД «Куклы из бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать чувство патриотизма, знакомить детей с вехами славянской истории и культуры. Приобщать детей к культуре русского народа. Знакомить с русскими народными традициями, обрядами, играми, праздниками. Обобщить и конкретизировать знания детей о народной кукле. Развивать творческие способности и воображение. Организовать весёлое и не принуждённое общение детей и взрослых. Развивать память, речь, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект НОД „Куклы из бабушкиного сундука“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
Методические приё мы: Беседа, Физ. / мин «Прогулка в зимний лес», чтение стихотворения, дид. /речевая игра «Назови друга ласково», пальчиковая гимнастика «Кукла», рассказывание пословиц и поговорок, танец «Прощание с летом», сюрпризный момент – куклы Маша и Даша, Екатерина Санница.
Оборудование: русская народная изба (печь, рушники, платки, лавки, сундук с куклами, ворота истории, стол с посудой для кукол, народные костюмы, клубок, столы, с куклами, нитками, материалом, лентами, кружевами.
Предварительная работа: создание в группе музея кукол, беседы с детьми о куклах, чтение стихотворений пословиц и поговорок о Родине. Изготовление с детьми тряпичных кукол.
Ход НОД
Звучит фонограмма «Россия – Родина моя», колокольный звон.
Воспитатель с детьми заходит в зал змейкой. И встают в круг.
Дети: – За морем теплее, а у нас светлее.
- На чужой стороне Родина милей в двойне.
- Кто где родился, там и пригодился.
- Родная сторона мать, а чужая мачеха.
- Нет в мире краше Родины нашей.
- Чужбина калина, а Родина малина.
Воспитатель: Ребята, это пословицы и поговорки, о наше Родине, о нашей стране. А как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: Россия очень красива и богата – традициями, народными умельцами, праздниками, играми и забавами. Давайте и мы с вами немного повеселимся, вспомним давние традиции.
Исполняется танец «Прощание с летом».
После танца дети рассаживаются на банкетки.
Тихим фоном звучит «кукольная музыка», воспитатель обращает внимание детей на кукол Машу и Дашу. Две девочки куклы сидят за накрытым столиком. Исполняется пластическая композиция кукол.
Кукла Маша : Я кукла Маша.
Кукла Даша : А я кукла Даша.
Кукла Маша : Посмотрите на нас какие мы красивые, какие нарядные, какие у нас бантики, какие юбочки.
Кукла Даша : А хотите вы узнать, в какие куклы играли ваши прабабушки?
Дети: Да.
Кукла Маша : Тогда мы приглашаем вас, совершить путешествие на несколько веков назад, в Древнюю Русь.
Куклы проводят детей через волшебные ворота, на которых написано «Древняя Русь», и попадают в русскую избу.
Воспитатель: (в народном костюме)
Здравствуйте. Детушки милые,
Соколики пригожие, да какие все хорошие:
Губки – ягодки, глазки - пуговки,
Щёчки аленьки, все кудрявеньки.
Спасибо. Что мимо не прошли
Ко мне в гости зашли.
Меня зовут бабушка Арина, а как вас зовут?
Ответы детей.
Бабушка Арина : Ой, старая я стала, не поняла, как вас зовут. А вот мне поможет мой волшебный клубочек. Мы будем его передавать друг другу да друг друга ласково называть.
Д/речевая игра «Назови друга ласково».
Бабушка Арина : Ну вот, мы и познакомились. Теперь я знаю, как вас зовут. А какие красивые у вас имена, как ласково вы друг друга называли.
А теперь проходите не стесняйтесь, поудобней, располагайтесь.
(дети рассаживаются)
Бабушка Арина : Многое забыли. Многое растеряли. Давайте собирать по крохам то, что уцелело. И для этого пригодится нам старинный бабушкин сундук. В нём храниться много добра.
Сундук этот мне подарила моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе дочка сундук добра, мне его моя матушка, твоя бабушка оставила. Береги его, он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю, береги! Вот я и берегу! Старенький сундук, уже 200 лет ему, а может и больше. Сколько интересного может рассказать содержимое сундука. Давайте заглянем в него и узнаем, что же в нём храниться.
Дети вместе с бабушкой Ариной открывают сундук.
Бабушка Арина : Ой, да здесь куклы? Да какие красивые! (рассаживает кукол на сундуке).
Традиционной игрушкой на Руси даже в самых бедных семьях была тряпичная кукла.
Ребята, а что вы знаете про этих кукол?
Дети: - В кукол играли и мальчики и девочки, куклы им делали мамы, бабушки старшие сёстры и с пяти лет девочки могли делать куклы сами.
- тряпичная кукла это изображение женской фигуры
Бабушка Арина : а из чего же делали кукол?
Дети: – кукол делали из старой уже поношенной одежды
- не используя ножниц и иголок
- кукол делали безликими, чтобы у них не было души и в ней не посилились злые духи.
- девочки старались украсить своих кукол – фартучком, пояском, ленточкой, бисером, вышивкой.
Бабушка Арина : И в правда ребята. Посмотрите (показать на кукол) все наши куклы похожи на людей. Сделаны из кусочков материала, безликие и очень красивые и нарядные.
А вы знаете, что у каждой куклы была своя роль, своё назначение.
Дети рассказывают о куклах – Зайчик – на – пальчик, Мартиничка, Зерновушка.
Бабушка Арина :
На Руси уж так идёт
Что талантливый народ
Сам себе и швец и жнец
И на дудочке игрец.
Вот, смотри, идёт хозяйка –
Та хозяйка не лентяйка.
Ребята посмотрите, и кто же к нам пришёл?
Заходит Екатерина – Санница (тихим фоном звучит народная музыка)
Екатерина Санница: Здравствуйте ребятушки. Меня зовут Екатерина – Санница. Ходила я смотрела санные пути, не могла я мимо пройти, к вам в гости не зайти. А кто же из вас знает, почему меня Санницей называют?
Дети: В начале зимы на Екатерину, отмечали весёлый праздник – Санницу. 7 декабря прокладывались санные пути. И вся деревня собиралась на пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых людей. Поболеть за них.
К празднику готовились заранее. На ярмарке покупали сани. Они были разные: одиночные, парные, троечные, обыкновенные будничные, праздничные расписные, украшенные резьбой.
Екатерина Санница: Да, в старину наши предки очень любили зиму. Потому что только зимой можно кататься на санях с гор, устраивать гонки, катать друг друга, играть в снежки, слепить снежную бабу.
Смотрю, что - то вы засиделись. Екатерина Санница заводит хоровод детей (муз. «Ой заинька… «Коляда». Ну вот мы с вами и попали в зимний лес.
Двигательное упражнение «Прогулка в зимний лес».
Надевай, ребята, лыжи.
Лес всё ближе, ближе, ближе.
Мы на лыжах идём.
Песню весело поё м:
-Ля-ля-ля…
Речка впереди блестит,
Льдом призывно нас манит.
Мы коньки наденем,
Заскользим скорее.
- Ля – ля – ля…
Мы на санках с горки мчимся
И нисколько не боимся.
Впереди большой сугроб.
Ой, упали! Санки, стоп!
Екатерина Санница: Ну, вот и размялись. А мне пора дальше отправляться в путь. А на прощание я хочу оставить вам подарок.
Екатерина Санница: дарит куклу Параскева пятница, прощается и уходит.
Бабушка Арина : ребята, а кто знает, что за куклу оставила нам Екатерина - Санница?
Дети: Святая Параскева покровительница женщин и женского ремесла, покровительница рукодельниц. У каждой хозяйки, раньше была кукла Параскева, она помогала в домашних делах, поэтому у неё было много рук. Её украшали в русский костюм, на него навешивали пояса, ленты, кружева, пуговицы, иголочки.
Бабушка Арина : После санных соревнований вечерами девушки собирались вместе и занимались рукоделием. Вот и я вас приглашаю по рукодельничать и украсить, подружек для куклы Параскевы.
Дети рассаживаются за столы, на которых - заранее сделанные куклы, лоскуты, нитки, ленты.
Воспитатель: А сначала давайте с вами наши пальчики разомнём, согреем их после зимнего леса.
Пальчиковая гимнастика «Кукла».
Раз, Два, три, четыре
Куклу сшить себе решили
Шили – шили, шили – шили
Нитка длинная, игла.
Будет кукле голова,
Будет кукле платье
Станем с ней играть мы.
Дети начинают украшать куколок, воспитатель наблюдает за работой детей, поощряет, подсказывает. 9тихим фоном звучит народная музыка».
Бабушка Арина : Посмотрите, какие замечательные, очень красивые куклы у вас получились. Давайте их поднимем в верх, и покажем друг другу.
Ребята, а ведь нелегко нам было, трудиться, правда?
Дети: Да.
Бабушка Арина : Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Дети:
- Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
- Долог день до вечера коли делать нечего.
- терпенье и труд всё перетрут.
Куклы : А теперь ребята нам домой пора в наш детский сад (под музыку дети проходят через ворота «Древняя Русь»).
-Воспитатель: Вот мы и дома оказались и куклы Маша и Даша с нами.
Посмотрите, а какие красивые куклы остались на память о нашем путешествии.
Трудись, покамест служат руки
Не сетуй, не ленись, не трусь
За все твои дела и муки
Тебе спасибо скажут внуки
Тебе спасибо скажет Русь.