Светлана Пахомова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира и экспериментированию в подготовительной группе «В мире звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с ультразвуком, как с помощью звука можно измерить расстояние (эхолот)
- Развивать представление о разнообразии звуков, их зависимости от источника, условий восприятия.
Развивающие задачи:
- Развивать стремление к поисково- познавательной деятельности.
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира и экспериментированию в подготовительной группе „В мире звуков“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
- Вызвать радость открытий полученных из опытов.
- Формировать у детей правильное отношению к слуху.
Предварительная работа: беседа «Как живёт моё тело. Чтобы уши слышали», проведение простейших опытов о звуке. Картотека № 18, 20, 21. Рассматривание картин, иллюстраций. Работа с карточками-схемами.
Материал. Мяч, емкость с водой, карточки- схемы на каждого ребенка, ИКТ, слайды: физика Поля Ланжевена, подводной лодки, корабля, летучих мышей, эхолота, луны, звуки.
Ход занятия.
В группу входит ученый.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду ученым- физиком. Физика – это наука, которая пытается побольше выяснить…о теплоте, магните, свете, об электрических лучах, о звуках и многом- многом другом.
- Я очень люблю проводить разные опыты с водой, песком, глиной, магнитами, воздухом. А вы, любите проводить опыты?
- Предлагаю вам, ребята, быть моими помощниками- учеными. Согласны?
-Сегодня мы с вами продолжим разговор о звуке.
- Вспомните, и скажите, как создать звук? (потопать, пошуметь, постучать молотком по гвоздю, лопнуть шарик и т. д.)
- Какое движение совершает предмет по которому ударяем? (он колеблется, совершает колебательные движения).
- Как передаются колебания? (по воздуху).
- Что происходит с воздухом? (он вибрирует).
-Представьте себе, что мы оказались на Луне. Услышим ли мы что – нибудь на ней? (высказывания детей).
-Вопрос трудный, да еще про другие планеты.
- Возьмите карточки и покажите одну из карточек, Где вы будете искать ответ на этот вопрос. (спрашиваю детей).Ответ на этот вопрос вы, мне скажите при следующей нашей встрече.
- Скажите, уважаемые ученые. Какие бывают звуки? (тихие, громкие, высокие, низкие) - А бывают ли неслышимые звуки? (ответы детей).
- Да, существует очень высокий звук, который для нашего уха не доступен. Это – ультразвук. Человек к ультразвуку совершенно глух. А вот некоторые животные обладают удивительной способностью испускать и принимать ультразвук.
Показ слайда (1) летучей мыши.
- Кто это?
- Что вы, можете рассказать о жизни летучих мышей? (они плохо видят, ведут ночной образ жизни).
- Как вы, думаете, что помогает летучим мышам не наталкиваться на предметы и друг на друга? (высказывания детей). Ответить на этот вопрос нам помогут опыты.
- Перед вами емкость с водой, у одного края емкости, опустите одну руку в воду, изобразите волны; понаблюдайте, что происходит с волнами? (предполагаемые ответы детей).
- Волны доходят до противоположного края и идут в обратном направлении («как звуки»).
- Возьмите мячи и представьте себе, что это звуки. Попробуйте отбить мяч об пол с большого расстояния.
- А теперь с близкого.
-Что происходит с мячом? (он ударяется об пол и возвращается обратно).
Похожее явление происходит и со звуками : долетая до твердых предметов, они возвращаются обратно, как бы отталкиваясь от них.
Летучие мыши издают особые звуки, которые помогают им измерять расстояния. Издала летучая мышь звук, ударился он об трубу или крышу и если звук мгновенно вернулся к ней, значит предмет близко и мышь мгновенно меняет направление полета.
- Посмотрите, какие огромные, по сравнению с телом, уши. А необходимы они ей, для улавливания звука, который она сама же издает.
- Пожалуйста, уважаемые ученые, мы с вами вместе сделали открытие, что летучая мышь может испускать и принимать ультразвук.
- А теперь сделаем выводы:
- Если звук возвращается быстро, значит предмет близко или далеко? (близко).
- Если звук возвращается нескоро, значит предмет (далеко).
Используя свойство звука передаваться на большие расстояния, французский физик Поль Ланжевен (слайд 3)изобрел особый прибор- эхолот. Этот прибор необходим морякам.
(показ слайда 4).
-Скажите, на что похож эхолот? (на телевизор, компьютер).
-Как вы, думаете, для чего эхолот нужен морякам? (ответы детей)
-Посылая с днища корабля сигналы в толщу воды, такой прибор может измерить морское или океанское дно, посылая звук и принимая его обратно. Все неровности будут замечены, и отраженный сигнал сообщит на корабль (показ слайда 5).
- Уважаемые, ученые, а любите ли вы отгадывать загадки? Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай звук». Вы были очень внимательны и отгадали все звуки. Задумайтесь, сколько вокруг нас источников звука!
На детской площадке «стонут» несмазанные качели, кричат ребятишки во дворе, кто-то стучит, вставляя стекло. По улице, урча моторами, проносятся автомобили, из окон звучит громкая музыка, скрипнула дверь…
Игра «Хорошо- плохо».
-Скажите, уважаемые ученые, звуки - это хорошо или плохо?
- Чем хорошо? Чем плохо?
-Иногда мне приходиться бывать в городе. От городской суеты, разнообразного шума я возвращаюсь домой с головной болью. Жизнь в нашем селе спокойнее, тише, что положительно сказывается на здоровье.
- А знаете ли вы, что врачи давно бьют тревогу о частичной или полной потере слуха, а также нарушений нервной системы связанных с избытком обрушившихся на наши уши звуков.
- Уважаемые ученые, подумайте и скажите, а как мы с вами можем бороться с шумом? (высказывания детей).
- Борьба с шумами ведется: за черту города или села выносят железные дороги, запрещают пользоваться звуковыми сигналами.
- Конечно, не сравнить шум с тишиной у реки, когда слышно лишь журчание воды, шелест листьев. Ребята, вы утомились, волновались на занятии. Давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок,
Я вдыхаю его чистый,
Свежий воздух.
Колышутся травы.
Надо мной гордо кружат птицы.
Мне хорошо и приятно.
-Понравилось ли вам быть учеными?
-Бывают ли неслышимые звуки?
-Кто из животных обладает таким звуком?
-Где применяют эхолот?
- О чем бы вы хотели узнать при следующей нашей встрече?
-Мне пора с вами прощаться. Вы были сегодня самыми настоящими, знающими учеными. Мне было с вами очень приятно работать. До свидания, до новых встреч.