МААМ-картинки

Конспект НОД по ФЦКМ для детей 5–6 лет «Куда улетают птицы?»

Елена Колесникова
Конспект НОД по ФЦКМ для детей 5–6 лет «Куда улетают птицы?»

Конспект НОД по ФЦКМ для детей

5–6 лет «Куда улетают птицы

Цели:

— расширение представлений о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

— формирование умение делить птиц по месту обитания (птицы леса, водоемов, болот, птицы открытых пространств – степь, поле); по способу питания (насекомоядные, зерноядные, растительноядные, плотоядные) на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ для детей 5–6 лет „Куда улетают птицы?“» размещена в разделах

— активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

— развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

— воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать интерес к птицам, желание им помогать.

Образовательные: расширять представления об особенностях внешнего вида птиц, об образе жизни, об условиях, необходимых для жизни птиц в теплое и холодное время года.

Развивающие: развивать образную память; развивать умение строить высказывание, правильно строить предложение.

Предварительная работа: Беседа с детьми о диких птицах, дидактическая игра «Птицы» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Худ. - эстетическое Материалы: иллюстрации птиц зимующих, перелетных, домашних, письмо.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность».

Содержание организованной деятельности детей

Дети входят в зал. Воспитатель обращает внимание на гостей, родителей. Предлагает поздороваться как эколята - защитники природы

Дети встают в круг, здороваются:

Здравствуй, солнышко красное!

Здравствуй, небушко ясное!

Здравствуйте рыбы, птицы и звери!

Здравствуйте все мои друзья!

Здравствуй, вся моя Земля!

Это –я! Я – люблю тебя!

В-ль: Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)

Сделайте шаг вперед все те, кто очень любит природу. А теперь сделайте шаг вперед те, кто много знает о природе. (дети делают шаг вперед)

Значит вы любите и знаете природу? (да)

Конечно, вы же эколята – защитники природы!

Тогда сегодняшнее сообщение для вас.

Сегодня в детский сад пришло необычное письмо и сообщение на ноутбук. Слайд 1

Хотите послушать?

В-ль показывает видео - письмо. (слайд 2) Звук пролетающих птиц

Читает стихотворение «Встали птицы на крыло»

Ребята, как вы думаете, кто прислал нам это сообщение и о чем оно? (ответы детей).

В-ль: обобщает ответы: да, это перелетные птицы прощаются с нами.

Как вы думаете, они радуются, или грустят? (ответы детей)

А почему птицы вынуждены каждую осень улетать в теплые края? Куда улетают птицы? (на юг, в теплые края? в Африку). Ответы детей

А можете ли вы представить весь путь полета птицы?

Слайд 3 Поднимите руку те, кто хотел бы полететь вместе с птичками? Почему? Что бы вы хотели узнать? (дети объясняют свой выбор).

В-ль: ученые орнитологи уже давно придумали, как можно полететь вместе с птичками. Кто то знает об этом, может рассказать? (ответы детей)

Слайд 4

В-ль уточняет: Да, они окольцовывают птиц (надевают колечко на лапку с номером, прикрепляют миниродары и через компьютер следят за полетом птицы.

А я вам предлагаю пофантазировать и представить себя в роли перелетных птиц, готовящихся к перелету и полететь по их маршруту. Хотите? (согласие детей)

У меня на столе лежат картинки птиц, выберите любую и мы начнем превращение (дети выбирают картинки; воспитатель делает то же самое).

Я произнесу волшебные слова: раз, два, три вокруг себя обернись и в птицу задуманную превратись (Дети повторяют движения за воспитателем).

В-ль: помашем крыльями- мы птицы!

Слайд 5 «Птицы» звуки «Птичий базар»

Раз эта игра, давайте договоримся, кто какую роль будет играть. Нам надо выбрать самого опытного вожака, обычно эта птица уже старая, много знает и учит других (дети предлагают воспитателя). Ну а вы будете «молодняк» - молодые птички, которые весной вылупились и к осени немного подросли и готовы к дальнему перелету. Итак, начинаем.

Вос-ль: (меняет голос, надевает маску гусыни) :

Я главная гусыня Акка! Слетайтесь птицы на совет! Слайд 6

Устраивайтесь поудобнее и слушайте я расскажу, как мы полетим в теплые края. Сразу предупреждаю: больных и непослушных птиц не берем!

(Дети садятся на коврик, изображая птиц).

В-ль в роли гусыни-вожака продолжает: вы все разные птицы : большие и маленькие, лесные, полевые, есть среди вас и водоплавующие. Но все мы называемся, одним словом. Каким? (Дети отвечают – перелетные). Да, перелетные. Сейчас я вас рассажу так, как вы живете: птицы леса (знак в обруче) – садятся сюда. Болотные сюда и водоплавающие к обручу с соответствующим знаком. Птицы открытых пространств – к своему знаку (дети распределяются по группам- рассаживаются по месту обитания птиц около обруча, в котором лежит схема).

В-ль уточняет, кто, где живет, помогает, если дети затрудняются.

Птицы леса : соловей, кукушка, скворец, сова, сокол

Птицы открытых пространств (степь, поле) : жаворонок, сокол, ласточка

Птицы водоплавающие : утка, гусь, лебедь

Птицы побережий, болот: цапля, журавль

Дети в роли птиц рассаживаются по своим группам.

В-ль в роли гусыни: а теперь, нам нужно представиться и рассказать о себе: как зовут, описать себя, крупная птица или мелкая, где живешь, чем питаешься, какую пользу приносишь в природе.

Начну с себя:

Слайд7

Я- гусыня, довольно крупная птица, водоплавающая: живу на берегу рек, озер и болот, у меня плоский, крепкий клюв с зубчиками, которыми я перетираю и процеживаю пищу, лапки с перепонками, поэтому я хорошо плаваю. Я питаюсь мелкой рыбкой, ракообразными, головастиками. Лягушками, растениями водоемов. Я ем много личинок комаров и тем самым приношу пользу всем и животным, и людям.

Дети по образцу представляют своих птиц (можно объединится, если дети выбрали одну и ту же птицу или из одной группы).

В-ль в роли гусыни дополняет ответы детей и уточняет, обращается с просьбой дополнить других детей.

Дети представляются (на экране появляются те птицы, о которых рассказывают дети). Слайды с 8-18

В-ль в роли гусыни: Что ж, все представились. Путь нам предстоит долгий. Несколько тысяч километров, полетим почти без сна и отдыха и перерыва на обед. Во время пути может случиться беда с теми, у кого мало сил на перелет. Поэтому нам надо набраться сил.

Сделаем зарядку (физкультминутка) Музыкальная

Сделали зарядку. А теперь нам надо подкрепиться: как следует покушать.

По очереди подходите за едой (на столе разложены картинки, изображающие еду, игрушки-муляжи).

Первыми зову птиц, которые предпочитают насекомых, как эти птицы называются? (насекомоядные) : ласточки, соловьи, кукушка, жаворонок. Вы полетите первыми. Почему, как вы считаете? (дети объясняют)

Теперь подходите те, кто ест рыбку, ракообразных, лягушек и пр. птицы предпочитающие животную пищу. Вы полетите последними. Почему, как вы считаете.

Теперь, кто ест мышей, ежей, змей – плотоядные (хищники). Они тоже улетают, почему?

Дети делают вывод, что осенью с наступлением холодов насекомые исчезают первыми (поэтому улетают все насекомоядные, и в конце осени, с наступлением первых признаков зимы улетают водоплавающие и птицы болот, когда замерзают водоемы, исчезает пища).

Ну что. Подкрепились, теперь к полету. Мы с вами можем лететь в разные страны, но больше всего мне нравится Африка. Летим в Африку!

Полетим мы все по-разному: кто стайкой, а кто выстроится в красивые линии.

На экране появляются схемы полета птиц. Слайд 19,20

В-ль предлагает попробовать все варианты.

Игра: птицы, птицы постройтесь в линеечку-шеренгой (аисты, цапли, птицы, птицы постройтесь клином, косяком, (журавли, лебеди, гуси) прямым фронтом или дугой (утки, стайкой (ласточки, жаворонки, грачи, скворцы)

В одиночку, гордо полетят хищники.

В- уточняют какие птицы, как летят (дети пробуют разные варианты).

Дети с воспитателем делают небольшой перелет. (Слайды картины природы с высоты птичьего полета) слайд 21 - 22

В-ль объявляет первую остановку – отдых и подкрепиться: залетим ненадолго к моему другу старому филину, он стар и мудр и много знает и чем-нибудь нас угостит

У мольберта появляется Филин

-Здравствуйте, птицы перелетные. Куда путь держите? Отдохните с дороги, присаживайтесь. Он спрашивает птиц : знаете ли, зачем вам клюв (Дети отвечают).

Он показывает им разные клювы. Картинка. Слайд 24

Филин (воспитатель) спрашивает: кто из вас любит насекомых: - ваши клювы острые и тонкие (ласточки, скворцы, кукушки)

Кто из вас любит зерна и семечки, орехи (Зерноядные) – имеют короткий и мощный клюв. Им надо давить зерна, семена, орехи (грач, скворец)

Кто из вас любит рыбку, растения водоемов? У водоплавающих – плоский крепкий клюв, чтобы отрывать растения в воде и ловить рыбу (утка, гусь, лебедь)

У птиц болот клюв длинный и острый, чтобы добывать пищу со дна водоемов (аист, журавль, цапля).

У хищников – мощный клюв, загнутый к низу, чтобы нападать на пищу, вонзать и разрывать на части.

Предлагает игру: узнай где, чей нос. (картинка) Дети определяют

А чтобы лучше понять, как работает клюв. Предлагаю провести опыт: у меня на столе разные предметы: палочки, щипчики и пр. и корм разный попробуйте взять палочки достать лягушку из бутылки каким клювом удобнее? (дети предполагают). Каким предметом будет удобнее брать мелкие предметы: насекомых – острым клювом. А каким клювом можно взять мелкое животное – острым хищным клювом (вилка- кусочек сыра) ягоды, зерна, орехи. (Дети пробуют разными предметами добыть «пищу»)

В-ль в роли гусыни объявляет: птицы, на крыло! Полетели!

Сейчас, когда скажу день – мы летим быстро, слайд 25

скажу ночь – замедляем полет. Слайд 26

Во время игры в-ль объясняет, что птицы даже спят во время полета- одним глазом. За все время пути спать им удается немного.

В-ль объявляет: Внимание, внимание, опасность на пути! Слайд 27-31 звук опасности

Во время пути птиц подстерегает много опасности: охотники, грязные водоемы, грязный воздух и др. Многие птицы так и не прелетят в Африку, погибнут по дороге.

Но мы с вами сильные, смелые, сытые – все преодолеем.

А вот и Африка. Ура! Прилетели! Молодцы! слайд 33-34

Теперь вы поняли легко ли птицам добираться в теплые края? (Ответы детей)

А нам пора снова превратиться в ребят говорим волшебные слова: раз, два, три – вокруг себя обернись и в ребяток превратись.

Ребята, сделайте шаг вперед те, кто знает куда и почему улетают перелетные птицы осень? (дети выполняют). А теперь сделайте шаг вперед те, кто понял, как птицам нелегко во время пути приходится? (дети выполняют).

А сейчас я предлагаю вам сделать коллективную работу на память об улетающих птицах.

Заранее вырезанные шаблоны птиц дети приклеивают на ватман в виде косяка.

В-ль спрашивает: трудно было быть птицами, что вы узнали нового, что особенно запомнилось. (Ответы детей).

В-ль уточняет и обобщает ответы детей : помните, что птицы наши друзья и помощники, они приносят большую просьбу и их нужно охранять, защищать и помогать. Подумайте вместе с родителями, как мы можем помочь и защитить перелетных птиц. В следующий раз, мы подробнее обсудим эту тему.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей старшей группы 5–6 лет «Зимующие птицы» «Зимующие птицы» Непосредственно – образовательная деятельность детей старшей группы (5 -6 лет) Цель: развивать диалогическую и объяснительную.

Детский мастер-класс от Ариночки «Птицы улетают»Детский мастер-класс от Ариночки «Птицы улетают» Вновь вас приветствую, друзья и гости моей странички! Птиц провожают В дорогу леса: Долгое эхо Летит в небеса. Птиц провожают В дорогу луга:.

Картотека дидактических игр для детей 3–4 лет по темам «Посуда», «Транспорт», «Зимующие птицы», «Домашние птицы» Тема «Посуда». «Накроем стол к чаю». Программное содержание. 1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить.

Конспект музыкального занятия группы общеразвивающей направленности 6–7 лет «Улетают птицы в теплые края» Конспект музыкального занятия с детьми группы общеразвивающей направленности 6-7 лет Доминирующая образовательная область: - художественно.

Конспект НОД по ФЦКМ «Мы-космонавты» для детей старшей и подготовительной группы Конспект НОД по ФЦКМ на тему «МЫ-КОСМОНАВТЫ» старшая, подг. группа Воспитатель: Тархина А. В. Цель:Продолжать формировать математические.

Конспект НОД по экологии «Куда улетают лебеди» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по экологии «Куда улетают лебеди» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно - эстетическое развитие.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Беседа «Птицы на юг улетают» Беседа «Птицы на юг улетают».Задачи. Формировать представления детей о перелётных птицах. Закреплять представления о том, как похолодание.

Конспект открытой НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Зимующие птицы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Розочка» с. Крымская Роза Белогорского района Республики Крым.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «А куда снегири улетают летом?»Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «А куда снегири улетают летом?» Задачи: познакомить детей с жизнью оседлых птиц - снегирей; продолжать обучать детей разным нетрадиционным техникам; снегири в технике.

Проект в младшей группе «Птицы улетают на юг» МКДОУ Детский сад №3"Солнышко"г. Лахденпохья Проект «Птицы улетают на юг». Подготовила воспитатель: Кудряшова Т. А. Тема проекта «Ознакомление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по ФЦКМ для детей 5–6 лет «Куда улетают птицы?»
Опубликовано: 24 января 2018 в 09:34
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД