Нина Сучкова
«Моя малая Родина — Выкса!» Конспект НООД по формированию целостной картины мира в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Моя малая Родина-Выкса!
Цель: Образовательная. Закрепление знаний истории родного города, его герба, достопримечательностей; развитие умений работать коллективно. Развивающая. Развитие любознательности, расширение кругозора детей. Обогащение и активизирование словаря (герб, летопись, старина). Воспитательная. Воспитание любви к родному городу, аккуратность в процессе любой деятельности.
Предварительная работа. Беседа о Выксе,
Публикация «„Моя малая Родина — Выкса!“ Конспект НООД по формированию целостной картины мира в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
рассматривание книг, фотографий, альбомов; экскурсии по городу; игры: «Выксунские загадки», «Так бывает»; консультации для родителей и беседы с ними.
Способы: Словесная: беседы о городе, чтение стихов, проблемные вопросы, рассказы детей. Наглядная: рассматривание иллюстраций, фотографий, изучение герба города, рассматривание флага России, показ картин. Практическая: изготовление герба родного города (аппликация); дидактическая игра «Продолжи».
Средства: Герб Выксы, фотографии, книги о Выксе; цветная бумага, клей, ножницы.
Образовательная деятельность.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о стране, в которой живем, о нашем городе. Послушайте стихотворение Петра Синявского «Россия».
Ребенок:
Здесь теплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладони лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водой святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России.
Здесь мама, здесь храм,
Здесь Отеческий дом.
Воспитатель: Что автор подразумевает под словами «отеческий дом»?
Дети: Дом, где мы живем.
Воспитатель: Правильно. В какой стране мы с вами живем?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: А можно ли Россию назвать «отеческим домом»?
Дети: Можно. Мы живем в России, и можно считать, что это наш дом.
Воспитатель: Как называется город, в котором мы живем?
Дети: Мы живем в городе Выкса.
Воспитатель: А как называют жителей России?
Дети: Россиянами.
Воспитатель: А как называют жителей нашего города?
Дети: Жителей нашего города называю выксунцы.
Воспитатель: Кто может назвать свой точный адрес?
Ребенок: Я, например. Нижегородская область, город Выкса, микрорайон Юбилейный, дом 78, квартира 104.
Воспитатель: Почему наш город назвали Выкса?
Дети: Здесь протекала река Выксунь.
Воспитатель: Правильно дети. Недалеко от завода и поселений протекала небольшая река Выксунь (по другим источникам река Выксунка, откуда и произошло название села. К началу XIX века в Выксе и её окрестностях действовали с десяток «железноделательных заводов». В связи с тем, что для выплавки железа и производства различных изделий необходима энергия, а её в то время добывали «из воды» (путем возведения плотин, то в самой Выксе и в окрестных поселениях, где существовали заводы, были сооружены искусственные озера. В настоящее время водоемы представляют собой уникальную искусственную водную систему, которая является памятником природы.
Дети, а как вы думаете, всегда ли наш город был таким большим: большие дома, на дорогах асфальт, множество машин?
Дети: Не всегда. Раньше дома были маленькие, деревянные, а дороги вымощены булыжниками.
Воспитатель: Правильно! Люди совсем недавно научились строить высотные дома, выкладывать дороги асфальтом. А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.
Встаньте со стульчиков и представьте, что мы с вами плывем на лодке и перевозим груз. (Гребут руками, как веслами).
Мы с вами переплыли на другой берег реки, теперь будем сажать деревья. (дети присели – деревья маленькие, встали на носочки – деревья выросли.)
А теперь мы будем кузнецами и постучим молотками. (Дети поднимают руки, наклоняются, опускают руки)
Посмотрите, какой плакат я вам принесла. Что на нем изображено?
Дети: Это герб России, на нем изображен двуглавый орел.
Воспитатель: Да, это герб нашей страны, а как вы думаете, у нашего города есть свой герб?
Дети: Конечно, у нашего города есть своей герб.
Воспитатель: Посмотрите на плакат и скажите: что на нем изображено.
Дети: На нем изображено: вода, лес, олень и трубы.
Воспитатель: Правильно! А какие цвета вы на нем видите?
Дети: Белый, красный, зеленый, голубой.
Воспитатель: Дети, герб Выксы представляет собой геральдический щит, разделенный на четыре цветовых поля: серебряное, зеленое, голубое, красное. В верхнем левом серебряном поле изображен красный олень, отражающий принадлежность Выксы к Нижегородской области. В правом нижнем красном поле — сложный символический знак, объединяющий шестерню, колос, трубы, сталеразливочный ковш. Сталеразливочный ковш и трубы — атрибуты металлургического производства, шестерня — машиностроительного, колос — агропромышленного комплекса. Цветовые поля на гербе имеют важное значение. Красный цвет показывает главенствующую роль металлургии в промышленности района. Зеленый говорит об обилии лесов. Голубой — цвет прудов и речек, которыми так славится наша малая родина.
А где этот герб можно увидеть в нашем городе? Вы где-нибудь его встречали?
Дети: При въезде в город стоят ворота, на которых изображен герб города Выксы.
Воспитатель: А вы знаете сколько нашему городу лет?
Нашему городу 80 лет.
Выкса — город (с 1934) в России, административный центр городского округа города Выкса Нижегородской области. И каждый год во второе воскресенье июля мы отмечаем праздник города. О нашем городе знают во многих городах России и даже за границей. А что выпускали наши умельцы?
Дети: трубы, колеса для поездов.
Воспитатель: Основу промышленности Выксы составляет металлургическое производство. Самым крупным и известным не только в районе, но и в России является Выксунский металлургический завод (ВМЗ).
А вы знаете, что выпускали в годы войны?
Дети: Детали к танкам.
Воспитатель: Чем славился наш город раньше и славиться сейчас?
Дети: Трубами, колесами.
Воспитатель: Правильно! Хотите поиграть? Вставайте в круг.
Проводится игра «Продолжи» (с мячом).
Дети стоят по кругу, воспитатель с мячом – из нутрии круга. Он бросает ребенку мяч и задает вопросы.
В какой стране мы живем?
Как называются жители России?
Какой город является столицей нашей Родины?
В каком городе мы живем?
Как называют жителей России?
Как называют жителей нашего города?
Какая река у нас протекает?
В честь кого назван наш город?
всегда ли наш город был таким как сейчас? Каким он был раньше?
Из чего были выложены дороги в городе?
Что изображено на гербе России?
Что изображено на гербе нашего города?
Чем в старину славился наш город?
Назовите достопримечательности нашего города.
Где вы любите бывать в нашем городе?
Воспитатель: Правильно! А теперь давайте сделаем наш герб. Работаем аккуратно, а я вам буду помогать.
Дети работают. Тем, кто быстрее справиться с заданием, воспитатель предлагает еще раз посмотреть книгу о Выксе.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Теперь мне хочется вас спросить: вы любите свой город?
Дети: Любим!
Воспитатель: А что надо делать, чтобы наш город был еще лучше и красивее?
Дети: Не мусорить, не ломать деревья, сажать цветы, деревья и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Все, что вы сказали, правильно. Я верю, что вы будете делать все, чтобы наш город стал еще лучше. Мне сегодня очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, и я от вас узнала много интересного.
Литература
1. Н. В. Елёшина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
2. ж-л «Дошкольное воспитание» №7- 2011г.
3. В. И. Горбачев "Святыни Выксы : история и современность"
4. А. Д Москальчук "Выксунские зарницы"
5. https://vykza.ru/istoriya_goroda_vyksa.html
6. https://www.101hotels.ru/main/cities/Vyksa/history