Папки-передвижки

Конспект НОД «Народные умельцы и промыслы» (старшая группа)

Людмила Горбанева
Конспект НОД «Народные умельцы и промыслы» (старшая группа)

Цель: формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

Задачи:

- ознакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Жостовская роспись, Мезенская роспись, Палехская роспись);

- развивать образное мышление;

- воспитывать эстетический вкус.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Богата и привольна Родина моя

И промыслом народным славится она.

Публикация «Конспект НОД „Народные умельцы и промыслы“ (старшая группа)» размещена в разделах

Есть Тула, Гжель и Суздаль

И Павловский Посад,

Загорская матрешка,

И хохломской наряд.

По всей России-матушке,

Куда не бросишь взгляд,

Народные умельцы

С любовью мастерят.

- Ребята, посмотрите на предметы, которые я для вас приготовила (стол в хохломской росписи, деревянные ложки и т. д.)

- Россия испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

Народные промыслы России представлены многообразием направлений: производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

Во многих семьях можно найти посуду, мебель, платки, матрешек, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть и в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики - на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров.

- Сегодня наше занятие будет посвящено знакомству с народными промыслами России.

- На доске вы видите картинки с изображением народных промыслов. Многие из них вам знакомы, возможно, вы даже знаете, как называются некоторые из них. Обратите внимание, чем они отличаются (материал, цвет, орнамент).

- Давайте попробуем разобраться.

II. Основная часть.

Просмотр презентации «Народные промыслы России»

1) Дымковская игрушка

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки.

А ну, отгадайте, кто я?

- Правильно, это дымковская роспись.

Воспитатель: Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

Зародился промысел в вятской заречной слободе Дымково, отсюда и название игрушки. Первыми дымковскими игрушками стали свистульки вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи».

Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.

За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь.

2) Городецкая роспись

- А сейчас послушайте загадку и скажите, о каком виде росписи здесь говорится:

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как-будто полушалки

Там лихо скачут всадники,

Жар – птицы в высь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городецкая роспись)

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Городецкая роспись – один из самых знаменитых художественных промыслов России, ярчайшее явление так называемого «наивного» искусства. Среди самых распространённых сюжетов росписи – гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, который является символом богатства, образ птицы – символ счастья, народные праздники. Роспись насыщена богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озарена ярким полуденным солнцем, будто заливающим ослепительным светом пышные гирлянды цветов и причудливых птиц. Сегодня фабрика «Городецкая роспись» выпускает разнообразный ассортимент изделий с традиционной орнаментальной, сюжетной росписью и резьбой по дереву.

3) Гжельская роспись

Воспитатель: Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

Белоснежные фарфоровые чайники, чашки, сахарницы, подсвечники, часы, шкатулки, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушки Гжель. Там и живут мастера, которые делают посуду с «небесными» узорами.

Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.

4) Хохлома

Воспитатель: А теперь послушайте еще одну загадку:

Ах, какая красота!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты

Блестят они как золотые,

А может солнцем залитые.

- О какой росписи загадка?

- Какие элементы узора используют мастера хохломской росписи?

/ травинки, кудрина, ягода, усики, завитки, листочки, цветы, клубничка, кустики/.

Воспитатель: Ещё говорят, что хохломская роспись напоминает золотую осень. А кто нам подскажет почему?

- Правильно, золотая осень – бесспорно хохлома. Золото, листы, травинки, ягоды – напоминают нам осень.

ЛЕГЕНДА ПОЯВЛЕНИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ

- Ещё совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей. Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.

5)Жостовская роспись

- Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.

III. Физминутка «Росиночка-Россия».

– А теперь давайте ещё раз посмотрим на картинки, представленные на доске. Какие народные промыслы на них представлены? (Дети называют народный промысел и вывешивают карточки с названием). Что характерно для каждого вида росписи? (Зачитывается стихотворение про каждый вид росписи).

1. Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Поросята, индюки.

Ярко все наряжены,

Пестро разукрашены.

Любит их и стар и млад.

2. Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

3. Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса.

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

4. Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

5. На жостовском подносе

В зеркальной глади лака

Ржаная медь колосьев,

Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.

Лесной подснежник первый…

А жостовские кисти

Нежнее легкой вербы.

Творческая работа

- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли народных умельцев. Я раздам каждому из вас гипсового петушка, а вы выполните работу в стиле дымковской росписи.

IV. Итог занятия.

- О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились?

- А закончить наше занятие я хочу пословицей:

«Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

- Посмотрите, какие чудесные работы у вас получились!Выставка детских работ.

Публикации по теме:

Фотоотчет о творческих работах «Народные промыслы»Фотоотчет о творческих работах «Народные промыслы» ФОТООТЧЕТ О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ " НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ" ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - Расширить знания детей о народных промыслах: гжельской,.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему: «Народные промыслы» Цель: Закрепить знания детей об истории возникновения народных промыслов. Задачи: 1. Продолжить формировать знания об особенностях изделий.

Консультация «Казачьи народные игры» (старшая группа)Консультация «Казачьи народные игры» (старшая группа) Казаки - это степной народ, народ, всегда высоко ставивший самостоятельность человека, народ - "наездник". В этом проявлялся их образ жизни,.

Лото «Народные промыслы» для детей 2–3 летЛото «Народные промыслы» для детей 2–3 лет Лото Народные промыслы Возраст: ранний (2-3 года) Материал: 4 больших карточек каждая из которых поделена на 9 клеток, 32 маленьких карточки.

Лэпбук «Народные промыслы»Лэпбук «Народные промыслы» Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в.

Лэпбук «Народные промыслы» (младшая группа)Лэпбук «Народные промыслы» (младшая группа) Актуальность: В настоящее время дети мало знакомы с декоративно-прикладным творчеством. Поэтому мы решили сделать лэпбук в данной тематике.

Подборка стихов «Народные промыслы» Наша страна богата народными ремёслами. Они поистине сокровищница культуры народов России. Веками развивались традиции народного искусства,.

Конспект НОД по образовательной области познание «Народные промыслы России»Конспект НОД по образовательной области познание «Народные промыслы России» НОД по образовательной области Познание Цель: Закрепление представлений детей о народных промыслах России Задачи: -Воспитание патриотических.

Проект «Народные промыслы. Матрёшка» Проект «Народные промыслы» (матрёшка) Подготовила: Костенко М. А Вид проекта: информационно – творческий. Продолжительность: краткосрочный.

Совместная деятельность в старшей группе в рамках тематической недели «Народные промыслы. Народные игрушки»Совместная деятельность в старшей группе в рамках тематической недели «Народные промыслы. Народные игрушки» Цели: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формировать знания детей о народных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Народные умельцы и промыслы» (старшая группа)
Опубликовано: 15 сентября 2019 в 20:59
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД