Наталья Мартынова
Конспект НОД «Литературный калейдоскоп» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в ст. гр.
Цель: Выявить знание воспитанников о литературных произведениях, учить воспитанников составлять интересные описания героев.
Задачи:
- развивать связную и диалогическую речь, умение содержательно отвечать на вопросы;
- развивать у воспитанников умение описывать героев сказки;
- воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать, не выкрикивать.
Публикация «Конспект НОД „Литературный калейдоскоп“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Материал: камень с надписью, коробка с масками, пазл «Цветок», картинки с изображением животных.
Предварительная работа: За 2-3 дня до занятия организовать выставку литературных произведений, помочь детям при рассматривание иллюстраций вспомнить литературные произведения, по просьбе детей прочитать некоторые из них; во время самостоятельной деятельности детей, загадать загадки, предложить детям придумать свои загадки.
Ход НОД:
Воспитатель приглашает детей в сказку, дети садятся в автобус и едут. Останавливаются у двух дорог, где лежит камень. На камне написано: «Направо пойдешь – загадки найдешь. Налево пойдешь – героя найдешь. Вперед пойдешь в русскую сказку войдешь. Назад пойдешь в якутскую сказку попадешь. И так поехали направо.
1. Игра «Отгадай загадку».
- Вы любите отгадывать загадки?
-Что такое загадка?
-Чем загадки отличаются от стихов, рассказов?
( Загадки бывают разные: о животных, о растениях, предметах; похожие на стихи, короткие, всего из одного предложения. В загадках предмет не называется и нужно самому догадаться, о чем речь. Чтобы легче было догадаться, в сказке говорится, на что похож этот предмет).
-А теперь я предлагаю отгадать загадки и доказать, что ваша отгадка подходит к загадке и объяснить, почему вы так думаете? Слушайте загадку.
*Икки сирдьиттээх, туорт суолдьуттаах, дэгдэлимэ сэлиик баар уьу (ыт)
*Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы? (белка).
*От мас аьылыктаах ойуоккалаан огонньор баар уьу (куобах).
*Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все ребята разбежались,
Напугал зверят тех. (волк).
*Икки титириги илдьэ сылдьар баар уьу. (таба)
-Молодцы, вы справились и получаете часть картинки.
2. –Едем налево искать нашего героя.
В этой игре вам нужно, как можно подробнее описать литературного героя.
Кому необходимо, можете воспользоваться моделью.
- Какой он внешний?
-Какой он по характеру?
-Что он умеет делать?
-А мы попробуем отгадать. «Лисичка –сестричка», «Оной ботуук».
-Молодцы.
Физкультминутка.
-А сейчас мы поиграем в игру «Сказки». Давайте сделаем круг.
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
А теперь ее потянем (имитация движения)
Из репы кашу сварим (имитация еды)
Мы славная семья козлят.
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (встают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
-Молодцы, вы справились и получаете часть картинки.
3. Едем вперед в русскую сказку игра «Угадай кто это?»
-Ребята вы сказки любите?
- А как можно сказать о сказке, какая она? (Волшебная, чудесная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая)
-Мы с вами прочитали много книг. Давайте вспомним.
-Кто сочиняет сказки? (Писатели, сказочники, народ).
-Чем отличаются сказки от других литературных произведений? (В сказках есть волшебство, животные разговаривают. В сказках заключается народная мудрость, которые сочинил народ. Из сказок мы узнаем, как жили люди раньше, чему учили своих детей, о чем мечтали, они рассказывали сказки своим детям, а те, когда вырастут своим детям. Сказки учат быть добрыми, трудолюбивыми. В сказках зло всегда наказывается. В сказках рассказывается о приключениях людей и животных.)
-Как начинаются сказки? (Давным – давно, жили- были, Арай –биирдэ, былыр-былыр)
-Как заканчиваются сказки? (Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, Ол кэмтэн ыла, Онтон ыла.)
-А сейчас я предлагаю вам вспомнить, в каких сказках встречаются названные мною герои и характеризовать их. (Лиса, волк, заяц, медведь.)
-Замечательно вы справились и получаете часть картинки.
4. Едем назад от камня инсценирование «Куттас ыалдьыттар»
Герои : кутуйах, куурусса, хаас, торбуйах, эьэ.
Утуу – субуу бары эьэ дьиэтин аанын кэлэн тонсуйа тонсуйа, санараллар.
Кутуйах : -Пиик-пиик, бэрэскиитэ бэрис эрэ.
Куурусса:-Ко-ко-кооо, куруппата кут эрэ».
Хаас:- Га –га- га, хайа, горох баар дуо?
Торбуйах:-Мээ, уут иьиэм этэ.
Эмискэ дьиэ аана аьыллар, эьэ былтас гынар:-Дррр…».
Ыалдьыттар куттанан уруо – тара сырсаллар.
Эьэ:- Дорооболорун! Хайа ханна бардылар?- дии-дии элээр-мэлээр корутэлиир.
-Молодцы вы справились и получаете часть картинки.
-Игры нашего волшебного камня закончились. Но перед тем, как вы найдете сюрприз, я хочу спросить у вас :
1. Что помогало вам, справиться с заданиями?
2. Какое задание бело самым интересным?
3. А знание сказок вам помогало?
- Ну, теперь сложите пазлы в картинку. Вы собрали все необходимые пазлы. Что нужно сделать, чтобы узнать, где находится сюрприз?
(Дети находят сюрприз).