МААМ-картинки

Конспект НОД «Матушка Природа — кладовая здоровья»

Ольга Сбитнева
Конспект НОД «Матушка Природа — кладовая здоровья»

«Матушка Природа — кладовая здоровья»

Программное содержание:

•Актуализировать знания детей о разнообразии лекарственных растений Нижегородской области.

•Закреплять знания детей об их внешнем виде, строении.

•Формировать представления об использовании лекарственных растений в медицине, пользе при использовании для организма человека.

•Знакомить детей с приготовлением настоя из растений.

Развивать коммуникативные способности детей, наблюдательность, внимание, память, речь, мышление.

•Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира,

Публикация «Конспект НОД „Матушка Природа — кладовая здоровья“» размещена в разделах

•Относиться к природе эмоционально, бережно, желание больше узнавать о родной природе.

Дети входят в группупо р-н-музыку. Их встречает вос-ль в р-н костюме.

В: - Здравствуйте, дети. Получили вы моё письмо? Я, бабушка-Здравушка.

Живу, не старею-

Никогда не болею

И вам здоровья желаю.

-В старину люди, приветствуя друг друга, желали здоровья. Давайте и мы по русскому обычаю пожелаем друг другу здоровья. Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь и скажите: «Доброго здоровья

-Издавна люди заметили, что больные животные уходят в лес, на луг, чтобы съесть какую-нибудь травку для того, чтобы выздороветь. Так и человек стал искать помощи у разных растений, замечать, что одни травки помогают заживлять ранки, другие лечат от кашля, третьи придают сил и здоровья. Замечали и составляли специальные книги «Травники». Как вы думаете, что это такое?

Ответы детей.

- «Травник» - это книга, в которую записывали все о лекарственных растениях: как оно выглядит, чем полезно, какую часть растения используют, как применяют, зарисовывали внешний вид этого растения. У нас тоже есть такие книги, теперь их называют справочник, а раньше называли «Травник».

-И у меня есть книга такая. Досталась мне она от бабушки, а ей от её бабушки.

-Хочу я вас к себе в гости пригласить и поговорить о лекарственных растениях, целебных травах. Поделиться своими секретами, а может быть, и вы меня чему научите. Ну, что хотите в гости ко мне?

Д: Да! Конечно!

Б-З: Тогда вставайте со стульчиков и вперёд! Через лес придётся нам идти.

Физкультминутка:

«Здравствуй лес, прекрасный лес,

Полный сказок и чудес.

(шагают с продвижением вперёд)

Ты о чём шумишь листвою

Расскажи - не утаи,

Ты же видишь - мы свои!

(Повороты вправо-влево, развести руки в стороны, прижать ладони к груди)

Только в лес мы пришли-появились комары.

(маршируют на месте, имитируют укусы комаров, похлопывают по разным участкам тела)

Снова дальше мы идём - перед нами водоём!

(шагают на месте)

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз – два, раз- два позади уже вода.

(Прыжки)

Раз – два, раз- два впереди теперь изба.

(машут руками над головой)

Б– З: Вот мы и пришли. Проходите, гости дорогие, да рассаживайтесь на лавочки. А вот и книга моя, с помощью этой волшебной книги мы отправимся в страну

лекарственных растений. Ребята, а почему некоторые растения называют лекарственными?

Д: - Потому что они лечат от разных болезней.

Б: Правильно. А какие вы знаете лекарственные растения?

(Дети перечисляют.)

-Богат наш край Нижегородский лекарственными растениями.

Располагайтесь по удобнее, я открываю страничку.

(Звучит спокойная музыка.)

-Отгадайте загадку, про какое растение рассказывается на первой страничке?

- На зеленой круглой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал

И развеял этот шар.

Д:- Это одуванчик.

В: Посмотрите, правильно вы отгадали?

Обращает внимание детей на экран.

-Это очень нужное и полезное растение. Оно

произрастает не только у нас в Нижегородской области, но и по всей России.

Кто хочет рассказать о нем?

Дети рассказывают, опираясь на модель «Растение». Слайд №2.

Д:- Одуванчик растет на лугу. У него есть корень, длинный, тонкий, прямой стебель,

слегка резные листья и желтый цветок, похожий на шарик.

Воспитатель:- А знаете ли вы ребята, чем он полезен и как его используют? Ну, тогда слушайте внимательно. В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов. Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Кто может рассказать стихотворение об одуванчике?

Дети читают стихи.

В: - Молодцы! Вот сколько полезного мы узнали из этого стихотворения!

Перевернём следующую страничку.

Слушайте загадку:

«Тонкий стебелек у дорожки

На конце его сережки

На земле лежат листки

Маленькие лопушки

Нам он, как хороший друг

Лечит ранки ног и рук».

(Подорожник.)

Обращает внимание на экран.

-А где он растет?

Дети: Вдоль дорог.

В: А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной?

Ответы детей.

В: Давайте заглянем, что книга нам рассказывает про травку. Подорожник – лекарственное растение. В народе его называли “порезник, ранник. Догадались, почему?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает ответы детей.

В:- Подорожник обладает ранозаживляющим свойством.

Даже существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника:

«Однажды две змеи, расположившись у дороги, грелись на солнышке. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дроги, а другая замешкалась, и колесо переехало ее. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран».

Прежде, чем прикладывать листок подорожника его нужно очистить от пыли, затем слегка поцарапать листик, чтобы выделился сок, и приложить к ране. Отвар подорожника пьют при болезнях желудка.

Воспитатель: Засиделись вы ребятки. Пора немного отдохнуть вам. Давайте присядем на полянку и отдохнем. Закройте глаза.

Релаксация.

(звучит музыка П. Марка " Одинокий пастух")

«Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы, луга. Надо мной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром - царства лекарственных растений. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому».

Воспитатель: Отдохнули? Переворачиваем страничку. Есть травка, которую боятся все, попробуйте отгадать. Вот вам следующая загадка:

«Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву?»

Д: Крапива.

Воспитатель: Правильно. А знаете ли вы, где она растёт?

В: Она растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Из стеблей крапивы получали волокно для выработки тканей. Огородники считают её жгучим сорняком, но ведь от неё и польза людям большая. Крапива – лекарственное растение. Лекарство спрятано в листьях и стеблях. Крапива прекрасно останавливает кровотечение, лечит простуженное горло, насыщает организм витаминами. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, крапивный салат.

-Перевернём страничку. Это растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:

«Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся…»

Д: Ромашки.

В: А кто знает, как правильно называется лекарственное растение ромашка?

Д: Ромашка аптечная.

Правильно. Кто хочет рассказать об этой красавице?

Д: - Ромашка растет везде: на полянке, на лугу, около речки. У нее высокий прямой стебель, он тонкий и ветвистый. Листья узкие и очень похожие на укроп. Цветочки маленькие и их у ромашки много. У цветка белые лепестки и желтая серединка.

В: Все правильно. Ромашка – это распространенное растение. Его можно встретить по всей России. Вы, наверное, слышали такие слова: «Ромашковая Русь», «Ромашковая

Родина моя»? Эти слова относятся и к нашему краю. Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений.

А может вы знаете, как используют ромашку аптечную?

Ответы детей.

В:- Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов. В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Мяч лови - бросай, на вопросы отвечай!»

(Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задает вопросы детям).

Вопросы:

- Что такое лекарственное растение?

- Для чего используют лекарственные растения?

- В какую погоду собирают лекарственные растения?

- Почему подорожник так назвали?

- Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов?

- Где можно собирать лекарственные растения?

- Почему растение мать – и – мачеха так назвали?

В: О каких лекарственных растениях сегодня мы с вами разговаривали?

Д: О ромашке, одуванчике, крапиве и подорожнике.

В: На столе приготовлены пакетики с сухими лекарственными растениями.

Вы должны внимательно наблюдать и помогать мне. Из каких лекарственных трав мы

будем готовить настой?

Д:- Из ромашки.

Воспитатель: - Верно. Сейчас мы приготовим противовоспалительный настой, которым модно

прополоскать горло, промыть уши, нос, ополоснуть волосы. Итак, что мы сейчас будем готовить?

Д:- Настой из лекарственных трав.

В: - Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку

лекарственных растений

( Дети помогают: набирают растения в ложку, высыпают в стакан.)

-Теперь я залью травы кипятком. Настой называется настоем потому, что он должен настояться. Скажите, вода, которой я заливала травы, какого цвета была?

Д: Вода была бесцветной.

В: Накроем настой крышкой и посмотрим, как изменяется цвет воды.

Д: Вода меняет цвет.

В: Верно. Растения отдают воде свой цвет и все свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться.

В: Ну, что мои милые ребята, понравилось вам у меня в гостях, сумела я раскрыть небольшие тайны природы? Расскажите, что нового и интересного для себя вы сегодня узнали?

Ответы детей.

-Этой информацией вы можете поделиться со своими друзьями и родителями.

В: - А сейчас, я вас приглашаю на чаепитие. Но мы с вами будем пить не простой чай, а лечебный, приготовленный из лекарственных трав. Такой чай называют - фиточай. Я хочу угостить нас чаем из липы. Очень вкусный, душистый и полезный чай. Дети, будьте все здоровы!

Дети угощаются фиточаем с баранками и мёдом.

Публикации по теме:

Конкурс «Умники и умницы» на тему «Нету лучше дружка, чем родная матушка» МБДОУ детский сад №5 г. Ворсма План-конспект литературного досуга. Конкурс «Умники и умницы» на тему «Нету лучше дружка, чем родная матушка».

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: Витамины для здоровья «Сказка о короле Обжоре» Конспект Цели и задачи: 1. Расширение представления о важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;.

Конспект НОД «Кладовая Прикамья» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в группе детей старшего дошкольного возраста. Воспитатель второй квалификационной категории:.

Конспект НОД в подготовительной группе Тема: «Родина моя — Россия матушка» Цель. Формировать представление о России, как о родной стране, о родном г. Новокуйбышевске, как о малой родине. Задачи. -Обогащать и углублять.

Конспект во второй младшей группе на тему: «Правильное питание — залог здоровья» Цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста потребность к здоровому питанию. Задачи: - сформировать понятие о важности правильного.

Конспект занятия на тему «Глаза человека» из цикла «Путешествие в страну здоровья». КОУ Омской области «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» Конспект занятия для детей.

Конспект занятия по валеологии на тему «Зубы — зеркало здоровья». Цель Расширять знания детей о зубах. Круг радости : Шаг назад, шаг вперёд И на месте поворот А сейчас мы отряхнемся И друг другу улыбнёмся Дружно за руки возьмёмся И ещё раз.

Конспект занятия в средней группе «Кладовая здоровья» «Кладовая здоровья» Задачи: Образовательные: - расширять знания детей о явлениях неживой природы (воде); - уточнить представление о значении.

Экологическое развлечение «Здравствуй, лес! Здравствуй, матушка природа!» Задачи: - воспитывать бережное отношение к природе. - закрепить знания детей о цветах, деревьях, птицах, диких животных, насекомых. - расширять.

Сценарий экологического праздника «Здравствуй, матушка природа!» Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вот и вcтpeтились мы с вами на цветочной поляне. Правда, здесь очень красиво? Деревья стоят зеленые, на полянке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Матушка Природа — кладовая здоровья»
Опубликовано: 7 сентября 2015 в 21:15
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД