Анна Тимошенко
Конспект НОД по ФЦКМ «Сахалин — наш общий дом» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сахалин — наш общий дом
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 «Березка» г. Южно-Сахалинска
«САХАЛИН- НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Воспитатель: Тимошенко А. И.
«Сахалин- наш общий дом»
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Сахалин — наш общий дом“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сахалинская область
- Темочки
Цель: Расширить знания о нашем родном острове Сахалин.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения острова Сахалин.
2. Познакомить с национальным праздником коренных жителей Сахалина «Медвежьим праздником».
3. Ввести в словарный запас ребенка значение новых слов: ссылка, каторга, тотем, ссыльные, нивхи, айны.
Материал и оборудование:
Доска, фишки видео презентация по ходу занятия, толковый словарь, физическая карта России, карта Сахалина, фоторепродукции из архива: карта медвежий праздник, фотографии города Южно-Сахалинска, фотографии с изображением животных Сахалина.
Ход
- -Дети, сегодня я хочу рассказать вам о том, как появился на земле наш остров Сахалин- на общий с вами дом. Но прежде, чем говорить об истории, давайте вспомним, что мы о нем знаем.
-Поиграем в игру «Угадай-ку», кто больше наберет фишек, тот победит. Фишка дается за каждый правильный ответ. Кто может ответить на мой вопрос, поднимает руку.
1. Как называется наш остров? (Сахалин) (слайд остров Сахалин на карте России)
2. Как называется город, в котором мы живем? (г. Южно-Сахалинск) (слайд фотографии города Южно-Сахалинска)
3. Какие реки текут на Сахалине? (Лютога, Сусуя, Рогатка, Хомутовка, Найба). (слайд реки на карте Сахалинской области)
4. Каких диких животных, обитающих на Сахалине, вы знаете? (Медведь, лиса, заяц, белка, олень, еж, бурундук и т. д.) (слайд – фотографии животные Сахалина)
- Молодцы! Давайте подсчитаем, у кого сколько фишек. (подсчет фишек). Все ребята были молодцы. А сейчас я вам расскажу о том, как возник остров Сахалин. Освоение Сахалина началось с каторги и ссылки.
КАТОРГА- это тяжелые работы для людей, которые совершили преступление.
ССЫЛКА- это наказание, людей отправляли на поселение в отдаленные места.
-Первые ссыльные появились на Сахалине в 1858 году и через год остров объявили местом каторги и ссылки.
ССЫЛЬНЫЕ- это те люди, которых отправляли в ссылку за наказание. Во время каторги было сослано от 30 до 40 тысяч человек. Присоединение Сахалина к России и начало освоения острова коренное население айнов и нивхов.
Нивхи и айны- это коренные народы, проживающие на Сахалине. Сахалинская каторга просуществовала до 1906 г. В 1908 году остров был объявлен свободным для вольного населения. Дети, скажите, как называется наш остров? (Наш остров называется – Сахали).
- А вот японцы называют наш остров Кабафуто или Карафуто, что обозначает «Березовый остров».
-Как вы думаете почему его так называли «Березовым островом»? (На нашем острове очень много берез)
-Скажите, а какое самое крупное дикое животное обитает на Сахалине? (Медведь)
Физминутка «Мишки по лесу гуляли»
Мишки по лесу гуляли, (идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так (ставим одну руку на бочок- это «корзинка»)
Мишки ягоды искали,
Сладку ягодку искали.
Сладку ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так (собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так (гладим себя по животику)
Все на травке развалились.
А потом плясали Мишки
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх).
-Сейчас мы с вами познакомимся с праздником коренных жителей Сахалина- «Медвежьим праздником». Обычай проведения Медвежьего праздника был одинаково присущ как древним айнам, так и нивхам.
- Айны и нивхи- это коренные жители Сахалина. Особое отношение к медведю было свойственно всем народам, живущим в тайге и в тундре.
Показ фотографий, картинок.
- Медведя почитали, как предка тотема (тотем- это животное, (иногда растение или какой-нибудь предмет, который являлся родоначальником племени, которого нельзя убивать и есть, но постепенно этот запрет ослаб. Новорожденного медведя из тайги приносили в селение, где 3-4 года вся община заботилась о нем : ухаживала, кормила, выводила на прогулку. Местом, где жил медведь. Была специально построенная бревенчатая клетка. Медведя в конце праздника приносили в жертву- его придавали к горному духу- хозяину, а затем вкушали его мясо. Молодые люди, держа взрослого медведя на цепях, проводили его по селению к реке. Место, где проходил ритуал, было украшено лиственницами. Опытный охотник стрелял из лука в медведя. Во время трапезы на празднике медведя использовалась специальная ритуальная посуда. На ложке была нарисована сцена охоты на медведя. В праздничные дни устраивались соревнования.
Просмотр слайдов презентации «Медвежий праздник»
-А сейчас давайте мы с вами тоже немного поиграем.
Игра «Достань до хвостика»
- Молодцы! Скажите, ребята, о каком животном я вам рассказывала, которое почитали коренные жители Сахалина? (О медведе.)
- А сейчас я вам предлагаю сесть за столы и немного порисовать. Будем обводить медведя по трафарету, а затем его раскрасим (по окончании работы откладываем на край стола).
-Так как мы с вами тоже коренные сахалинцы и тоже почитаем хозяина сахалинской тайги- медведя, давайте с вами вспомним стихотворение Г. Ладонщикова про медведя.
Ребенок читает стихотворение
Без нужды и без тревоги
Спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны,
И, наверно, видел сны.
Вдруг проснулся косолапый,
Слышит: каплет!-
Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил-
Кругом вода!
Заспешил медведь наружу:
Заливает- не до сна!
Вылез он и видит:
Лужи,
Тает снег…
Пришла весна.
- Молодец! Ребята, так на каком острове мы с вами живем? (На Сахалине.)
- С каким праздником познакомились? (Медвежьим праздником.)
- А какие новые слова вы узнали? (Тотем, каторга, ссылка, айны, нивхи, ссыльные.)
- А какое животное является родоначальником племени айнов и нивхов? (Медведь.)
- Молодцы! Сегодня, ребята, вы были очень внимательны и узнали очень много нового.