Иванова Светлана
Конспект НОД «Путешествие по природным зонам Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательному развитию
"Путешествие по природным зонам Земли"
Цель: Формирование целостного представления о природных климатических зонах
Задачи:
обучающие: обобщить знания детей о планете Земля; формировать представления о разнообразие природных зон; об особенностях животного мира;
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по природным зонам Земли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природные зоны Земли
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
развивающие: развитие познавательного интереса у дошкольников к окружающему миру; формировать представления о разнообразие природных зон; об особенностях животного мира; стимулировать активность и любознательность ребенка;
развивать навыки коммуникативно-речевых способностей у детей;
воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, не перебивать, дослушивать до конца, поднимать руку, если готов ответ на вопрос.
Ход: Дети заходят в группу, здороваются.
1, 2, 3, 4, 5- не будем отвлекаться.
1, 2, 3, 4, 5- начинаем заниматься.
Будем отвечать активно, хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие захотели вновь прийти!"
- Ребята! Угадайте загадку.
На столе передо мной.
Закрутился: шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, —
Уместил всю землю …
-Правильно это глобус!
- Ребята, а что же такое глобус? Глобус – это модель нашей земли.
-Послушайте тогда еще одну загадку: "
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Географическая карта)
- А что такое карта? Это тот же глобус, только в развернутом виде.
- Ребята, а как вы думаете, на земном шаре везде одинаковый климат? Нет, это зависит от попадания солнечных лучей на землю (картинка)
- Что такое климат? Климат – это погодные условия. И в разных точках земного шара климат разный, где-то жара, где-то холод.
Воспитатель: Посмотрите пожалуйста, какие цвета вы видите на карте?
Дети: На карте мы видим зеленый, желтый, коричневый, синий, белый цвет.
Воспитатель: Что же означает все эти цвета?
Дети: Зеленый цвет – означает деревья, кустарники, лес; коричневый – горы; желтый – песок, пустыни ; синий – моря, океаны, реки, озера; белый – лед, снег.
Воспитатель: Мы с вами внимательно рассмотрели карту, вспомнили, что означают разные цвета на ней, а сейчас мы отправимся в кругосветное путешествие по природным зонам Земли.
А то такое природные зоны Земли? часть земли с определенным климатом, растениями и животными. Правильно.
-А какими должны быть путешественники. Смелыми, отважными, умными, дружными. Нам предстоит выяснить, какие существуют природные зоны, узнать их климатические особенности, и побывать в роли путешественников. Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, зарисовывать все вот в таких листах, чтобы навсегда запомнить наше путешествие. Каждый из вас получает листы-путеводители.
А отправимся мы в путешествие на корабле. Прошу занимайте места. (дети садятся в импровизированный корабль) Раздается гудок.
- Начинаем наше путешествие! Берем бинокли. Плывем на корабле.
Смотрим, где мы находимся? Ответы детей (в Арктике)
- А как ещё называют эту природную зону? Ответы детей (царство льда и снега).
- Почему она получила такое название? много снега, льда, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние.
-Какие животные живут в Арктике? (расставляем на карте животных)
- Как приспособились животные к суровому климату Арктики?
Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).
А как же толстый слой жира спасает животных. Давайте проведем опыт
Исследовательская деятельность
В ёмкость с водой опустите руку и тут же выньте её. Обратите внимание, что рука стала сырой, покрылась тонким слоем воды. Тряхните рукой, вода осталась на руке. Вытрем руку, чтобы она снова стала сухой. А теперь, давайте протрём руку жиром и снова опустим в воду и вынем.
– Что вы заметили? (Вода не покрывает всю руку, она собралась капельками).
– Как вы думаете, почему так получилось? (Жир не пропускает воду).
– Тряхните рукой. Капельки легко отлетели.
– Что же спасает белого медведя от замерзания в сильный мороз? (Шерсть пропитана жиром).вытирайте ручки влажной салфеткой.
- Зарисовываем в наших листах - путеводителях первую картинку нужно соединить все точки. (получился медведь)
– Итак, наше “путешествие” продолжается. (берем бинокль, гудок парохода)
«Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает».
–Что это за природная зона? Ответы детей (тундра).
- Что указывает на то, что это – тундра?
Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти не греет землю, много болот).
А какие животные живут в тундре? олени, волк, куропатки.
- Как приспособились животные и растения к климатическим условиям?
У животных густой мех.
- В тундре множество болот, озер, ручьев и речек. Но не потому, что здесь выпадает особенно много дождей, а потому, что вода не может просочиться в мерзлую землю и остается на ее поверхности. Почему летом большая часть тундры покрыта болотами? Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведем эксперимент.
Исследовательская деятельность
Возьмем две одинаковые непрозрачные емкости (можно использовать цветочные горшки, наполненные землей. В одной из емкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно).
- Скажите, одинаковые ли эти горшки?
Теперь в каждый из горшков мы нальем одинаковое количество воды.
- Как вы думаете, что должно произойти? (Вода уйдет в землю.) Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.
Проделываем то же самое со вторым горшком.
- Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Раскопаем землю. Так и есть - стекло.
Воспитатель: В тундре, конечно, не стекло мешает воде. За длительную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой и вода, так же, как и в случае с цветочным горшком, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля, поэтому тундру называют "вечной мерзлотой". Любая ямка канава, впадина в тундре быстро наполняется водой. Поэтому-то и образуются болота.
Зарисовываем в наших листах - путеводителях следующую картинку нужно соединить все точки. (получился олень)
Ну а теперь пришла пора немного отдохнуть.
Динамическая пауза «Мы идём!»
Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (шагают).
Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).
Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).
Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).
Где же он кончается? (пожимают плечами).
Дуют ветры ледяные, (машут руками).
Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).
Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).
Там согреешься едва ли… (обнимают себя).
Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).
Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).
или?
Отправляемся путешествовать дальше. (берем бинокль, гудок парохода)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?»
- Кто догадался, где мы находимся? В зоне лесов
- Какое значение для человека и животных имеет лес? Дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; источник ягод, грибов.
А какие животные здесь живут? Бурый медведь, лиса, волк, белка….
Дети расставляют животных на карте.
Зарисовываем в наших листах - путеводителях картинку, нужно соединить все точки.
Продолжаем наше путешествие (гудок). Давайте возьмем бинокли.
Что вы видите?
"Очень жаркая она.
Солнце, лето круглый год
Море, пальмы и песок.
Тут пустыни жаркие,
Звезды ночью яркие. "
Куда ни глянь – один песок и небо, ярко светит солнце. Как называется эта природная зона? Пустыня.
-А какие животные здесь живут? Верблюд, скорпион, тушканчик, варан.
-Какие особенности животных помогают им выжить в жарком климате?
Ответы детей - могут долго обходиться без воды, у них нет шерсти, тонкий кожный покров и т. д
Где скрываются животные от жары? Ответы детей (в норах, в тени камней).
- Почему в пустыне редко встречаются растения? Ответы детей (мало воды).
Но есть место в пустыне, которое называется Оазис – это место с пышной
растительностью в пустыне. (картинка)
Давайте расставим животных на нашей карте.
Молодцы!
Зарисовываем в наших листах - путеводителях следующую картинку (получился у нас верблюд)
Продолжаем наше путешествие. Давайте возьмем бинокли. (гудок парохода)
Что за природную зону мы видим? Саванна
На Земле нет такого места больше нигде, как в саванне, в котором встречается самое большое разнообразие хищников и травоядных.
А какие животные обитают в саванне? Жираф, слон, бегемот.
Давайте расставим этих животных на карте.
И зарисуем в листах - путеводителях. Дидактическое упражнение «Расставь слонов по росту»
– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать?
Но нам пора возвращаться домой (гудок парохода) картинка Санкт-Петербурга) Спускаемся с корабля на Землю, становимся в кружок.
- Интерактивная технология «Интервью»
Мы сегодня много интересного узнали и делали. А вот чтобы узнать, что вам больше всего понравилось и запомнилось, я предлагаю игру «Журналисты». Педагог -журналист (или ребенок) задает вопросы:
1. Что такое природная зона? часть земли с определенным климатом, растениями и животными;
2. Что понравилось больше всего в путешествии?
3 Что вам запомнилось?
4. Вы хотели бы стать путешественником?
5 Что такое климат? Климат- это погодные условия.
6 Кто может долго обходиться без воды? верблюд
7 В Арктике живет бурый медведь? (НЕТ)
8 Животные севера надежно защищены от стужи? (ДА)
9 Назови природную зону, где много болот? Тундра
10 Жирафы, слоны и бегемоты живут в жарких странах? (ДА)
11 В какой природной зоне живет слон? Саванна
12 А как еще называют Арктику? Царство льда и снега
13 Какую местность называют «оазисом»? Оазис – это место с пышной
растительностью в пустыне
14 В жарких странах почти каждый день идет снег? (НЕТ)
15 Белый медведь ест малину? (НЕТ)
Спасибо! Наше занятие окончено!