Евгения Аверченко
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «История старинной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад №20 «Росинка»
комбинированного вида
Истринского муниципального района
Непосредственно образовательная деятельность в форме занятия
по духовно-нравственному воспитанию дошкольников
на тему: «История детской игрушки»
(старшая группа)
Составила: Аверченко Е. С. воспитатель
2016 г.
знакомство детей с историей игрушки.
Задачи:
- знакомство детей с историей игрушки.
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию „История старинной игрушки“» размещена в разделах
- развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, интерес к предметам народного искусства (социально-коммуникативное);
- развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности (познавательное);
- обогащение активного словаря; развитие связанной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (речевое);
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей; становление эстетического отношения к окружающему миру (художественно-эстетическое);
- овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере (физическое).
Материал: различные игрушки из дерева, соломы, тряпичные куклы, современные игрушки, картинки с изображением игрушек, народных игр.
Предварительная работа:
1. Презентация «Игрушки разных времен Сергиево-Посадского музея игрушки».
2. Выставка «Игрушки своими руками»;
3. Повтор ранее разученных стихотворений А. Борто из серии «Игрушки»;
4. Рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказа;
5. Просмотр мультфильма «Живая игрушка»;
6. Беседа о любимых игрушках;
7. Разучивание физкультминутки «Заводные игрушки»
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу предложить вам необыкновенную экскурсию в необычный музей. Этот музей появился у нас в группе.
Слава нашей стороне, слава нашей старине
И про эту старину, я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.
Предлагаю подойти к столам и рассмотреть первую выставку коллекции игрушек. Знакомы ли вам эти предметы, для чего они нужны?
- (Ответы детей).
Все дети во все времена любили и любят играть в игрушки. Игрушка - великое изобретение человечества. В ней воплощены основные жизненные ценности народа, передаваемые из поколения в поколения. Сейчас купить желанную игрушку не составляет труда. Их в большом количестве делают на заводах и фабриках, продаются они в разных магазинах. Они умеют двигаться, прыгать, летать,говорить.
А вот ребятишки в старину не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители.
(Показ тряпичных, деревянных, кукол из соломы, иллюстраций, картинок).
Воспитатель. (Переходим к следующему экспонату)
- Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть
Может три, а может шесть
Разрумянилась немножко
Наша русская … (Матрёшка)
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрёшка)
Воспитатель.
- Появилась первая матрешка очень давно. Привезли игрушку из другой страны. Раскроешь её, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья матрёшка. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Они переодели ее в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щечки яркий румянец. И назвали ее старинным русским именем – Матрешей.
Воспитатель.
- Дети, посмотрите, вот ещё одна игрушка. В старину её называли Ванька – встанька.
Ванька-встанька,
Ванька-встанька,
Приседай-ка,
Приседай-ка.
Будь послушен,
Ишь какой!
Нам не справится с тобой.
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Вам такой встречается?
Он совсем не хочет спать,
Положу — встаёт опять
И стоит-качается. (Ванька-встанька)
Воспитатель.
- Ребята, кто знает, как эту игрушку называют сейчас?
(Ответы детей).
Воспитатель.
- Неваляшка предлагает нам станцевать её любимый танец, хотите? (ритмическая композиция «Куклы-неваляшки»).
Воспитатель.
- Двигаемся дальше по музею. Вот ещё одна любимая игрушка.
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
Хоть надут он всегда — С ним не скучно никогда.
(Мяч)
Воспитатель.
- Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек. Придумали его много – много лет назад.
В России в старину простые люди чаще всего делали мячи из тряпок и тряпками их набивали. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, или бубенчики, получался одновременно мячик и погремушка. На Севере мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры липы, березы или ивы. Внутри такие мячи были пустые или набивались песком. В некоторых местах мячи делались из овечьей шерсти. Такой мяч был легким и мягким. Резиновым мячом играли только дети из богатых семей.
Люди с давних пор придумывали игры с мячом. Хотите поиграть с мячом? ( игры:«Мяч лови!», «Мяч по кругу»).
Воспитатель.
- Играть можно не только с игрушками, но и без них. А как вы думаете, в старину ваши ровесники знали какие-нибудь игры? (Ответы детей)
Воспитатель.
- Сейчас мы отправимся на волшебную полянку – поляну русских народных игр. Кто же придумал эти игры? Они созданы народом, так же, как сказки и песни. Русские народные игры дошли до нас из глубокой старины. Собирались мальчишки и девчонки вечерами на деревенской улице или за околицей, без устали бегали, играя в горелки, салочки, лапту. Зимой устраивались катания с гор, игры в снежки, катания на лошадях с песнями.
Особенно любимыми были такие игры, как лапта, горелки, салочки, жмурки, городки. Итак, отправляемся в путь.
Воспитатель.
- А с чего начинается любая игра?
(Ответы детей).
Воспитатель.
- Правильно, со считалки. Какие считалки вы знаете?
(Ответы детей)
Играем в подвижную игру “Зайцы и волк». Или в игру малой подвижности "ВОЛК - ВОЛЧОК"
Волк - волчок, шерстяной бочок
Через ельник бежал,
В можжевельник упал,
Зацепился хвостом,
Ночевал под кустом. Ход игры: дети стоят по кругу. По считалке выбирают волка. Волк идет широкими шагами за кругом, на последние слова приседает кому-либо за спину, тот и становится волком. Игра повторяется. Можно выбрать два волка
В заключении. Молодцы, ребята. Вы были ловкими, умелыми. Узнали сегодня много нового из истории игрушек. А матрёшки приготовили для вас подарки (раскраски).